Пограничные формальности в мире без границ

Калининградская область — территория России, которая исторически оказалась в стороне от основной части нашей страны, и, тем самым, в настоящее время является менее доступной для внутреннего туризма чем другие области России. Но не менее желанной! 

Надо сказать, что данные земли с 1773 г. до 1945 г. относилась к Восточной Пруссии, а город Кёнигсберг (ныне Калининград) — был её административным центром. Но всё изменилось после Второй Мировой войны, по окончании которой на основании Потсдамского соглашения северная часть Восточной Пруссии отошла Советскому Союзу. И в 1946 году Кёнигсбергская область была переименована в Калининградскую, а город Кёнигсберг, соответственно, в Калининград.

Логично было бы предположить, что нам отошли и многочисленные памятники немецкого искусства, ради которых и стоит ехать в Калининград. Но нет! Данный населённый пункт был уничтожен в войну на 90 процентов. Как выглядел город на 1937 год можно посмотреть в музее при Кафедральном соборе, расположенном в Калининграде.

Из того что вы видите, остался только собор (восстановленный из руин — справа вверху), здание биржи (справа внизу). И, по сути, больше ничего. 

Руины дворца, сохранившиеся в достаточно хорошем состоянии после войны, были варварски взорваны в 1950-х годах. 

От прочих строений не осталось и следа в период войны.

На этой фотографии к современному времени реконструировали лишь синагогу (справа).

Единственное, что осталось нетронутым войной — это пригороды, входящие в состав Калининграда. Там были построены так называемые немецкие города-сады. Но сегодня не о них речь. Для осмотра старинных особнячков, укутанных в зелени, и расположившихся среди булыжных мостовых, необходима отдельная поездка. 

У нас же было всего несколько дней, чтобы познакомиться с Калининградской областью, а точнее с административным центром — Калининградом и его окрестностями — Светлогорском, Зеленоградском и Куршской косой. О чём вкратце ниже и пойдёт речь.

Но начнём, как говорится с истоков. А именно с планирования такой интересной в историческом плане поездки! Как известно, любой турист-путешественник, который собирается поехать из Санкт-Петербурга в Калининград, прежде всего задумывается о том, как это сделать. То есть в большей или меньшей степени планирует свой маршрут.

Какие есть варианты?

1. Поездом. Переезд по железной дороге займёт порядка суток. Говорят, что Шенгенская Виза в данном случае не нужна. Просто когда поезд останавливается в странах Евросоюза туристам нельзя покидать вагон. Исходя из интернет данных, цена билета составит, примерно, от 2 000 р. в один конец в зависимости от степени комфорта выбранного места.

На фото вид железнодорожного транспорта в Калининграде. Самая старая действующая трамвайная сеть в России, кстати, с 1895 года работает. Одновременно она самая западная в России. 

2. Самолётом. Время в пути займёт 1.5 часа. Цена билета составит порядка 4 000 р. в один конец. Это пример моего друга, который купил билет 15 мая на июнь (2019 год). Как я понимаю, Шенгенская Виза в данном случае не нужна. И если купить заранее, то билет будет стоить дешевле.

На фото самолет на набережной в Калининграде.

3. Автобусом, то есть воспользоваться услугами Турфирмы. Например, туром Три дня в Восточной Пруссии Раз уже я веду свой блог на сайте «Серебряного кольца». В данном случае планировать ничего не надо. Все сделают за вас. Цена вопроса, примерно, 17 000 рублей. В конце моей заметки мы подробно посчитаем по пунктам много это или же мало.

4. Автомобилем. Именно таким путём мы и поехали. Нужна Шенгенская Виза. Но если она у вас сделана заранее, то в оплату поездки можно её не считать. В конце концов она выдается на 1 или 2 года. Также нужна страховка на автомобиль (Грин Карта) — об этом позже.

5. Общественным транспортом. Этот пункт я опущу в плане описания, так как такого опыта у меня не было. В связи с чем что-то придумывать не буду. Бесплатный автостоп также пройду мимо — это не наш метод!

На фотографии общественный транспорт Калининграда.

6. Водным путём. Бегло посмотрев интернет, я прочитал, что такой возможности ( с помощью круизных лайнеров) сейчас не существует. 

Хотя... 

Выше были фотографии с набережной в Калининграде. Шутки шутками, а перейдём далее к делу. 

Ниже я постараюсь привести более подробные данные о том как планировался наш маршрут. И попробую сравнить расходы, а также наши затраченные усилия в сравнении с тем, если бы мы поехали, купив туристическую путёвку.   

Сразу в стороне оставлю поезд и самолёт. Так как здесь всё понятно. Среди самостоятельных путешествий самолёт — самый быстрый способ. Поезд — самый бюджетный способ. Главный минус таких способов передвижения для настоящего путешественника, а не просто туриста, заключается в том, что вы смотрите части одной страны как в данном случае (или же части разных стран, если летите в другую страну), но в отрыве от тех территорий, которые их соединяют. Вы их пролетает на самолёте, например. И общего впечатления представить не можете. То есть не видите плавного перехода одной страны в другою. 

В автомобильной или автобусной поездке — это одна из самых интересных сторон путешествия, как мне кажется.

Итак, для нашей поездки в Калининград был выбран праздничный промежуток. С 9 по 12 мая. Это 4 дня. Прикинув расстояние, а оно составило порядка 2000 км...

Мы посчитали время в пути. И сравнили с теми задачами, которые перед нами стояли. В результате поняли, что 4 дня это мало. Надо 5 дней. Идеально подошли бы первые майские праздники — там как раз и было 5 дней. Однако, в то время я работал и не мог поехать. Но друг смог взять лишний выходной, а у меня начался отпуск, потому все сложилось. И мы поехали во вторые праздничные выходные.

Если сравнивать с поездкой по путёвке на автобусе, то это первый и, наверное, главный минус автомобильного путешествия. Ночью водителю надо спать и вообще почаще отдыхать даже днём. В то время как в туристических автобусах есть два водителя, которые сменяют друг друга, потому ехать можно в любое время суток. В связи с чем количество дней можно и уменьшить. Нам же надо было преодолеть 960 км до Калининграда и при этом пройти 2 границы (эстонскую и литовскую — то есть иметь в запасе порядка 4-6 часов). За один световой день это было сделать невозможно. 

Потому, чтобы ещё больше сэкономить время, мы решили выехать 7-го мая вечером сразу после работы, чтобы подъехать поближе к границе с Эстонией. Ведь прекрасный город нас уже заждался.

Выехав, примерно, в 8 вечера из Петербурга, ближе к полуночи мы приехали во Псков и там заночевали. Расстояние до Калининграда сократилось на 300 км и составляло теперь 660 км. С учётом длительного ожидания на двух границах — это было приемлемо.

8-мая, примерно в 9:30 мы отправились в сторону Эстонской границы. К 11:00 приехали на КПП. Прохождение пограничных формальностей составило порядка 2.5 часов. В районе 14:00 после небольшого обеденного перерыва, нас ждал марш-бросок на оставшиеся 600 км к другой части России. По пути мы проехали несколько десятков км по кусочку эстонской территории, а далее преодолев значительные участки Латвии и Литвы, к 21:00 мы приехали на границу России к городу Советск.   

И здесь, на границе (на литовской стороне), нас ждал сюрприз - мы получили свой первый штраф в иностранном государстве - за неправильное прохождение этой самой границы. Пропустили стоп-линию и не остановились. На самом деле так и не поняли где она была. А может мы переутомились? Вопрос остался открытым. Тем не менее за это правонарушение нам был выписан протокол. Штраф полагался от 30 до 90 евро. Поскольку это было в первый раз, то сделали скидку 50 процентов. Мы заплатили 15 евро в магазине, который нам указали литовские пограничники. Платёж был совершён на обратном пути в Россию в Торговом Центре в Клайпеде. 

Время же прохождения границы составило порядка 3-х часов. И из-за этого происшествия в том числе. Так как машину отогнали в отстойник и мы долго ждали оформления протокола. Настала полночь, а до Калининграда оставалось ещё порядка 120 км. Примерно, в 2 часа ночи мы прибыли-таки в Калининград и через пол часа легли спать. Ведь утром предстояла прогулка по этому чудесному городу.

Также осмотрели мы и некоторые интерьеры. Кафедральный собор.

Собор Святого семейства.

В Калининграде оказалось достаточно много интересных мест, о которых я расскажу в других заметках, если у меня на это будет время. Также поведаю о Светлогорске и Зеленоградске более подробно, но в будущем.

Здесь продолжу рассказывать о структуре поездки.

Итак, 7 мая — ехали из СПБ до Пскова. 8 мая ехали из Пскова до Калининграда. 9 мая — весь день провели в Калининграде — гуляли и наслаждались видами. Там же и заночевали. 10 мая мы поехали в замок Нессельбек в Орловке. Это 12 км от Калининграда. Замок был построен в 2011 году.

После чего наш путь лежал в Светлогорск. Тоже недалеко. Около 40 км от Калининграда. Здесь мы пробыли порядка 2-х часов. 

Но по пути заехали на окраину Калининграда, чтобы посмотреть самое старое здание города. Кирху Юдиттен 1288 года постройки.

А вот и Светлогорск. Куротный городок. Очень приятный!

После чего отправились в соседний Зеленоградск, чтобы там завершить свой день. Этот городок также оказался невероятно уютным и очень красивым!

В конце дня мы приехали в кемпинг на Куршской косе. Вообще изначально планировалось посмотреть и Куршскую косу в этот день. Но физически это оказалось сделать невозможно.

По километражу за день вышли следующие показатели. Калининград — Орловка (12 км), Орловка — пригород Калининграда (17 км), пригород Калининграда — Светлогорск (39 км), Светлогорск — Зеленоградск (27 км), Зеленоградск — кемпинг на Куршской косе (11 км). Итого: 106 км. За один день порядка 2-х часов на автомобильные перемещения. 

Если рассчитать время на осмотр достопримечательностей, то вышло так. Замок Нессельбек — 30 минут, пригород Калининграда — 30 минут, Светлогорск — 2 часа, Зеленоградск — 2 часа. Итого: 5 часов. 

Перерывы на обед и ужин: примерно, 1.5 часа. 

В сумме временной расход: 2 часа (езда) + 5 часов (осмотр) + 1.5 часа (еда). Итого: 8.5 часов. Выехали мы, примерно, в 11:30. так как после предыдущего приезда в Калининград в 2 часа ночи и раннего подъёма надо было немного выспаться. В конце насыщенного дня на Куршскую косу в кемпинг мы прибыли, примерно, в 20:30.

Таков получился расклад второго дня (10 мая) активного туризма в Калининградской области. Весь вечер мы слушали пение птиц. Так как домик располагался прямо на берегу Куршского залива.

Ого! Да это же лебедь! У него был домик рядом с нами!

А рядом туда обратно пролетали десятки самых разных птиц… На фото гуси, наверное.

На следующий день, 11 мая, нам предстояло ехать уже в сторону границы с Россией. Ведь другу 13-го мая надо было уже идти на работу. Но Куршскую косу посмотреть очень хотелось, потому мы выделили 1 час следующего утра на осмотр «Танцующего леса».

Косу хотелось проехать целиком, потому мы поехали в сторону Клайпеды. Прошли пограничные формальности. Это заняло порядка 2-х часов. И далее нас ждал паром. Ходит как автобус. Регулярно.

Достаточно быстро преодолев переправу, которая, кстати, бесплатная, при условии, что вы едете с косы, а не с Клайпеды на косу, мы отправились в дальнейший путь. 

Нас ждали очередные почти 600 км до гостиницы во Пскове, а также российско-эстонская граница — а это время. На часах же уже было 14:00. Времени в пути мы потратили порядка 8 часов. Плюс перерыв на обед — 1 час. На прохождение границы ушло около 2.5 часов.

В результате чего приехали в гостиницу в 2 часа ночи. В общем, как обычно — всё по плану! Много потрачено сил, но и много получено впечатлений! 

12 мая можно было расслабиться, и проснувшись в 11 утра, а в 12 часов выехав из гостиницы, мы проехали 300 км и прибыли в Санкт-Петербург.  

-----------------------------------------------

Подведу некоторую общую черту под своим повествованием. Изложу общий план маршрута.

7 мая: СПБ — Псков (20:00 — 24:00 / ночёвка во Пскове). В пути: 300 км.

8 мая: Псков — Калининград (9:30 — 2 часа ночи / ночёвка в Калининграде). В пути: 600 км.

9 мая: прогулка по Калининграду (ночёвка в Калининграде). В пути: 0 км.

10 мая: Калининград — Орловка — Светлогорск — Зеленоградск — Куршская коса (ночёвка на Куршской косе). В пути: 106 км.

11 мая: Куршская коса (прогулка по «Танцующему лесу») — паром Куршская коса/Клайпеда — Псков (ночёвка во Пскове). В пути: 600 км.

12 мая: Псков — Санкт-Петербург. В пути: 300 км.

----------------------------------------------

Финансовые расходы.

1. Страховка на автомобиль (Грин Карта): 2480 р.

2. Бензин: 500 р. + 1745 р. + 1374 р. + 612 р. = 4231 р.

3. Гостиницы: 1200 р. (Псков) + 3400 р (Калининград — 2 ночи) - 2750 р. (Куршская коса) = 7350 р.

4. Еда: 450 р. + 1430 р. + 650 р. (магазины) + еда в кафе (2/3 раза в день), около 2500 р. с человека (то есть 5000 за двоих) = 7150 р.

5. Оплата границы Эстонии: 5 евро (361 р.).

6. Оплата заповедника Куршская коса (Россия): 450 р. за машину и двух человек.

7. Оплата заповедника Куршская коса (Литва): 5 евро за машину и двух человек (361 р.).

8. Билеты в музеи и сувениры: кафедральный собор в Калининграде (250 р. с человека — то есть 500 р за двоих), сувениры на своё усмотрение (добавлю 1000 р. в среднем на человека, то есть 2000 р. на двоих)

9. Штраф за неверное прохождение границы: 15 евро (1083 р.)   

ИТОГО: 25966 р. (расходы за всю поездку на двоих) Или 12983 с человека.

----------------------------------

Можно было сэкономить на еде (мужчины едят в разы больше и особенно не экономят на этом), на сувенирах, а также на штрафах) А значит такую автомобильную поездку вполне можно сделать и дешевле.  

А если сравнить с ценой на похожий тур Три дня в Восточной Пруссии с которым я сравнивал нашу поездку, а его цена составляет 17650 рублей, то она покажется вполне приемлемой. 

Хотя раньше я всегда считал, что такие огромные деньги (для меня) и всего 3 дня… что-то здесь не так. Но когда понимаешь на что тратишь деньги в самостоятельной поездке, то картинка складывается сама по себе.

Работа гида, работа двух водителей, подготовка маршрута, а также полное сопровождение во время путешествия и возможность посетить больше достопримечательностей из-за отсутствия необходимости отдыха водителя, все это стоит каких-то денег и денег, как выяснятся, не таких уж и больших в сравнении с нами потраченными.

------------------------------------

Что я выберу для себя в будущем? Автобусные туры или же самостоятельные путешествия? Я думаю, что буду соблюдать баланс в этом вопросе. В самостоятельных турах своя романтика. Но иногда всё же хочется, чтобы о тебе позаботились! А что выберете вы?

Надеюсь, что материал был интересный и главное полезный! А в Калининградскую область я обязательно вернусь!  

             

  

Баннер:
17:43
RSS
10:02
Выбираем, конечно же по ситуации. У самостоятельных путешествий и с турфирмой свои плюсы и минусы. С турфирмой не учтены затраты на питание и музеи, тогда как в «самостоятельный» расчёт они у вас включены.

Уточню, что:
1) Восточная Пруссия как географическая область вошла в состав прусского государства с самого его основания в формате герцогства Пруссия в 1525 году. 1773 год — это дата юридического выделения в отдельную провинцию. Кстати, был перерыв — с 1758 по 1762 год Восточная Пруссия принадлежала Российской Империи.
2) Есть билеты на самолёт для пенсионеров по фиксированной цене 3500 руб. в один конец, независимо от времени продажи. Правда, в прошлом году квота на эти билеты закончилась где-то в ноябре.
3) Наземным общественным транспортом (автобусами) можно доехать с пересадкой в Риге. Подробности выяснять на сайтах компаний Люкс Экспресс и Эколайнс.
23:46
Спасибо за дополнение! Ещё при планировании маршрутов для самостоятельного путешествия добавляется значительное количество времени на поиск достопримечательностей и возможностей к ним попасть. Графики работы, цены, точные координаты и так далее. То есть домашняя работа. Я про это опустил немного. А с питанием, да — обычно включены завтраки (в гостиницах). Остальное за доп. плату.

Насчёт цен на самолёт (да и вообще на любой вид транспорта) — то в любом случае надо очень заранее знать дату поездки. И чтобы без форсмажоров (сдвиг отпуска и т.п.). В случае с турфиромой можно купить хоть за пару дней. Места частенько бывают. Конечно, это зависит от направления.

А рейсовыми автобусами — в принципе интересно, но мне не с кем кататься на таких. А одному этим заниматься в общем-то лень) А так было бы интересно посоставлять маршруты именно общественным транспортом. И опробовать что-то длительное. Может быть в будущем что-то выйдет. Необходим опыт)

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"