#Третьяковкадома или "И под его рукою мрамор дышит"

Быть в Москве и не побывать в Третьяковской галерее — это просто моветон.

Именно это слово «Моветон», впрочем как и комильфо появились примерно в одно время в светском обществе, равно как и сама галерея.

Основана была в 1856 году московским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым, в 1892 году она была передана в дар городу Москве. На сегодняшний день Третьяковка (буду использовать имя, которое о ней употребляется в обиходе) — один из крупнейших музеев мира.

Официальный сайт музеяwww.tretyakovgallery.ru/

Мой виртуальный тур будет исключительно адресный. Люблю я скульптуры, о чем говорила не раз и начну с такого имени как Федот Иванович Шубин.

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, Russia

В журнале «Старатель» была такая статья о нем:

1740, д. Тючковская, Архангельская губ 1805, Петербург Сын крестьянина-помора, Ф. И. Шубной с детства занимался старинным северным ремеслом — резьбой по кости.

И мечтал овладеть более сложными формами скульптурного мастерства. По примеру своего великого земляка М. В. Ломоносова, в возрасте девятнадцати лет отправляется он в столицу. В Петербурге, пройдя через ряд мытарств, он поступает в 1761 г. в учрежденную незадолго до этого Академию Художеств (далее — АХ).

Скульптурный класс вел тогда приглашенный из Парижа мастер Н. Ф. Жилле, под руководством которого Шубин (эту фамилию ему дали в АХ) овладел основными приемами европейского скульптурного мастерства. В 1767 г., закончив академический курс, Шубин в качестве одного из первых пенсионеров отправляется для совершенствования в своем искусстве сначала в Париж, затем в Рим.

В Париже он работает под руководством знаменитого ваятеля Ж. Б. Пигаля — энергичного и смелого новатора в скульптуре. В Риме (1770-72) Шубин изучает античную скульптуру. Здесь же он выполняет свои первые, но вполне зрелые работы (бюст Ф. Н. Голицына, портреты-барельефы И. И. Шувалова и Ф. Г. Орлова, все 1771), которые приносят ему успех и внимание ценителей искусства.

В 1773 г., возвратившись в Петербург уже известным мастером, Шубин сразу окунулся в художественную жизнь столицы. Он становится излюбленным портретистом придворной знати. В 1774 г. за бюст Екатерины II получает звание академика.

Творческий диапазон скульптора разнообразен, он включает и монументальные произведения, и декоративную пластику, и рельефы. Но основной интерес и творческое внимание Шубина находятся именно в сфере портретного бюста.

За три десятилетия он создал уникальную портретную галерею, где представлено русское общество того времени. Здесь и екатерининские фавориты — Орловы, Безбородко, Завадовские, Румянцевы, Потемкины, Зубовы, и просвещенная знать — Голицыны, Шереметевы, Шуваловы, и деятельная интеллигенция — M.B. Ломоносов, И. Г. Шварц, И. И. Бецкой, и крупный промышленник И. С. Барышников.

Скульптор дает выразительную, правдивую, умную и меткую характеристику каждой из своих моделей. Всегда четко схватывая неповторимые особенности внешнего облика человека, Шубин проникает в глубину его характера, погружается в стихию его внутренней жизни. Человеческая личность предстает во всей своей многогранности, противоречиях и контрастах.

Так, в портрете екатерининского дипломата, вице-канцлера князя А. М. Голицына (1775), властность характера сочетается с острым, зрелым умом и благородной снисходительностью, энергия — с усталостью. Сложность и богатство натуры портретируемого выявляются здесь не сразу, а при внимательном взгляде на его изображение. Художник как бы призывает обойти вокруг бюста, представляя модель в энергичном повороте, компонуя весь объем и пластические массы асимметрично, раскрывая образ постепенно.

В этом портрете отчетливо наметились те особенности творческого метода, которые в полной мере раскрылись в последующих произведениях скульптора. Шубин работал много и быстро. Он исполнил свыше 200 бюстов.

В пору своей творческой зрелости он создавал по меньшей мере по одному произведению в месяц. Это удивительная работоспособность, особенно если учесть, что художник никогда не повторялся, не впадал в шаблон, а воспринимал каждого портретируемого свежо и остро, стремясь запечатлеть каждый образ в его неповторимости.

Например, в портрете И. С. Барышникова в соответствии с характером модели, твердым и суровым, строга, жестка и трактовка пластики. Тяжелая голова и плотный торс сливаются как бы в единую массу. Простота прически и костюма не отвлекает зрителя, а концентрирует его внимание на властном и умном лице расчетливого дельца.

Виртуозно владея приемами обработки мрамора — а именно в этом материале создана большая часть его работ, — Шубин умел добиваться удивительной материальности фактуры изображаемого: мягкость и бархатистость кожи, пушистость волос, пена кружев, гладкий блеск шелка и бархата одежды — все это, переданное с неподражаемым мастерством, придает его образам особую живость. «И под его рукою мрамор дышит», — писал о нем современник.

В 1790-х гг. сила выразительности, умение достичь глубин человеческой души достигает в портретах, созданных Шубиным, поистине рембрандтовских вершин. Среди лучших работ этого, позднего периода-портреты М. В. Ломоносова (1792), И. И. Бецкого (конец 1790-х), А. А. Безбородко (1798), П. В. Завадовского (1790-е), Павла I (1798-80), отличающиеся точностью и вместе с тем обобщенностью психологических характеристик.

Из наиболее известных работ других жанров следует отметить статуи и рельефы для Мраморного дворца (1775-82) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786- 88) в Петербурге, а также грандиозную серию — 58 медальонов с рельефными изображениями «великих князей и царей Российских» (1774-75) — от Рюрика до Елизаветы Петровны. Эти медальоны, выполненные для строившегося в Петербурге Чесменского дворца, в настоящее время находятся в Оружейной палате Московского Кремля.

Работая над ними, Шубин вернулся к народным истокам своего творчества: под его резцом в облике великих князей и царей появились простонародные, едва ли не крестьянские черты, в их выразительных лицах словно читается память скульптора о своих земляках-поморах, смелых мореходах, рыболовах и охотниках. Здесь запечатлелись не только народные типы, но и народные поэтические представления: древнерусские воины-князья на шубинских рельефах выглядят как былинные богатыри.

Особое место среди работ Шубина занимает статуя Екатерины II, исполненная в 1789-90 гг. Подобно живописному портрету Екатерины в образе Фемиды Д. Г. Левицкого (1783) и скульптурному ее изображению в образе Минервы М. И. Козловского (1784-85), шубинская статуя представляет императрицу среди атрибутов законодательства и правосудия. Но Шубин исходил из конкретной, непосредственно увиденной живой натуры. Это не аллегория, а реалистический портрет, не монументального, а станкового характера.

Последние годы жизни мастера прошли в нужде и забвении. Поколение прежних его именитых заказчиков сменилось новым, у которого были иные вкусы. Да и АХ не особо жаловала скульптора: лишь после долгих ходатайств Шубину было присвоено профессорское звание, но отказано в материальной поддержке.

А дальше пойдемте смотреть и сравнивать с оригиналами:

1) Портрет неизвестного

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, Russia

2) Захар Григорьевич Чернышёв

ВИКИ: Граф Заха́рий Григо́рьевич Чернышёв (1722—1784) — русский генерал-фельдмаршал из рода Чернышёвых. Прославился успешными действиями в годы Семилетней войны. В 1763—1774 годах возглавлял военное ведомство. Первый генерал-губернатор Могилёвский и Полоцкий (1772—1782), владелец Чечерска. После назначения генерал-губернатором Москвы (1782) выстроил известный дворец на Тверской. На основе Ярополецкого поместья в 1772 году учредил чернышёвский майорат.

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, RussiaОпять же как его изображали на картинах:

3) Графиня Мария (Анна-Мария) Родионовна Панина

По семейному преданию, незадолго до своей смерти в 1748 году Анастасия Богдановна Ведель вместе с дочерьми ездила на богомолье к Ахтырской иконе Божье Матери, которая во сне предрекла её близкую кончину, но пообещала быть матерью её дочерям. После смерти жены Родион Константинович приехал с дочерьми в Санкт-Петербург, где представил их императрице Елизавете Петровне, которая приняла их весьма благосклонно, и после смерти барона, оставила жить во дворце. В 1762 году сёстры Анна и Мария были пожалованы императором Петром III во фрейлины. Вскоре Анна вышла замуж за графа З. Г. Чернышёва, а Мария стала второй женой генерал-аншефа, сенатора графа Петра Ивановича Панина.

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, Russia

И изображение с ВИКИ:

4) Александр Михайлович Голицын

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, RussiaВИКИ: Князь Алекса́ндр Миха́йлович Голи́цын (1718—1783) — русский генерал-фельдмаршал из рода Голицыных-Михайловичей.

5) Иван Сидорович Барышников

На торговле хлебом составил состояние в четыре тысячи крепостных и полмиллиона рублей: в Семилетней войне он, будучи маркитантом, поставлял провиант армии генерал-фельдмаршала С. Ф. Апраксина. В этом представителе нарождающейся буржуазии Шубин видит умного и расчетливого дельца; блестяще слиты воедино индивидуальные и социальные черты.

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, Russia6) Про Екатерину II писать особо не буду, ну кто ее не знает?

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, Russia7) Князь Фёдор Николаевич Голицын (7 апреля 1751 — 5 декабря 1827, Москва) — куратор Московского университета, поэт-любитель, автор мемуаров, владелец усадьбы Петрово-Дальнее.

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, Russiaв ВИКИ фото более в старшем возрасте:

8) Владимир Григорьевич Орлов (8 июля 1743 — 28 февраля 1831) — младший из знаменитых братьев Орловых, генерал-поручик (1775), директор Академии наук при президенте К. Г. Разумовском.

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, Russia

ВИКИ:

9) Граф Фёдор Григорьевич Орлов (1741—1796) участвовал в семилетней войне. В 1762 году, вместе с братьями, был главным участником переворота, после чего назначен обер-прокурором сената. В турецкую войну, находясь в эскадре адмирала Спиридова, отличился при взятии крепости Короны. Под Чесмою один из первых прорвал линию турецкого флота. При острове Гидра обратил в бегство 18 турецких судов. Все эти подвиги Орлова увековечены Екатериной II поставкой в Царском Селе колонны высотой в 5 саженей, украшенной корабельными носами. С 1775 года в отставке. Женат не был, но имел пять «воспитанников», которым Екатерина II в 1796 году даровала потомственное дворянство и фамилию Орловых. © ВИКИ

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, Russia

Фото с ВИКИ:

10) Немного объединила Алексея и Григория, равно по одной причине, на фото с ВИКИ они есть рядом, но прежде капелька основной информации:

Алексе́й Григо́рьевич Орло́в-Чесменский (24 сентября 1737, село Люткино Бежецкого уезда Тверской губернии — 24 декабря 1807, Москва) — русский военный и государственный деятель, сподвижник Екатерины II, младший брат её фаворита Григория Григорьевича Орлова, владелец усадьбы на Донском поле. Генерал-аншеф (1769), лейб-гвардии Преображенского полка подполковник, Кавалергардского корпуса поручик, орденов российских Св. апостола Андрея Первозванного, Св. Александра Невского и Св. великомученика Георгия I класса кавалер.

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, Russia

Григо́рий Григо́рьевич Орло́в (6 октября 1734, село Люткино Бежецкого уезда Тверской губернии — 13 апреля 1783, Москва) — генерал-фельдцейхмейстер, фаворит императрицы Екатерины II, второй из братьев Орловых, строитель Гатчинского и Мраморного дворцов. От него императрица имела внебрачного сына Алексея, родоначальника графского рода Бобринских.

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, Russia

Немного объединила Алексея и Григория, равно по одной причине, на фото с ВИКИ они есть рядом

10) Граф Ива́н Григо́рьевич Орло́в (1733—1791) — русский офицер и помещик, старший из братьев Орловых.

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, Russia

11) И более поздние работы

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, Russia

Плато́н Алекса́ндрович Зу́бов (15 ноября 1767 — 7 апреля 1822, замок Руэнталь, Курляндия) — последний фаворит Екатерины II. При полном отсутствии боевых заслуг возвысился от чина секунд-ротмистра Конной гвардии в 1789 году до звания генерал-фельдцейхмейстера в 1793 году и начальника черноморского флота в 1796 году исключительно благодаря благосклонности императрицы. После смерти светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина стал генерал-губернатором Новороссии, президентом Коллегии иностранных дел, а к 1793 — самым влиятельным, после Екатерины II, человеком в Российской империи. © ВИКИ

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, Russia

И фото с ВИКИ:

На выставке, что сейчас есть в Эрмитаже: «Это сам Потемкин!», частично о ряде экспонатов писала здесь: Екатерина II возлагает Чесменские трофеи на гробницу Петра Великого была парочка работ Федота Ивановича, мимо которых я не могла пройти мимо:

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, Russia

и

Федот Иванович Шубин, скульптор, Россия, Fedot Ivanovich Shubin, sculptor, Russia

Похоронен Федот Иванович на Лазаревском кладбище в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга, номер 138 если захотите взглянуть.

Справочно:

Аккаунты музея в социальных сетях

ВКонтакте

YouTubе канал

Следующие посты по теме:

Письмо Сталину

Как Молящаяся старуха сделала из огородницы скульптора

Карта:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"