#Третьяковкадома или Письмо Сталину

О его творческой мастерской писала Ксения, повторяться не буду, читайте здесь.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

И новое имя — Сергей Тимофеевич Коненков. Его материалами в творчестве были как бронза, так и дерево, камень, барельефы и полотна. Первая жена — Татьяна Коняева, была натурщицей и безусловно стала его постоянной моделью. Однако имеет место такой факт, согласно которому можно предположить, что :

Маргарита очаровала Коненкова ещё по фотографии, которую ему показывал Бромирский. Позже Коненков писал:

«Девушка на фотографии была так прекрасна, что показалась мне творением какого-то неведомого художника. Особенно прекрасен был поворот головы. И руки — необыкновенно красивые руки, с тонкими изящными пальцами были у девушки на фотокарточке. Таких рук я не видел никогда!».

Дом Коненкова был в те годы эпицентром богемной московской жизни. Здесь любили бывать и тот же Шаляпин, и Мейерхольд, и Рябушинский, и Айседора Дункан. Сергей Есенин вообще считал мастерскую Коненкова на Пресне своим вторым домом.
Желая поразить молоденькую провинциальную курсистку широтой размаха, Коненков с компанией помчали на Стрельню к цыганам. Маргарита, отказавшись от вин и шампанского, попросила… стаканчик молока. Тогда Коненков окончательно влюбился. Он попросил её руки, но получил отказ из-за «большой разницы в возрасте».

Почти семь лет длился «период испытания чувств». Наконец, в 1922 году, Маргарита Воронцова ответила Сергею Коненкову согласием.

Крестная дочь скульптора, Наталья Кончаловская (мать Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского) писала: «И вот был выточен из дерева первый портрет Маргариты Ивановны, и с ним вошла в жизнь Сергея Тимофеевича любовь и прогнала его одиночество.<...> Пришла забота женских рук, прелестных ручек Маргариты, пришло время заменить косоворотку свежими воротничками рубашки и галстуком, а высокие сапоги — элегантными ботинками».

В 1923 году Коненковы отправились в Нью-Йорк для участия в выставке русского и советского искусства. Официально — на несколько месяцев, но сложилось иначе: вернулись они на родину только через двадцать два года. © Русская семерка

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

Предположу, что именно Маргарита стала музой еще до официальной свадьбы.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

Второй брак скульптора состоялся в 1922 году.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

Символичное название для скульптуры 1917 года, от чего пробудилась девушка? К каким новым свершениям она устремится дальше?

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

Именно от первой жены у скульптора были дети, а вторая просто стала музой.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

Сказочные герои занимают не последнее место в его творчестве, есть образец и в Третьяковке.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

Дочь Воронцова, красавица и умница Маргарита, стала легендой Сарапула. Когда открылись секретные архивы спецслужб, сарапульцы ахнули, узнав, что Маргарита Коненкова, жена известного скульптора, в Америке была успешной советской разведчицей, входила в круг друзей Альберта Эйнштейна, который боготворил Маргариту и писал ей стихи. Она общалась с женой президента США, и добивалась того, чтобы на родину в военные годы непрерывным потоком шли суда, самолеты, грузы с продуктами на миллионы долларов. Благодаря дочери присяжного поверенного из Сарапула секретные разработки атомной бомбы поступали в Россию. При угрозе разоблачения Маргарита с мужем была вывезена на родину. Причем, за великие заслуги семьи Коненковых Сталин прислал в Америку пароход для транспортировки произведений скульптора на родину.
После смерти мужа жена Воронцова предоставила свой дом под госпиталь. Дядя Маргариты, В. В. Михель стал попечителем Николаевского 4-классного училища в Сарапуле и возглавил благотворительный фонд.
Таковы неоценимые заслуги перед отечеством сарапульской семьи Воронцовых-Коненковых-Михель.
(из статьи Натальи Запорожцевой Гамлет уездного Сарапула, очень интересная статья про отца Маргариты)

Еще пара заметок:

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

Кстати о Сарапуле была пара моих заметок:

Пушкинский сад Сарапула

Башенин — это имя! Хочу чтобы его все узнали и она (фамилия) зазвучала!

В 1912 году уже будучи именитым скульптором Сергей Тимофеевич отправляется в компании друзей, среди которых известный скрипач Анатолий Францевич Микули (1882–1938), в путешествие по Греции. Финансовой составляющей для поездки стали средства, вырученные от заказов.

«Целыми днями рубит Коненков свой мрамор, то раскрашивая его, то украшая друзами красивого кварца и разных самоцветных камней, а в окно доносится теплый ветерок с моря… и тут же рядом Микули наигрывает очаровательные мелодии… Что могло здесь выходить из-под резца, кроме античных мотивов, когда он работал над мрамором, взятом из тех самых каменоломен, откуда брали его, быть может, и Фидий, и Поликлет, или из обрубка, привезенного им из той самой рощи, где некогда прятались дриады»© С. Глаголь

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

В Греции задуман и выполнен «Портрет скрипача А.Ф. Микули». Скульптура вырезана мастером в потрясающе красивом куске дерева, привезенного, возможно, «из той самой рощи, где некогда прятались дриады». Автор сознательно оставил в фактуре кусочки коры и, включив их в общую тональную гамму, сделал скульптурную поверхность более выразительной. Красивое лицо молодого музыканта обрамлено орнаментально трактованными волнами длинных волос, несколько прядей упало на лоб. Вдохновенно лицо музыканта, погруженного в мир звуков и мелодий. Движение, легкий поворот головы, певучий ритм мягких теней, оживляющих поверхность тонированного в теплой гамме дерева, будто согретого лучами солнца Эллады. Мы знаем, что греки раскрашивали скульптуру, видя в этом один из способов «оживления материи». До наших дней дошли лишь фрагменты, точнее, следы раскраски греческих памятников.

Неудивительно, что Коненков «заразился» идеей греческой раскраски, но подошел к ней с чутьем большого художника. Так был раскрашен им и «Портрет скрипача А.Ф. Микули». Но до сегодняшнего дня на лице и волосах сохранились лишь следы авторской раскраски красного, желтого, синего и зеленого цветов. Здесь уместно познакомить читателя с первым описанием этого портрета, изложенным в письме из Греции одним из спутников Коненкова: «Теперь вы подходите к портрету из окрашенного дерева молодого скрипача Анатолия Микули: его темные кудри наподобие изгибающихся щупальца спрута, трагически обрамляют тонкое бледное лицо, с печатью неизгладимого страдания; красные губы, как ночные маки, горят неутолимостью желаний, и серые усталые глаза устремлены в таинственный сумрак жизни. Это новый сфинкс, трагический и прекрасный» © И. Рахманов «Новые скульптуры С.Т. Коненкова»

Если обратить внимание на даты создания скульптур, то все они сделаны примерно в одно время, в то — когда был в России.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

Но меня более заинтересовала другая часть его жизни, отчасти «слепая» для нас:

Есть такой сайт, посвященный русскому космизму.

Косми́зм (греч. κόσμος — организованный мир, kosma — украшение) — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В религиозных системах Космизм является неотъемлемой частью теологии. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др. © cosmizm.ru

К чему я про этот сайт упомянула, да потому, что наравне со многими интересными людьми, такими как: Рерих, Ефремов, Чижевский, Вернандский и т.д он был отчасти в начале развития этого направления, и именно там можно почерпнуть о той слепой зоне его творчества:

Будучи в США он сильно увлекся расчетами и пытался разгадать тайну мироздания.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor


Изображения всех пророков, религиозных деятелей, вселенной, пирамид и надписей — то, что было основой его расчетов и предсказаний, которыми он делился только с двумя лицами: Альбертом Эйнштейном и Иосифом Сталиным. И визуально изобразил на этой картине (выше).

Из письма Сталину 15.01.1941

Дорогой Брат Иосиф Виссарионович!


Приближается весна 1941 г., а с ней и то тяжкое время, о котором наш Господь, Иисус Христос, сказал: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» (Матфея 24:21-22). Гитлер изменит Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, как в символе (фигуре) Седекия, царь Иерусалимский, изменил царю Навуходоносору, как читаем о том: "… и отложился от царя Навуходоносора, взявшаго клятву с него именем Бога, — и сделал упругою шею свою"… (2 Паралип. 36:11-13)… так поступит и Гитлер. И тогда Вы вынуждены будете взяться за меч».


А теперь немного другой статистики:

– призыв в апреле-мае 1941 года — 793 тыс. резервистов для пополнения войск западных военных округов почти до штатов военного времени;
– Директива Начальника Генштаба от 14 апреля о срочном приведении в боеготовность всех долговременных огневых сооружений, укрепленных районов с установкой в них оружия полевых войск при отсутствии табельного;
– приведение в боеготовность 63 дивизий резервов западных округов и выдвижение их ночными маршами, скрытно, с 12 июня в состав армий прикрытия этих округов (Директива НКО от 12.6.41);
– приведение в боеготовность и скрытый вывод под видом учений в месте сосредоточения 52 дивизий второго эшелона армии прикрытия из мест постоянной дислокации (Приказ НКО от 16.6.41);
– вывод дивизий первого эшелона армий прикрытия в укрепрайоны по телеграмме Начальника Генштаба от 10.6.41 и Указанию Наркома Обороны от 11.6.41 – с начала июня;
– издание Директивы НКО и Ставки (№ 1) о приведении в боеготовность войск западных военных округов (подписана 21.6.41 в 22.00, т.к. С.К.Тимошенко и Г.К.Жуков уже в 22.20 вышли от Сталина, получив одобрение им этой Директивы и отправив ее с Н.Ф.Ватутиным на узел связи Генштаба).
Всего в боевую готовность до нападения немцев были приведены, таким образом, 225 из 237 дивизий Красной Армии, предназначенных для войны против Германии и ее союзников по планам обороны».
(«О готовности Красной Армии к войне в июне 1941 г.»)

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

К художнику Кончаловскому вернемся чуть позже и ниже.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

Отчасти, Горус появился после поездки в Грецию, именно после нее возникли ряд скульптур. Гор (он же Горус) изображался в виде сокола или человеком с головой сокола в обычном одеянии и головном уборе фараона. В переводе с египетского — «тот, кто высоко». Тут так уместна фраза — он художник, он так видит. Хотя, надо отдать должное, взгляд свысока и направлен сквозь тебя.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

Отдельная тема в работе — творческие люди. Очень много его работ посвящено музыкантам. Григорий Фёдорович Ромашков — музыкант альтист-скрипач, артист Большого театра, друг художника Павла Кончаловского. Портрет его работы Г.Ф.Ромашкова в собрании Третьяковской галереи. Там же и бюст Григория Фёдоровича работы другого друга — Сергея Конёнкова. Григорий Ромашков совместно с Митрофаном Пятницким организовал знаменитый хор.
Брат Григория Пётр — музыкант Большого театра. Другой брат Владимир Фёдорович — известный питерский актёр и режиссёр, постановщик первого игрового российского фильма «Понизовая вольница» («Стенька Разин»).

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

А теперь посмотрим работу Кончаловского:

Вот такой он скульптор — Сергей Тимофеевич Коненков.

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

А как насчет внешнего сходства с Эйнштейном?)

Официальный сайт музеяwww.tretyakovgallery.ru/

Справочно:

Аккаунты музея в социальных сетях

ВКонтакте

YouTubе канал

Посты из серии #Третьяковкадома

«И под его рукою мрамор дышит»

Как Молящаяся старуха сделала из огородницы скульптора

Совсем забыла, есть в Москве ряд домов с его скульптурами, один из них буквально в двух шагах от метро Проспект Мира:

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

Россия, Москва, Третьяковская галерея, Сергей Тимофеевич Коненков, скульптор, Russia, Moscow, Tretyakov gallery, Sergey Konenkov, sculptor

Карта:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"