Поросшие мхом, окаймленные плющем, развалины древнего зданья стоят

Почти неделю я вместе с «Серебряным кольцом» осваивала Заполярье, любуясь тундрой и водопадом, горами и морями. Муж мой оставался в Питере, ему работа не позволила отправиться в дальнее путешествие. Но возможность ездить в короткие поездки вдвоем у нас все же есть. Меня по возвращении поджидала «домашняя заготовка»-муж предложил поехать недалеко за город и увидеть так называемую башню инженера Инка. Я совершенно не представляла себе, что это за сооружение, но охотно согласилась прокатиться в воскресный день, хотя тучи опять ходили хмуро.

Выехали не рано, не спеша позавтракав оладьями с морошковым вареньем, даром суровой, но щедрой тундры.

Делясь впечатлениями от своей поездки, не заметила, как мы прибыли в поселок Лесное. Тут я углядела симпатичную деревянную церковку и попросила остановиться, чтобы внимательнее ее рассмотреть.

Я вошла в церковный двор и решила обойти храм вокруг, не заходя внутрь. Муж остался в машине, сверяя дальнейший маршрут. Мне навстречу вышла молоденькая девушка в платке, наверное, служительница, приветливо поздоровалась, а я немного расспросила ее о церкви.

История храма, полное название которого церковь в честь Покрова Божией Матери, невелика. В поселке в 1996-2000 гг. образовался небольшой, но очень сплоченный приход, силами которого возле здания почты был установлен православный крест, после чего верующие обратились с просьбой к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну о строительстве храма и назначении настоятеля. В 2000 году из транспортного контейнера и небольшой деревянной часовни (она на снимке рядом с церковью) был организован временный храм, и начались службы.

Рядом с храмом срубили деревянную колокольню, колокола для которой отлили мастера из Воронежа, освятили трапезную, построенную стараниями прихожан.

Постепенно назревала потребность в постоянном храме. В 2005 году началось его строительство, которое шло с большим трудом в связи с постоянной нехваткой денег. Но 14 октября 2007 года в храме, который вмещает до ста прихожан, наконец состоялось первое богослужение.

Главная святыня Покровской церкви-икона с мощами святого мученика Уара. Я впервые узнала, что этому, единственному из православных святых, молятся о неверующих и некрещеных, в том числе о душах умерших младенцев. За этим в храм приезжают верующие из других городов и даже стран.

Возвращаюсь в машину, и мы едем дальше, непосредственно к цели нашего путешествия. Повиляв по узким улочкам дачного общества, выезжаем прямо к башне.

Внешне сооружение, безусловно, впечатляет, хотя по своему утилитарному назначению представляет из себя обычную водонапорную башню.

Внутри сохранилась основа для огромного чугунного резервуара для воды, ёмкость которого составляла 1315 куб. метров.

Башня инженера Инка в качестве запасного регулирующего резервуара входила в систему Орловского водопровода, который обеспечивал водоснабжение Царского села из Орловских ключей. Строительство водопровода началось в 1901 году, а с 1 марта 1905 года вода была пущена в водопроводную сеть Царского Села после всесторонних санитарных исследований, исполненных под наблюдением Придворно-Медицинской части. Общая стоимость постройки водопровода составила 1.164.000 рублей. Отнесенная к одному ведру нормального суточного расхода эта стоимость составляет 93 копейки.

Трубы водопровода в резервуаре находятся во вполне приличном состоянии.

Почему башня носит имя инженера Инка? Предположительно, от искаженной фамилии немецкого инженера Отто Инце, специалиста по проектированию плотин и водонапорных башен, а также фабрик и газовых резервуаров.

Конструкция Отто Инце-металлический бак-резервуар-применялась в водонапорных башнях по всей России, в том числе и в Веревской башне, как ее еще называют (рядом находится деревня Малое Верево).

Стены башни снаружи все в «оспинах» следов от пуль…

…и рваных ранах от снарядов.

Бомбардировки немцев во время войны нанесли всей системе водопровода непоправимые повреждения. Подземная сеть труб была разрушена до основания. В 1944-м году начались работы по восстановлению водопроводов и башен на освобожденных от немцев территориях, однако до резервуарной башни Инка так руки и не дошли.

На сегодняшний день башня разрушена и заброшена, и ее облюбовали начинающие мастера граффити: все стены украшены разноцветными «наскальными» росписями, по одной стене даже ползет гигантский змей, глотающий пляшущих человечков.

Разрушена и старая постройка рядом с башней, назначение которой определить не удалось.

Обходим вокруг башни, делая снимки с другого ракурса…

… и отправляемся в обратный путь.

Мне показалось, что прогулка получилась какая-то короткая, тем более что дождь почти прекратился, и мы оперативно «переобуваемся в воздухе»: решаем заехать в Гатчину и взглянуть на руины католической церкви.

Гатчинская католическая община образовалась гораздо раньше строительства кирпичного храма. Указ Великого князя Павла Петровича от 23 сентября 1794 года гласил: «воздвигнуть нашим иждивением нарочитый храм…даруем и уступаем сим Гатчинским Лютеранским и Католическим обществам в вечное владение так как собственность их, без всякого возвращения». Т.е. католики и лютеране должны были проводить богослужения по очереди (!). Сколько продолжался такой порядок точно неизвестно, но в XIX веке католики вынуждены были обращаться к богу в Гатчинском сиротском институте, в женской гимназии и в городской богадельне.

Католическая община твердо решила обрести постоянное место для богослужений, и 20 апреля 1876 года был приобретен участок земли, на котором храм находится и сейчас. Месяцем позже гатчинский капеллан получил императорское соизволение на строительство «часовни с квартирами священнослужителя и сторожа», а в середине декабря этого же года часовня была освящена во имя Христа Спасителя.

Спустя тридцать лет, когда часовня уже изрядно обветшала, гатчинские католики через прелата Стефана Денисевича обратились к властям за разрешением построить на их (прихожан) собственные средства новую каменную церковь возле существующей часовни. Закладка каменной церкви Божьей матери Кармельской была произведена 1 октября 1906 года. Автором проекта стал Лев Петрович Шишко, архитектор ризницы и древлехранилища Александро-Невской лавры.

Храм был торжественно освящен 13 ноября 1911 года. К 1915 г. приход насчитывал уже около 2100 человек.

Церковь Божьей Матери Кармельской продолжала действовать до 1937 года, лишившись только часовни, которая была разобрана. Окончательно храм был закрыт в 1939 году, а в здании устроили пекарню.

Газета «Гатчинская правда» писала в начале июня 1941 года: «Строительство Красногвардейского хлебозавода, начатое осенью 1939 года, заканчивается. В конце июня он вступит в эксплуатацию. <…> Бывший костел совершенно изменил свой вид. Снаружи вместо колоколен и крестов на крыше выступают вентиляционные трубы. А рядом со зданием возвышается новая заводская труба. Внутри расположены производственные цеха и подсобные помещения».

Здание храма в войну сильно пострадало: стены сместились относительно фундамента и дали трещины. После войны в разрушенном храме размещалась столярная мастерская и гараж.

В 1994 году гатчинский храм возвращен католикам. К 1997 году была восстановлена алтарная часть, в которой возобновились богослужения.

Храм находится среди типовых пятиэтажных домов. Вокруг его развалин бегают дети и озабоченно спешат куда-то взрослые. Рядом с церковью-мусорные баки и стихийная парковка для машин.

От былого великолепия мало что осталось, но община, которая составляет около 100 человек, не теряет надежд на восстановление храма.

Надеемся и мы.

Карта:
17:32
RSS
00:06
+1
Удивительно что на базе башни никто дачку не смастрячил.
Вокруг недешевые дачки стоят
00:09
+1
Костел красивый был судя по фото
09:36
+1
Как интересно
15:03
+1
А ещё в башне Инка живут кроты))
22:50
Кроты нам в этот раз не встретились. А жаль. Ни разу не видела вживую крота.

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"