Путешествие на родину Карлсона

С 9 по 12 мая я принял участие в экскурсии Серебряного кольца «Путешествие в сказочный Стокгольм». С некоторым запозданием попробую поделиться впечатлениями от нее. 

Началась экскурсия, естественно, не со Стокгольма, а с Хельсинки, и первой достопримечательностью стали водопады Вантаа — место, где изначально и был основан город.

Здесь была построена электростанция (сперва она была гидроэлектростанцией, потом превратилась в тепловую).

В этом месте мы с супругой временно расстались с группой — экскурсанты поехали в центр города, а я, поскольку в Хельсинки был уже в седьмой раз, отправился в свободный полет. И свое самостоятельное путешествие я начал с этой самой электростанции, которая является в наши дни частью Технического музея. Основная часть его экспозиции разместилась в старом газгольдере по соседству, а в самой электростанции интерес составляют старые агрегаты, которые здесь сохранили.

Паровая машина:

Электрогенератор:

В качестве эксперимента я попробовал снять на видео два зала электростанции — электрогенераторный и помещение паровых котлов:

С музеем мне, кстати, повезло — четверг там оказался бесплатным днем. А вот со следующими точками повезло мне несколько меньше. Усадьба художника Галлен-Каллела как раз была закрыта на переэкспозицию:

А музей деревянного зодчества на острове Сеурасаари полностью открывается лишь с 15-го мая.

Впрочем, экспозиция все равно оказалась весьма любопытной.

Особенно интересна разница в подходе к созданию таких музеев в России и в Финляндии. У нас в музеях деревянного зодчества выставляются исключительно крестьянские постройки. В Финляндии наряду с крестьянскими усадьбами и церквями, выставляются и помещичьи дома с различными пристройками, вроде вот этой симпатичной беседки в классическом стиле:

Далее мы спешим воссоединиться с группой. С палубы парома, который везет нас в Стокгольм, можно полюбоваться укреплениями Свеаборга с высоты птичьего полета (примерно на такой высоте и находится верхняя палуба парома):

Интересное зрелище на противоположном острове — это явно береговое орудие, сделанное из башни танка Т-55:

Наутро мы прибываем в Стокгольм. Свое знакомство с городом мы начинаем с острова Сеурасаари. Живописная улочка Мастера Микаэля (названная так в честь местного палача):

В конце ее стоит церковь Святой Катарины – главная доминанта Седермальма. Строить ее начали по указу Карла X в 1656-м году по проекту архитектора Жана де Лавалье. Строительство из-за нехватки средств завершилось только в 1695-м году, а уже в 1723-м году храм сгорел. Его, внеся в проект свои изменения, восстановил архитектор Йоран Адлеркранц. На этот раз церковь простояла вплоть до 1990-го года, когда сгорела еще раз, но в наши дни она восстановлена во всей своей красе.

Далее мы едем к стокгольмской ратуше, одному из самых известных памятников позднего шведского национального романтизма. 

Она была построена в 1911-1923 годах по проекту архитектора Рагнара Эстберга.

Следующая остановка – Гамла Стан, старый город. Церковь Святого Николая – самый старый храм исторической части Стокгольма. Снаружи она выглядит более современной, поскольку ее перестроили в XVIII-м веке, но внутри хорошо видны готические конструкции.

Главное сокровище этой церкви находится внутри (мы заглянули туда в свободное время) – великолепная статуя Георгия с драконом, автором которой, предположительно, является знаменитый средневековый художник и скульптор Бернт Нотке. Это одна из достопримечательностей Стокгольма, которую необходимо обязательно увидеть.

Прогуливаемся по узеньким улочкам.

Переходим на остров Риддархольмен (Рыцарский остров). Там возвышается церковь Риддархольмена.

Бывшая монастырская церковь ведет свою историю с 80-х годов XIII-го века. Здесь располагается традиционная усыпальница шведских королей начиная с Густава Адольфа. Впрочем, для нас «самый важный» шведский король – Карл XII.

Выходим к дворцу Врангелей.

Теперь возвращаемся обратно к королевскому дворцу.

Идем внутрь. Интерьеры дворца довольно любопытные, особенно хорош тронный зал.

К сожалению, шведы явно экономят на освещении, внутри полумрак и снимать что-либо проблематично.

Вокруг дворца стоят почетные караулы.

А тут мне удалось поймать момент смены караула.

Надо заметить, что маршируют эти караульные довольно халявно, стоят в стойке вольно, вертят головой, так что ни в какое сравнение с кремлевскими караулами или американцами у могилы неизвестного солдата не идут. Единственное оправдание их, вероятно, в том, что это не специальные церемониальные части, а обычные солдаты (каждая часть Швеции по очереди выставляет своих солдат в караулы вокруг дворца).

А этот солдатик и вовсе держит винтовку на перевес, явно прикидывая, не ткнуть ли штыком нахального русского туриста с фотоаппаратом.

Следующая экскурсия – стокгольмское метро. Надо заметить, оно резко отличается от того метро, к которому мы привыкли. Во-первых, отсутствует центральный зал, вместо этого есть два раздельных тоннеля с перронами, которые в нескольких местах соединяются проходами друг с другом. Во-вторых, стены в тоннеле неровные, их явно оставили как есть, и не стали выглаживать.

Интересны и декоративные росписи стен.

И вновь возвращение на Седермальм. Пока часть туристов устраивалась в гостиницу, а мы ждали их в автобусе, я снял вот этот красавец-бриг.

Следующий день начинается с поездки на остров Шепсхольмен. Здесь обращает на себя внимание бывшая кирха Шепсхольмена, построенная архитектором Фредриком Бломом при участии его брата Густава Адольфа Блома. При строительстве храма архитекторы явно вдохновлялись римским Пантеоном. Церковь открылась в 1842-м году, а в наши дни здесь находится концертный зал.

Также на Шепсхольмене располагается Музей современного искусства. Рядом с ним стоят мобили работы Жана Тингели. Все эти штуковины по идее должны двигаться, но пока что ни в Стокгольме, ни в Париже мне еще не довелось встретить эти скульптуры в подвижном состоянии.

Тут же стоит весьма оригинальный памятник Ленину. Художник взял старую фотографию демонстрации в Стокгольме, в которой участвовал Ленин, уволок кусок мостовой со старым трамвайным рельсом с того самого места, и пометил белым крестом место, где стоял вождь пролетариата.

Далее направляемся к острову Кастельхольмен. Здесь стоит небольшой форт. Форт здесь был еще с 1667-го года, но в 1845-м году его пороховой склад взорвался. Уже упоминавшийся Фредрик Блом построил здесь новый форт в 1846-1848 годах. 

Далее небольшая автобусная экскурсия по району Вазастан, название которого заставляет биться чаще сердце каждого советского человека. Ведь именно в этом районе жил и боролся с преступностью главный шведско-русский супергерой Карлсон! 

А дальше мы едем на остров Юргорден, более известный как Музейный остров. Сперва у нас небольшая прогулка по усадьбе Вальдемарсудде, принадлежавшей принцу Евгению, четвертому сыну короля Оскара II. Он был известным меценатом, коллекционером и сам активно занимался искусством, поэтому живописный парк усадьбы украшают многочисленные работы Огюста Родена, Карла Миллеса и других скульпторов.

Далее следует экскурсия в музей «Васа». Старинный корабль, затонувший в первом же плавании, который подняли со дна моря, производит сильное впечатление (правда, в зале темно, и снимки получаются очень некачественные). Сама же история «Васы» — классический пример того, что «Бога обмануть можно, а вот сопромат – не получится».

Далее следует свободное время. Часть его я потратил на посещение церкви Риддархольмена, но пожалуй самым ярким впечатлением стала церковь Святого Якова, построенная в 1580-1643-м годах.

Особенно интересен ее алтарь.

Наконец, последняя экскурсия – мы направляемся в усадьбу Миллесгорден, принадлежавшую скульптору Карлу Миллесу. В наши дни она превращена в музей. 

Пожалуй, это было одно из самых ярких впечатлений от всей поездки. 

Миллес, работ которого я прежде в натуре не видел, действительно весьма интересный скульптор, а в массе его работы производят еще более сильное впечатление.

День завершается. Прощальный взгляд на Стокгольм с борта парома, везущего нас в Турку.

По дороге проплываем мимо еще одной работы Карла Миллеса – «Бог-отец на радуге».

Следующее утро начинается с экскурсии по Турку. Местный замок:

В морском музее, куда мы заглянули всего на пару минут (что жаль), меня весьма заинтересовала вот эта пушка. Это очередная (уже послевоенная) модификация финнами 152-мм пушки Кане (на затворе до сих пор видно клеймо Обуховского завода).

Городской собор Турку.

Затем мы вновь направились в Хельсинки. Там основная группа поехала в Свеаборг, а мы с женой, поскольку там уже были, вместо этого пошли в музей Амос Рекс. Этот свежепостроенный музей снаружи выглядит как несколько «кратеров» — световых фонарей, по которым активно лазают не только дети, но и взрослые.

Сам же музей находится под землей.

Там как раз еще работала выставка известного сюрреалиста Рене Магритта, которую мы и посетили.

Карта:
15:41
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"