Знакомство с промышленной архитектурой Питера, включая "Красный треугольник"

Совсем недавно я писала про экскурсию на производство завода «Русские самоцветы». Кто бы мог подумать, что совсем скоро я попаду на замечательную экскурсию Серебряного кольца — «Шедевры промышленной архитектуры». Экскурсию вёл гид Илья Кудельский.

Промышленная архитектура занимает особое место в культурном пространстве Петербурга. С самого основания северной столицы ее неповторимый облик формировали, наряду с парадным дворцовым центром, производственные сооружения и комплексы. Краснокирпичные массивы заводских и фабричных строений прочно вошли в образ нашего города.

Еще недавно промышленное зодчество прошлого оставалось за гранью общественного интереса и почти не находило признания в профессиональной среде. Сейчас интерес к промышленной архитектуре постепенно просыпается не только у профессионалов, но и у туристов. Всё чаще туристы посещают не только парки, дворцы, природные достопримечательности, но и промышленные комплексы. Наша экскурсия была посвящена особо интересным объектам промышленной архитектуры, расположенной в районе Обводного канала.

Начали мы экскурсию с осмотраКалинкинского пивоваренного завода - Пивоваренного завода им. Степана Разина, старейшего пивоваренного завода в Санкт-Петербурге. Не хочу подробно всё рассказывать отнимать хлеб у экскурсоводов. Затрону только самое интересное или необычное. Пивоваренный завод имени Степана Разина (Калинкинский) основан в 1795 году под покровительством императрицы Екатерины II. Его хозяином был англичанин Ной Казалет, сын которого, вступив в права владения заводом, дал предприятию имя «Калинкинский».

Пивоваренного завода имени Степана Разина в Петербурге сейчас не существует. Он чуть-чуть не дотянул до своего 220-летия. На его месте сейчас находится технопарк «Степан Разин», где сдаются в аренду помещения и склады.

Каменная ограда с воротами, башня с часами и маленькие двухэтажные домики начала века остались от существовавшего здесь в первой половине 19 века лесопильного завода купца Скрябина. Они образовали уличный фасад завода купца Казалета, позже фасад западной части пивоваренного завода – цеха розлива и транспортировки.

Дом купца Скрябина.

Калинкинский пивоваренный завод - Пивоваренный завод им. Степана Разина, Санкт Петербург

Хорошо сохранилось здание солодовни, где были сконцентрированы кладовые, ледники, погреба для хранения сырья. Ледники выполнено по проекту арх. Э. Г. Юргенса в 1873-1876 гг.

Солодовня.

солодовня Калинкинский пивоваренный завод - Пивоваренный завод им. Степана Разина, Санкт Петербург

Оригинальные ворота солодовни.

Калинкинский пивоваренный завод - Пивоваренный завод им. Степана Разина, Санкт Петербург

Одним глазком заглянули внутрь заводского двора.

Калинкинский пивоваренный завод - Пивоваренный завод им. Степана Разина, Санкт Петербург

Бондарная мастерская по проекту гражданского инженера А. А. Гимпеля и производственный корпус с дымовой трубой входят в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Здание выдержано в «кирпичном стиле» и выходит торцом на Рижский проспект. Есть еще несколько различных объектов в хорошем состояние, но особо ни чем непримечательные.

Зато есть интересная легенда о переименование Калинкинского пивоваренного завода.Согласно ей, в перерыве заседаний Третьего всероссийского съезда советов рабочих и солдатских депутатов, который проходил в Петрограде в 1918 году, рабочие старейшего пивоваренного завода выставили для делегатов съезда бесплатное угощение. Дорвавшись до любимого напитка пролетариата, делегаты затянули перерыв допоздна, пьяно стучали кружками о мраморные подоконники Таврического дворца, смачно сдували пену на яркие дубовые паркеты и прокуренными голосами орали песню любимого героя революционной толпы Стеньки Разина «Из-за острова на стрежень…» Если верить легенде, то именно после этого затянувшегося перерыва на очередном заседании по просьбе делегатов съезда Калинкинскому пивоваренному заводу было присвоено имя легендарного Стеньки Разина.

Бондарная мастерская.

Калинкинский пивоваренный завод - Пивоваренный завод им. Степана Разина, Санкт Петербург

От пивоваренного завода мы отправились знакомиться со спиртоочистительным заводом. Это архитектурное сооружение трудно назвать заводом. Скорее это похоже на замок. Только газгольдер возвращает нас к действительности, и мы понимаем, что мы не в сказке и это не замок:))

Гутуевский казенный спиртоочистительный завод, Санкт-Петербург

Так называемая винная монополия была введена по инициативе министра финансов Витте в 1895 году и распространялась на очистку спирта и торговлю крепкими спиртными напитками. Винокуренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил очистку на государственных складах и продавался в государственных винных лавках.

В это время на Гутуевском острове был построен Казённый спиртоочистной завод со складом №3.
Санкт-Петербургский Гутуевский казенный спиртовой завод и склад № 3 начали работать на наб. Екатерингофки в период с 1989 г. по 1902 г.(точную дату не нашла). В 1930-м году здесь разместился опытный завод по созданию синтетического каучука.

К спиртоочистному заводу мы подошли поЕкатерингофскому мосту. Мост перекинулся между берегами реки Екатерингофки и соединяет Рижский проспект с Гапсальской улицей, связывая город с Гутуевским островом.Конструкция этого моста для наших мест уникальна — это единственный однопролетный металлический разводной мост в нашем городе. Мост был сооружен по системе Шерцера.

Екатерингофский мост, Гутуевский казенный спиртоочистительный завод, Санкт-Петербург

Строительство моста началось 1 сентября 1910 г. Работы вело Общество Путиловских заводов. Из-за недоделок официально мост был принят комиссией только 18 марта 1917 года.

Мостостроители создали новую конструктивную схему моста, но совершенно не уделили внимания его архитектуре. В результате возникло типичное инженерное сооружение, лишенное каких — либо выразительных архитектурных элементов.

Екатерингофский мост, Санкт-Петербург

Хорош только павильон управления в стиле северного модерна. Когда мост перестали разводить, все окна павильона закрыли металлическими ставнями, которые сейчас снова убрали. Павильон находиться на реконструкции. Всё закрыто плёнкой, и полным ходом идут восстановительные работы. Ему похоже возвращают первоначальный облик)))

Фотографию нашла в интернете.

Одной из важнейших высотных доминант Обводного канала является церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове, построенная1892-1899гг. (Двинская ул., 2). Хотя стоит она у самого конца Обводного канала, там где он впадает в речку Екатерингофку, ее большой позолоченный купол виден даже с Московского проспекта.

церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове, Санкт-Петербург

История этой церкви связана сразу с двумя «чудесными спасениями» членов российского императорского дома. Одно из которых: 17 октября 1888 года происходит крушение императорского поезда в Борках под Харьковом. К счастью, императорская семья выжила в катастрофе (как известно, Александр III, обладавший огромной физической силой, смог удержать на себе падающую крышу вагона).

Событие это вызвало по всей стране целую волну возведения храмов в честь спасения императорской семьи. Не остаться в стороне решили и таможенники, биржевые артельщики и портовые чиновники, жившие на Гутуевском острове и в устье Невы, куда после открытия Морского канала перенесли торговый порт.

церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове, Санкт-Петербург

29 апреля 1891 происходит еще одно «чудесное спасение». Во время путешествия по Дальнему Востоку цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) подвергся нападению. Полицейский Сандзо Цуда бросился на него с саблей и нанес Николаю удар по голове. Однако в момент взмаха сабли Николай обернулся и клинок только скользнул по его голове, лишь слегка ранив наследника (шрам на лице Николая остался на всю жизнь). От повторного удара его спасли двое рикш и принц Георг, сбившие с ног нападавшего.

церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове, Санкт-Петербург

Церковь очень красивая! Мне она напомнила резную шкатулку. Внутри ведутся реставрационные работы, но службы идут. Церковь действующая. Зашли внутрь.

церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове, Санкт-Петербург

Обошли по кругу, слушая интересный рассказ гида. Церкви — это моё «слабое звено».

церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове, Санкт-Петербург

Рядом с храмом маленькое чудо — ромашки в конце октября. Ещё пару дней и выпадет первый снег. Дальше нас ждал ещё один промышленный объект.

Российская бумагопрядильная мануфактура — Фабрика «Веретено», и всё это в районе Обводного канал. Так сказать, далеко ходить, в нашем случае — ехать не надо.

Российская бумагопрядильная мануфактура - Фабрика "Веретено", Санкт-Петербург

Здания эти — самые старые из сохранившихся в нашем городе промышленных зданий с внутренним металлическим каркасом. Технология эта зародилась в Англии в начале 90-х годов XVIII-го века. Наружные стены здания по-прежнему делались из кирпича, но внутри ставились чугунные колонны, на которые опирались балки перекрытий.Автором проекта был выдающийся инженер Александр Яковлевич Вильсон.

Российская бумагопрядильная мануфактура - Фабрика "Веретено", Санкт-Петербург

Проекты здания и оборудования были заказаны в Англии, после чего переработаны самим Вильсоном и мастерами П. Я. Берри и В. Я. Буском. Архитектурную часть взял на себя Н. Я. Анисимов.

Здание фабричной конторы увенчано изящной ротондой, которую украшает статуя бога торговли Меркурия.

Российская бумагопрядильная мануфактура - Фабрика "Веретено", Санкт-Петербург

Помимо статуи Меркурия, здание конторы украшают и два изображения его жезла.

Российская бумагопрядильная мануфактура - Фабрика "Веретено", Санкт-Петербург

Висящая на заборе мемориальная доска напоминает о событиях стачки текстильщиков, произошедшей в 1896-м году.

Российская бумагопрядильная мануфактура - Фабрика "Веретено", Санкт-Петербург

Над проходной изображение ордена Трудового Красного знамени напоминает о жизни фабрики в советское время. Не смотря на трудные времена в период перестройки, фабрика избежала краха и сейчас выпускает главным образом объемную пряжу для трикотажного производства.

Российская бумагопрядильная мануфактура - Фабрика "Веретено", Санкт-Петербург

Все выше описанные промышленные здания вызвали у меня культурный шок. Я даже представить не могла насколько это интересно. Ну что там думается смотреть? Ехала я на экскурсию в основном, чтобы посмотреть «Красный треугольник». На территории треугольника я последний раз была больше 20 лет назад. Сапоги резиновые покупала. Причём прямо на территории завода. Так что небольшое представление, что было, я имею. Хотелось увидеть, что осталось от былого.

"Красный треугольник", Санкт-Петербург

Завод «Красный треугольник» одно из старейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга, производившее в советское время калоши и синтетический каучук, но в 2000-х годах фабрика обанкротилась. Некоторые помещения сдаются под склады, а все остальные заброшены. Сейчас правая часть завода отреставрирована. Причём кое-где даже сохранились старинные интерьеры, но мы туда не пойдём. Мы пойдём туда, где территория в руинах и разрухе.

Начнём мы свою экскурсию от того места, где раньше проходило русло реки Таракановки. Изначально исток лежал в Фонтанке около Старо-Калинкиного моста. У нее был один приток – речка Тентелевка (ранее называлась Ольховка), которая впадала в районе современной площади Стачек. Но в начале 20-го века примерно километр водоема от Фонтанки до Обводного канала засыпали, теперь на месте бывшего русла находится улица Циолковского (раннее носила название Таракановской). В 20-х годах засыпали еще один полуторакилометровый участок, на этот раз между Обводным каналом и Бумажным, вместе с ним засыпали и единственный приток.

На той стороне Обводного канала улица Циолковского, которая и была когда-то руслом реки. Честно скажу, я не знала.

улица Циолковского бывше русло реки Таракановки, Санкт -Петербург
Через дорогу от нас огромнейшая территория завода «Красный треугольник». Когда-то там были грузовые ворота, сейчас единственное место, где можно зайти на территорию завода. Зелёным укрыт мост через Таракановку, позже ставший переходом между зданиями.

"Красный треугольник", Санкт-Петербург

История «Красного треугольника» начинается в 1860 году — именно тогда американский коммерсант Фердинанд Краузкопф основал в Петербурге «Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры» (ТРАРМ) и построил на набережной Обводного канала завод по производству резиновых изделий.Технологию производства всех изделий на предприятии хранили в строжайшем секрете.
"Красный треугольник", Санкт-Петербург

«Треугольником» фабрика называлась из-за фабричного клейма — на всей продукции красовалась именно эта фигура, год учреждения товарищества — 1860, название товарищества — «Т. Р. А. Р. М.» и место производства — «С.Петербургъ». Владельцы завода руководствовались главными правилами западного маркетинга: на буквы неграмотный покупатель мог не обратить внимания, а большой треугольник точно бросился бы ему в глаза. Высокие стандарты соблюдались не только в рекламе: компания за свою продукцию получила множество премий и золотых медалей и была удостоена звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

В 1980-е годы предприятие столкнулось с падением спроса на резиновую обувь. В начале 1990-х «Красный треугольник», как и другие предприятия страны, ждала приватизация приватизация, борьба за активы и отчуждение собственности. Это привело и без того слабое предприятие к неминуемому банкротству.

В данный момент часть территории завода находится в плачевном состоянии: помещения заброшены, окна выбиты, а во дворах грязь и разруха. Чтобы всё это увидеть, нужно одеться соответственно и подготовиться морально. На кого-то территория завода наводит ужас.

"Красный треугольник", Санкт-Петербург

За долгие годы красный кирпич превратился в чёрный. Кажется, что здесь был пожар, или военные действия. Сейчас нижние окна и двери закладывают белыми блоками, чтобы никто не проникал внутрь. Весьма своевременно:)

"Красный треугольник", Санкт-Петербург

На территории «Красного треугольника» Бондарчук снимал один из своих фильмов «Сталинград». Вроде бы на улице на фотографии ниже. Территория завода напоминает город в городе. Кварталы, дома, асфальтированные улицы и даже своя железная дорога.

"Красный треугольник", Санкт-Петербург

Дорога в никуда.

"Красный треугольник", Санкт-Петербург

Иногда попадаются образцы продукции завода, оформленные весьма оригинально.

"Красный треугольник", Санкт-Петербург

Самое главное, осматривая всё вокруг, не забывать смотреть под ноги. Кругом горы мусора и грязь. Нам очень повезло, что обещанный дождь припозднился и пошёл после двух часов дня.

"Красный треугольник", Санкт-Петербург

Привет из прошлого.

"Красный треугольник", Санкт-Петербург

В лесу родилась ёлочка.

"Красный треугольник", Санкт-Петербург

Как бы там не было, увидеть территорию завода в нынешнем состояние стоит. Чтобы потом вспоминать, что было, и как стало. Я очень надеюсь, что у кого-то дойдут руки и найдутся средства привести всё в порядок. Хотя маленький кусочек сегодняшнего безобразия я бы сохранила для истории.

"Красный треугольник", Санкт-Петербург

Эта часть завода (восточная?) в более приличном состояние. Может быть, благодаря «шараж-монтаж», которые здесь на каждом углу.

"Красный треугольник", Санкт-Петербург

"Красный треугольник", Санкт-Петербург

"Красный треугольник", Санкт-Петербург

Закончилось наше знакомство с промышленной архитектурой около Газгольдера. Газгольдер — это кирпичное здание для хранения газа. На Обводном каналенаходится один из самых известных газгольдеров города на Неве. Для хранения запасов газа кирпичное здание использовали вплоть до начала XX века, когда на смену газовому освещению пришло электрическое. В настоящее время в здании газгольдера располагается самый большой в мире Планетарий. Рядом есть еще один газгольдер. Если не ошибаюсь, там проходят выставки.

Газгольдер, Обводный канал, Санкт-Петербург

Подвожу итог: супер классная и интересная экскурсия! Начинается в 10 утра, успеваешь выспаться. Заканчивается в 15 часов — весь вечер свободен. За 4 часа успеваешь посмотреть несколько весьма интересных объектов и узнать много нового из истории промышленности города. Бонусом кофе-брейк в Варшавском экспрессе. Я считаю, что весьма приятное времяпрепровождение для выходного дня.

RSS
15:59
Убедилась — мне туда точно надо smile Хотя во многих местах была, но хочется рассказ гида послушать. Кстати, насчёт единственного входа на Треугольник он не прав, со стороны Нарвской и более новых корпусов есть здоровенный въезд, и ж/д рельсы там тоже сохранились.
Мы же должны были зайти с исторического входа blush Новые корпуса ничего интересного для нас не представляли. Гид может и знал про тот въезд. Кстати, рельсы на моей фотографии как раз оттуда идут.

Подобрать тур/экскурсию на сайте "Серебряное Кольцо"