Тур по Золотому кольцу «Сокровищница городов русских»: Тихвин-Сомино-Устюжна

Тихвин ныне – тихий провинциальный городок, куда отправляются паломники поклониться чудотворной иконе Божией Матери, хранящейся в Тихвинском Богородицком монастыре.

Туристов, кроме ансамбля монастыря, сложившегося в XVI-XIX веках, привлекает дом-музей великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова и сохранившаяся историческая застройка центра города.

В прошлом же Тихвин был на протяжении веков крупным торговым, ремесленным и религиозным центром. Впервые в письменных источниках он упоминается в Воскресенской летописи в 1383 году как Пречистенский погост на реке Тихвинке. Летописец приводит рассказ о чудесном явлении иконы Богоматери, впоследствии получившей название Тихвинской.К концу XV века около церкви Успения Богородицы, построенной в честь этого события, возник небольшой монастырь.

Икона считалась покровительницей Московского великокняжеского дома, и в начале XVI века по указу и на средства Василия III для поклонения ей был построен Успенский собор. По примеру отца в Тихвин приезжал на богомолье Иван Грозный, основавший здесь Богородичный Успенский монастырь.

Строительство обители планировалось как укреплённого форпоста на северо-западе государства. Поблизости от монастыря начал расти посад, населённый ремесленниками и торговцами.

Торговле способствовало удачное расположение Тихвинского погоста, уже в XVI веке стоявшего на пересечении нескольких крупных дорог, сухопутных и водных. Здесь проходил путь от Новгорода к побережью Онежского озера и далее к Белому морю; так же можно было по рекам Тихвинке и Сяси добраться до Ладожского озера.

Позже, в начале XIX века, была введена в эксплуатацию система рек и каналов, оборудованных плотинами и шлюзами, получившая название Тихвинской. Наряду с Мариинской и Вышневолоцкой, она стала одной из трёх водных систем, соединявших Волгу с Балтийским морем. Самая короткая дорога, но из-за того, что проект не был реализован полностью, по ней не могли передвигаться суда большой грузоподъемности. Курсировали по этой водной системе несамоходные деревянные суда — соминки и тихвинки, имевшие незначительную (до 60 сантиметров) осадку. О соминках я расскажу немного позже. Тихвинки обладали значительной грузоподъёмностью: от 1420 до 2400 пудов (1 пуд = 16 кг) и ходили не только по рекам и озёрам, но и выходили в Белое море.

В советское время Тихвинская водная система использовалась для пассажирского и грузового пароходства в пределах Ленинградской области, окончательно была закрыта в 70-х годах XX века.

Гидротехнические сооружения стали разрушаться. Один из деревянных шлюзов был восстановлен в соответствии с первоначальным обликом для того, чтобы мы могли получить представление о том, как он когда-то выглядел.

Из Тихвина мы отправились в село Сомино, расположенное на реке Соминке – по ней проходила средняя часть водного пути. Поселение это древнее, но в истории России оно стало упоминаться в связи с визитом сюда Петра I. Государь посетил эти места, когда задумал проложить путь от Санкт-Петербурга к Волге. Вышневолоцкая водная система, которая должна была обеспечить доставку в новую столицу продовольствие и стройматериалы, возложенных на неё надежд не оправдала. Царь обратил своё внимание на древний водный путь, по которому веками передвигались и воинские дружины, и купцы.

Сомино на карте Новгородского наместничества 1792 года упоминается как деревня Пристань. Однако считается, что нынешнее название село получило с лёгкой руки Петра Великого. Который отправился отдохнуть от трудов по переустройству государства на рыбалку. И поймал такого огромного сома, что не удержался от восклицания: «Ну и сомина!» Хотя, если б версия эта была верна, то на карте 1792 года уже было бы обозначено селение под новым названием, Петр I бывал в этих краях в 1712–1716 годах. Легенда о гигантском соме видимо воплотилась в гербе Сомино, на котором рыба довольно улыбается. «Ещё бы, не каждому сому посчастливится попасть на крючок царю!», — так прокомментировал это изображение отец Геннадий — настоятель церкви Петра и Павла и добрый гений Сомино.

Священник очень много делает для того, чтобы в село вернулась жизнь. Он с радостью встречает всех путешественников, подробно рассказывает им об истории поселения и Петропавловской церкви.

Шпиль храма венчает фигура ангела – копия того, что благословляет Петербург с высоты над Петропавловским собором. Есть и ещё ряд схожих черт, благодаря которым Сомино иногда называют «малым Петербургом».

Петропавловская церковь слишком просторна для нынешнего небольшого количества прихожан, поэтому зимой часть храма закрывают – печное отопление требует слишком много дров. А строилась она тогда, когда соминские купцы были очень богаты и влиятельны. Торговля тут велась оживлённая, товары прибывали как по Тихвинской водной системе, так и по Ярославскому сухопутному тракту. «Список населённых мест Новгородской губернии» сообщает, что в Сомино: «… число дворов — 90, число домов — 45, число жителей: 318 м. п., 302 ж. п.; Почтовое отделение, сельскохозяйственный склад, винная лавка, 3 паровых двигателя, пожарное депо, квартира урядника и стражников, 10 хлебных и бакалейных лавок, 4 мануфактуры, 2 железных лавки, 4 чайных, 6 ларей мелочных, 4 кузницы, 2 пивных лавки. Ярмарки: 11 февраля, 29 июня, 14 сентября, все трёхдневные.

Самой богатой и посещаемой была летняя ярмарка. Она проводилась в Петров день, и традиционно начиналась с литургии в Петропавловской церкви и крестного хода. Несколько лет назад по инициативе жителей ярмарка стала проводиться вновь. В прошлом году её посетило более пяти тысяч человек.

Отец Геннадий является одним из создателей местного музея русской резьбы. По его же инициативе в здании музея этим летом открылась летняя школа народных ремёсел.

В Сомино находились лесопилки, здесь же строились барки –«соминки», меньшие по размеру, чем «тихвинки», они использовались только на водных системах, были непригодны к плаванию по морю. Барки перемещались бурлаками, а там, где отсутствовали бечевники – на озёрах — на шестах.

Тепло попрощавшись с отцом Геннадием, мы отправились в Устюжну. Этот районный центр Вологодской области с населением 10 тысяч человек когда-то был крупным промышленным центром. Устюжна стоит на берегах трех рек — Мологи, Ворожи и Ижины (по названию этой реки город, расположенный в ее устье, и был назван). Хотя в летописях город впервые упоминается в 1253 году как Железный Устюг. Позже, в документах XIII-XVIII веков город именуется Устюжной Железнопольской. Окрестные болота и дно озёр богаты бурым железняком – рудой, содержащей 35-45% железа. В конце XVI века население Устюжны составляли в основном ремесленники, обрабатывающие железо: кузнецы, молотники, котельщики, гвоздари.

За многовековую историю город не раз опустошали войны, разбойники, пожары, эпидемии. Но Устюжна возрождалась. К середине XVII века город оправился от потрясений, и стал центром металлообработки. Славу Устюжны создавали кузнецы и оружейники. О высоком мастерстве здешних кузнецов красноречиво свидетельствует тот факт, что они ковали решетки к воротам башен Московского Кремля. Устюжна стала вторым после Тулы местом изготовления русского оружия и оставалась им до тех пор, пока из-за добычи уральских железных руд прекратилось промышленное использование болотного и озёрного железа.

Вместо оружейного производства в городе получили развитие изготовление скорбяных товаров, стекловарение, кораблестроение, лесозаготовка, производство кирпича-сырца. Богатство города прирастало благодаря реке Мологе, по ней шли суда с севера России в Поволжье. В водах Мологи водились осетры, севрюга, стерлядь, которых поставляли к царскому столу.

В исторической застройке Устюжны сохранились типичные купеческие дома: нижний этаж каменный, тут размещались лавка и склад товаров, а верхний, жилой – деревянный. К сожалению, уже в наше время очевидны утраты этих особняков, придающих городу своеобразие. Напротив местной достопримечательности – гостиницы, в которой останавливался мелкий чиновник, ставший прообразом главного героя «Ревизора»- пострадавший от пожара, но ещё сохранивший резные наличники окон, разрушается некогда богатый обширный купеческий дом. Здание гостиницы тоже было повреждено огнём, но на её восстановление средства, к счастью, нашлись.

Значительны утраты храмов Устюжны. К 1870 году над одно- двухэтажными домами возвышались купола тринадцати каменных церквей. До нашего времени хорошо сохранились две: церковь Благовещения на высоком берегу реки Ворожи и Казанская церковь. Церковь Благовещения хороша даже в ночи!

Рядом светились окна дома в стиле провинциального классицизма

Пятиглавая Казанская церковь построена в стиле «нарышкинского барокко». Ее отличает богатый белокаменный декор. Шатровая колокольня была возведена в 1764 -1767 годах. Построена церковь на средства одного из представителей древнего русского рода промышленников и землевладельцев Строгановых -Григория. Обет построить храм он дал, когда был серьёзно болен, и только чудо могло спасти его от смерти. Вокруг церкви раскинулось кладбище, так что мне было немного не по себе, когда мы в темноте обходили храм, пытаясь разглядеть декоративные элементы.

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
Тур по Золотому кольцу "Сокровищница городов русских" (6 дней)
Тур в расписании на даты: 02.01, 11.08
13:40
RSS
Отец Геннадий — крутой!))
Никогда не забуду нашу летнюю встречу в «Открывая Ленобласть» и катания на мотоцикле)))


«Алё, тут блогеры понаехали. Срочно откройте им почту, телеграф, телефон»)))
А что, колокольню в Тихвине открыли (судя по фото)?

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"