Шамбала Николая Рериха

Группа по интересам: Петербург и его окрестности

Шамбала – мифическая страна, обитель мудрецов — хранителей знаний и сокровищ культур исчезнувших циви­лизаций. В буддизме считается основным центром противостояния Злу и тёмным силам на Земле. Шамбала представляет собой некий символ, и в то же время есть, пусть и достаточно приблизительные, указания на место её нахождения. Есть версия, что поиски Шамбалы были целью трансазиатской экспедиции семьи Рерихов.

Но начало пути для Николая Рериха, ведущего так далеко по пути познания, лежит на Васильевском острове. Мальчику, родившемуся в доме №25 на Университетской набережной, папа-нотариус прочил юридическую карьеру. Ослушаться родителей Николай не мог, но и отказаться от сильного увлечения живописью не захотел. Решение он нашёл, поступив одновременно в два учебных заведения: на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и в Академию Художеств.

Сейчас на Васильевском острове находится музей – институт семьи Рерихов. Он располагается в особняке, принадлежавшем известному художнику и коллекционеру Михаилу Петровичу Боткину. При нём здание, датой постройки которого считают 1720 год, было перестроено, появилась мансарда, обновились интерьеры. В соответствии со вкусами хозяина их отделка выдержана в манере палаццо итальянского Возрождения.

Лестница, отделанная резным деревом,

майоликовые печи-камины.

Знакомство с экспозицией началось для нас в зале, посвящённым сестрам Митусовым и их мужьям-художникам. Родство их с Рерихами несколько отдалённое — их батюшка был двоюродным братом Елены Рерих. Но, именно сестры Митусовы сохранили его архив и собрание вещей, некогда принадлежавших Рерихам.

Музей по-своему достаточно интересный, но, не желая никого обидеть, он оставил у меня впечатление чего-то около. В современном представлении семья – это всё-таки более тесный круг родственников, чем тот, о котором рассказывает экспозиция. Значительно любопытнее мне показались выставки, которые проходят в мансарде. Две из них посвящены деятельности Николая Рериха как археолога и исследователя русской истории и культуры.

Одна – находкам в результате раскопок курганов в окрестностях имения Извара.

Вторая – увлечению Рериха Пермский звериным стилем, с которым он познакомился, расписывая церкви в Перми. Прикамье – место находок произведений прикладного искусства первобытных народов в виде разных животных и птиц, чаще всего это медведь, лось, сова, утка. Образы, которые в них отражены, порой загадочны для современных исследователей. Особенно сложны для толкования человекоподобные существа с признаками зверей и птиц. Самые ранние такие находки относятся к II-III веку до н.э., но расцвет пермского звериного стиля связан с приходом в верховья реки Камы южных племен при Великом переселении народов.

Несомненно, Николая Рериха влекла красота этих древних символов и заключённая в них система мировоззрения. Единение и взаимовлияние миров нижнего и верхнего, земного и небесного, олицетворяющих борьбу добра и зла. Центральной связующей фигурой между которыми является человек. Вернувшись в столицу, Рерих не раз вспоминал о загадочных образах, более того, на основе своих зарисовок он разработал даже эскизы мебели в зверином стиле. В экспозиции есть кресло, изготовленное по ним.

Далее наш путь лежал в Извару – усадьбу Рерихов.

Здесь прошли детские и юношеские годы Николая, всю дальнейшую жизнь он вспоминал о родном гнезде с нежностью. В музее, действующем здесь, показывают свидетельства раннего увлечения Н.Рериха науками: зоологией, ботаникой, историей: гербарий, официальное разрешение на сбор птичьих яиц для коллекции, археологические находки.

В этом доме, говорят, он впервые увидел на картине изображение священной гималайской вершины Канченджанги. О, эти знаки судьбы! Часто мы осознаём их значение спустя годы. Мог ли представить себе маленький мальчик, глядя на сияющую снежной белизной гору, что когда-нибудь он скажет про себя: «Я горд, что мне было предназначено прославить во многих картинах величайшие священные Гималаи»? Что он закончит свои дни в самом сердце этих гор – долине Кули?

Позднее, будучи зрелым учёным, прожив много лет в Индии, Николай Рерих так обозначит связь между имением родителей и его второй родиной в письме И.Э. Грабарю: «Не слыхал ли ты об одном любопытном обстоятельстве? Верстах в десяти от нашего бывшего поместья «Извара» … было именье «Яблоницы» – в нем при Екатерине жил индусский раджа. Говоривший мне сказал, что сам видел остатки могульского парка. Покойный Тагор очень заинтересовался этим и даже просил, нет ли каких-нибудь местных воспоминаний… Иногда ищем далеко, а оно совсем близко.

Если приглядеться, немало русских побывало в Индии и индусов на Руси… Ну да все найдется!»

Название «Извара» происходило, по мнению Рерихов, от санскритского «Милость богов». Есть ещё версия, согласно которой название переводят как «iso» – «большой», «vaara» – «гора», т.е. большая гора, или «iso ( n ) vaara» – «отец-гора» или «гора отца» (фин.)

Как бы то ни было, сейчас небольшое село Извара известно тем, что в нём находится единственный в стране мемориальный музей, расположенный непосредственно в доме, в котором жил Н. К. Рерих.

Есть здесь ещё одна достопримечательность: корпус Училищного дома земледельческой колонии, основанной уже после продажи усадьбы Рерихами. Здание в стиле модерн со встроенной церковью во имя Казанской Иконы Божией Матери.

Церковь действующая, а вот училищный дом являет собой печальное зрелище.

Баннер:
11:05
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"