#Третьяковкадома или Как Молящаяся старуха сделала из огородницы скульптора

Очень интересная статья Софьи Багдасаровой была найдена на просторах интернета, ее и процитирую.

Следующая героиня Третьяковки — Анна Семеновна Голубкина.

«Чудом стало не то, что Голубкина прославилась. Чудо вообще в том, что она сумела стать скульптором. Ведь в XIX веке женщине овладеть профессией было сложно. Вспомним трудный путь художницы ее поколения Елизаветы Мартыновой (модель сомовской «Дамы в голубом»), которая поступила в Академию художеств в первый же год, когда это было дозволено женщинам. Студенток было около десятка, и на них смотрели со скепсисом. А Голубкина вдобавок училась не на живописца, а на скульптора, то есть занималась совсем не женским физическим трудом.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

А тут еще и происхождение: ее дед, старообрядец и глава зарайской духовной общины Поликарп Сидорович, сам выкупился из крепостной зависимости. Он и воспитал Анну, отец которой рано умер. Семья занималась разведением огорода и держала постоялый двор, но денег хватало только на обучение брата Семена. Все остальные дети, в том числе Анна, были самоучками.

Когда огородница покинула Зарайск и отправилась в Москву, ей было уже 25 лет. Она планировала изучать технику обжига и роспись по фарфору в только что основанных Анатолием Гунстом Классах изящных искусств. Голубкину брать не хотели, но она за одну ночь вылепила фигурку «Молящаяся старуха», и ее приняли.»

А действительно много ли по истории мы вспомним тех девушек, которые вторгались в типично мужской мир и начинали свой карьерный рост? Их единицы, ибо основная женская миссия была сидеть дома, воспитывать детей, исполнять иные обязанности.

Если вспоминать историю обучения — то это танцы, а куда без них на балу то? Затем этикету — определенный порядок был во всем и соблюдать его следовало незамедлительно. Да и немного наук, но очень немного, зачем тратить усилия педагогов впустую?

Так и наша Анна Семеновна училась хорошо, затем пути ее пошли дальше в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Петербургскую Академию.

Но как в одной сказке говорится — Эх королевства мне маловато, развернуться негде, так и Анне Семеновне российских просторов оказалось маловато и она устремилась до городу Парижу.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Чем меня зацепила Ваза Туман — да своими рваными краями и проступающими ликами. У меня в памяти до сих пор, да я думаю и останется дальше -восход солнца сквозь туман. Это невероятное зрелище, туман он такой ступенчатый, клочьями растягивается вдоль линии воды слоями, одни слои темнее, другие светлее, и тут солнце начинает прорезать воздух и потихоньку окрашивать своим золотым светом туман. И он начинает потихоньку наливаться и блистать.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

И вскоре вокруг тебя разливается золото, его можно потрогать — но ничего не ощутить в ответ. Зато выглядит туман как плавленное золото, и пускай его я не видела, но зато прекрасно помню блеск мартеновских печей и ту лаву, которая заполняла формы.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Париж предложил роскошь салонов, но подходило ли это нашей суровой даме? Отнюдь, да и несчастная любовь сделала вое дело. Творческая натура — материя хрупкая, чуть что не так и трагедия во всем, и хорошо, что все хорошо закончилось, а в нашем случае закончилось психиатрической клиникой.

«Профессор лечил ее всего несколько месяцев: было очевидно, что исцеление Голубкиной не в лекарствах, а в творчестве, а может, просто в труде. Голубкина возвратилась к семье в Зарайск, потом вместе с сестрой Александрой, которая только закончила фельдшерские курсы, отправилась в Сибирь, где они вдвоем напряженно работали на переселенческом пункте.» ©

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Но что ни делается как говорят все к лучшему, так и ее ждала лучшая доля в виде обучения у самого Родена.

Обучение не прошло даром, уже в 1898 году она представила скульптуру Старость на парижский Салон. Натурщица у ученика и учителя была одна (см. роденовскую «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885).

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

И для сравнения Роден:

В итоге заслуженная награда в виде бронзовой медали и любовь прессы, и как обычно бывает, в одно утро она проснулась знаменитой, не только во Франции, но и в России. Благодаря чему, ей поступил заказ от Саввы Морозова в виде рельефов для МХАТа. Рельеф будет в конце поста.

Ее авторству принадлежат портреты — А. Белого, А.Н. Толстого, В. Иванова. Но не всех она готова была лепить из того, что было, например, Шаляпина отказалась: он ей не нравился как человек.

Как в анекдоте: Жил-был мужик. Построил дом, завел хозяйством, семья, все хорошо, жить да радоваться. Но тут — наводнение и все смыло. Мужик подумал не беда и снова все восстановил. Но снова беда — пожар, затем смерч, и тут не выдержал наш мужик и стал молить Бога за что ему такие кары. А в ответ с неба: — Ну не нравишься ты мне мужик. Не нравишься...

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Тема Огня не случайна в ее творчестве, сама Голубкина считала, что раз родилась во время пожара, то и характер у нее такой, любая несправедливость ее возмущала. О да, мы дети огня такие, сложно пройти мимо несправедливости. Всегда нужно во всем докопаться и исправить.

Как был тезис или девиз такой: Гореть всегда, гореть везде!

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Истинный художник одинок, вернее не так, он настолько богат своим внутренним миром и самодостаточен, что ему, вернее ей никто и не нужен был, хотя я глядя со стороны на историю ее жизни могу допустить, что просто она любила одного и остальные не воспринимались ей как прекрасные спутники в жизни. Опять же вспоминаем несчастную любовь в Париже.

Сама Голубкина говорила: «Если хочешь, чтобы из твоего писательства что-нибудь вышло, не ходи замуж, не заводи семьи. Искусство связанных рук не любит. К искусству надо приходить со свободными руками. Искусство — это подвиг, и тут нужно все забыть, а женщина в семье — пленница».

Но это не мешало ее сердцу любить своих племянников, воспитывать их и следить за их успехами. Митя, например, был племянником, родился больным и умер не дожив до года.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Когда любишь детей — всегда готов их порадовать, а что радует детей как не сладкое? И она всегда носила с собой вкусняшки, в послереволюционные годы Голубкина носила еду, и однажды чуть не погибла, беспризорники опоили ее снотворным и ограбили.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

«В 1914 году состоялась первая персональная выставка 50-летней Голубкиной — в стенах Музея изящных искусств (ныне ГМИИ). Публика ломилась, прибыль от билетов оказалась огромной. А Голубкина пожертвовала все на пользу раненых (как раз началась Первая мировая).

Критика была от ее работ в восторге. Однако Игорь Грабарь, который думал купить несколько скульптур для Третьяковки, ругал Голубкину за гордость: слишком высокие цены она запрашивала. С выставки не было продано ничего.

Увы, в 1915 году у Голубкиной снова случился нервный срыв, ее поместили в клинику. Несколько лет она не могла творить. Однако в послереволюционные месяцы вошла в Комиссию по охране памятников старины и в органы Моссовета по борьбе с беспризорностью (вот опять дети!).

Когда Москва мерзла и голодала, Анна переносила это стойко. Как говорили друзья, потому что она так привыкла к аскетизму, что теперь не замечала лишений. Впрочем, ради заработка она занималась росписью по тканям, давала частные уроки. Друзья привезли ей бормашину и таскали старые бильярдные шары: из них — из слоновой кости — она вытачивала камеи, которые продавала.» ©

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Не все сложилось в ее жизни в революционные годы, но время было такое, что сложно понять было, что хорошо, что плохо, особенно когда рушилась многовековая система ценностей.

Последние годы жизни занималась преподаванием и ее последние работы: «Березка» — символ юности и портрет Льва Николаевича Толстого ( по памяти).

Животные перед смертью уходят от хозяев, а наша героиня вернулась в родные пенаты, где и завершила свой земной путь в окружении родных.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

А родственники согласно ее завещанию передали государству ее работы и в Москве открылся музей.Позднее музей-мастерскую закрыли, а его коллекцию распределили по фондам музеев, часть которых попала в Третьяковку.

Так что знакомьтесь с именем Голубкиной, с ее работами и оценивайте с высоты своих лет.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Официальный сайт музеяwww.tretyakovgallery.ru/

Справочно:

Аккаунты музея в социальных сетях

ВКонтакте

YouTubе канал

Посты из серии #Третьяковкадома

И под его рукою мрамор дышит

Письмо Сталину

А что же МХАТ возможно возникнет вопрос?

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Анна Семеновна Голубкина, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Anna Semyonovna Golubkina, sculptor

Карта:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"