Прогулка по Усть - Ижоре

Одним из памятников старины посёлка Усть-Ижора является Шлиссельбургский тракт — дорога из Петербурга в Шлиссельбург, которая тянется вдоль левого берега Невы. Дорога эта появилась ещё в XVIII векеи брала своё начало около Александро — Невской Лавры. От Лавры тянулась до Шлиссельбурга, отсюда и взяла своё название. С тех пор прошло много лет, практически весь тракт заасфальтировали, превратив в шоссейную дорогу, и только небольшой участок булыжного мощения сохранился в посёлке Усть -Ижора.

Правда и здесь булыжник во многих местах закатан под асфальт. Лучше всего покрытие сохранилось около церкви Александра Невского. В этот раз я почему-то не сфотографировала церковь с этого ракурса, поэтому фотография прошлых лет.

Церковь Александра Невского Усть -Ижора

Ниже на фотографии хорошо видна граница между булыжной мостовой и асфальтом. Шлиссельбургский был второй почтовый тракт, (первый пролегал между Петербургом и Москвой) со времени учреждения почты Петром I в 1714 году.

Шлиссельбургский тракт Усть-Ижора

В начале 20-х годов XVIII в. тракт находился в ужасном состояние. Местность была лесистая, болотистая. Грязь на дороге никогда не просыхала. Канав для стока воды не было. Мостов через многочисленные речки, пересекающие тракт не существовало.Так было до тех пор, пока императрице Анне Ивановне не понадобилось ехать на открытие Ладожского канала. Передвигалась сия царская особа в роскошной карете, запряженной десятком лошадей, в связи с чем и появился указ от 9 — 20 августа 1732 года:

«Ее императорское величество изволила указать строение от Санкт-Петербурга до Шлиссельбурга дороги поручить камер-коллегии и для того строения определить от сената особливого человека, на рассмотрение которого велеть на больших реках сделать плоты, чтобы возможно было карету с лошадьми перевезти, а на болотистых местах делать дорогу фашинами1 и по сторонам ровки для стоку воды, и то все исправлять с поспешением, дабы в походе ее императорского величества нынешним летом на Ладожский канал ни малой остановки не было...»

(https://elibrary.com.ua/m/articles/view/Из-истории-революционного-движения-в-России-ШЛИССЕЛЬБУРГСКИЙ-ТРАКТ-НЕВСКАЯ-ЗАСТАВА)

Каждый раз, идя по каменной мостовой, представляю как тряслось его величество в карете по булыжникам:))

Шлиссельбургский тракт Усть-Ижора

Этот ремонт Шлиссельбургского тракта стоил громадных денег. Чтобы покрыть расход, был введен особый сбор за пользование дорогой. Для этой цели на тракте устроили «конторы». Сбор был довольно приличный для того времени: «по 2 коп. с возовой лошади с проводником за весь путь; по 3 коп. с легковой лошади; по 4 коп. с пары; по 6 коп. с тройки; по 8 кои. с четверки и по 12 коп. с экипажа в шестерку. „Богачей, проезжавших по дороге, было немного. Местные ни за что не хотели платить налог и ехали в обход по плохим дорогам,не жалея ни себя, ни лошадей, поэтому налог вскорости был отменён.

Сейчас тракт снова находится в плачевном состояние. Те же ямы, те же колеи, и местами не просыхающая грязь в дождливую пору(((

Шлиссельбургский тракт Усть-Ижора

Правда сейчас градоначальники взялись за ремонт дороги. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) планирует начать охранять небольшой участок Шлиссельбургского шоссе в Усть-Ижоре.Согласно проекту, под охрану будет поставлен участок шоссе в границах домов с 169 по 251.

До этого были проведены работы по укреплению берега Невы, которые вызвали большую шумиху у местных жителей. Дело в том, что укрепляя поплывшие берега Невы, тем самым сохраняя Шлиссельбургский тракт, строители вырубили более 300 деревьев вдоль берегов. Сейчас берега выглядят местами заплатками так:

Шлиссельбургский тракт Усть-Ижора

Шлиссельбургский тракт Усть-Ижора

Дождевая вода и Нева действительно подмывают дорогу, которая тянется вдоль берега. Сейчас довольно сухое лето, и то ручейки стекают от домов. Местами Усть — Ижора и сейчас очень “заболочена». Жителям домов приходиться осушать свои участки.

Вдоль шоссе сохранились исторические дома. Большую роль в развитии села сыграли купцы Захаровы, которые владели кирпичными заводами в Усть-Ижоре и Усть-Славянке. Дома находятся в состояние разной сохранности.


Сейчас такие дома называют многоквартирными, а раньше эти три дома принадлежали купцам Захаровым (1830-40-е гг.). Странно было бы иметь кирпичные заводы и жить в деревянном доме:))


В этом здание сейчас почта России.


Есть и весьма привлекательные домики.


Кирпичный жилой дом на Шлиссельбургском тракте (1830-40-е гг.)


Больше всего домов прошлого столетия сохранилось у Горбатого моста. Село Усть-Ижора известно из Писцовой книги Водской пятины (1500 г.). Сейчас это большой и богатый пригородный посёлок с населением в 2 тысячи человек, административно относящийся к Колпинскому району Санкт-Петербурга, и протянувшийся вдоль Невы и старого Шлиссельбургского тракта на несколько километров. Исторический центр посёлка — район пересечения старого Шлиссельбургского тракта с рекой Ижорой.


На одном берегу Ижоры расположилась церковь Александра Невского (1799 г.) и набережная.Церковь восстановлена из руин в 1987-95 гг.

церковь Александра Невского Усть-Ижора, Санкт_Петербург

Памятник Александру Невскому (2003г.) на набережной работы скульптора В. Э. Горевого и архитектора В. В. Попова.

Памятник Александру Невскому (2003г.) Усть - Ижора, Санкт-Петербург

Александр Невский устремил свой взгляд в даль не идут ли шведы.

Левее от церкви бывшее здание Богадельни (нач. XX в.), ныне — воскресная школа при Александро-Невской церкви.Долгие годы здесь была ветеринарная клиника.

здание Богадельни (нач. XX в.)Усть-ижора, Санкт-Петербург

От клиники остался почтовый ящик, или это ящик почты России для писем? Я таких ящиков вообще не помню.

Усть-ижора, Санкт-Петербург

На противоположном от церкви берегу сохранилось несколько старинных зданий. Лавки и харчевня (сер. XIX в.), ныне — музей Александра Невского и Ижорской земли, открывшийся в 2009 году.

Лавки и харчевня(сер. XIX) Усть-ижора, Санкт-Петербург

В музее есть небольшая диорама «Невская битва 1240».


Рядом на площади чайная и постоялый двор (нач. XX в.).

чайная и постоялый двор (нач. XX в.) Усть-Ижора, Санкт-Петербург

Тоже здание со стороны Невы.


Ижорское волостное управление Шлиссельбургского уезда (нач. XX в.), ныне — администрация МО «Усть-Ижора».

Ижорское волостное управление Шлиссельбургского уезда (нач. XX в.) Усть-Ижора, Санкт-Петербург

Бюст Петру I около администрации. Посмотрите как необычно украшены окна на первом этаже.

Ижорское волостное управление Шлиссельбургского уезда (нач. XX в.) Усть-Ижора, Санкт-Петербург

Вид на администрацию с моста.

Усть-Ижора,Санкт-Петербург

На берегу около музея реконструирована ладья. Здесь на праздничных мероприятиях проходят рыцарские бои — реконструкции.

Усть-Ижора,Санкт-Петербург

Современная архитектура поселения Усть-Ижора весьма разнообразна: от деревянных одноэтажных домов до практически замков феодалов:))

Конечно же, не менее ценное, это виды, открывающиеся с довольно высоких берегов Невы… Вначале Шлиссельбургского тракта, на противоположном берегу виден Невский лесопарк и Богословка.

Как раз напротив Богословки расчистили площадку, открыв прекрасный вид. Надеюсь, что здесь не построят что-нибудь, этот вид закрыв(((

Идут пароходы… баржи и лесовозы.

Усть-Ижора от нашего посёлка Металлострой находится, как говорится, в шаговой доступности. Мы частенько ходим к ним на праздничные гулянья с самоваром и сушками. Разделяет нас только Петрозаводское шоссе, поэтому часто путают названия наших посёлков.

Пока закрыты дальние поездки, самое время прогуляться по близлежащим достопримечательностям. Надеюсь, что вам понравилась моя прогулка.

RSS
Ещё этот монумент пропущен



Не только этот: club.silver-ring.ru/articles/dostoprimechatelnosti-ust-izhory.html
Но у авторов нет задачи показать ВСЁ. Они делятся своими личными впечатлениями от совершённых прогулок.
Да это понятно. Но автор явно стояла от него в нескольких метрах… Объект, с моей точки зрения, немаловажный, так как проливает неожиданный свет на малоизвестную страницу истории и отношения народа с государством. Но каждый ищет и находит в путешествиях что-то своё, тут не возразишь…
Я про этот монумент писала раньше, когда освещала поездку с Кольцом. Здесь у меня была другая цель — Шлиссельбургский тракт и старые здания pardon

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"