Золотая осень в Тверской области. Часть I: По левитановским местам
Не могу не рассказать ещё об одной поездке, которая состоялась ровно год назад 12-13 октября 2019 г. Вместе с Институтом Петербурга мы любовались золотой осенью в Тверской области: искали места с картин Левитана и исследовали заброшенные усадьбы. Нашим проводником стал Денис Ивлев — член Союза краеведов России, автор нескольких книг по истории Русской Православной церкви и свыше 150 статей по истории тверского края, член Совета Вышневолоцкого краеведческого общества им. М. И. Сердюкова, член Спировского краеведческого общества, инициатор создания музея сельского прихода с. Матвеево и его заведующий.
Встретились у памятника Сердюкову у вокзала в Вышнем Волочке.
И, не теряя времени даром, сразу же отправились в Ивановское смотреть восхитительный усадебный дом Гаслера, построенный в 1912-1914 гг.
С нами ездила Ксения Верхозина, позже написавшая очень подробную статью об этой усадьбе. В публикации она процитировала воспоминания о доме дочери владельца Елены Владимировны Шидловской. Во дворце были столовая, буфетная, кабинет с камином, библиотека, детские спальни, классная комната...
«На плане 2-го этажа большой зал с высокими стрельчатыми окнами. В углу отчерчено место, где написано: здесь стоял рояль Рубинштейна. Из зала вели выходы: в холл, в кабинет, на галерею над столовой, на открытую веранду, на балкон над зимним садом.
Зимний сад на южной стороне дворца был полностью, включая крышу, застекленным. В центре – фонтан, и точно расписано — где что росло: лавр благородный, пальмы, олеандр, розы» [https://zen.yandex.ru/media/kseniagidspb/usadba-ivanovskoeovseevo-tverskaia-ekspediciia-chast-1-5da87a9f3d873600ad1540c5].
Необходимо отметить, что само имение появилось в Ивановском намного раньше. Его построил Иван Терентьевич Сназин на подаренных Павлом I землях. Но старый господский дом сгорел в 2007 г., остались только флигели и хозяйственные корпуса.
Сохранилась старинная каменная лестница, которую охраняют львы. Непривычно видеть царей зверей с лапами не на шарах, а на поверженной добыче. А ещё более странно то, что они смотрят в одну сторону...
Был ещё мост через протоку между двух озёр, но в 1990-х гг. он рухнул под грузовой машиной, и его намеренно не стали восстанавливать.
Как же усадьба пришла в такое запустение? История неоригинальна: после революции здесь поочерёдно размещались коммуна, колхоз, дом отдыха, санаторий «Голубые озёра», в итоге не переживший кризисы XXI в.
«Далее проследуем в с. Троица. На мысу между озёрами Удомля и Песьво с XVI в. существовал небольшой монастырь, впоследствии упразднённый и оставивший после себя погост и село Троица. После постройки в г. Удомля АЭС и превращения в 1986 г. озёр Удомля и Песьво в единый водоём-охладитель от поселения здесь практически ничего не осталось. Но сохранилась церковь Иоанна Богослова (1846, колокольня 1891).
Возведённая на пригорке, она не попала в зону затопления и даже избежала закрытия, став ближайшим храмом для молодого города атомщиков» [из анонса тура].
«Ну а где же Левитан?» — недоумённо спросит внимательный читатель. И вот тут мы подобрались к моему самому большому разочарованию…
Плохо разбираюсь в изобразительном искусстве. Хорошо, что есть искусствовед Светлана Ершова, которая на лекциях Института Петербурга пытается достучаться до такого дерева, как я. И вот как-то она показала картину, которая меня заворожила.
И. Левитан «Над вечным покоем»
Конечно же, мечтала побывать в этом месте! Посидеть у церкви, глядя вдаль… С нетерпением ждала, когда увижу этот знаменитый пейзаж вживую. Несомненно, меня брали сомнения, что в Тверской области есть такие просторы… И я всё понимаю про фантазию художника. Но не до такой же степени!!!)))
Эх, как жаль, что эта красота придумана! Правда, искусствоведы всё ещё не договорились, какое именно озеро послужило источником вдохновения… В любом случае, Левитан здесь бывал — останавливался в имении Аракчеевых Гарусово. Воооон в той деревянной развалинке на дальнем плане.
Загородная дача в стиле модерн была построена в 1913 г. художником В. К. Бялыницким-Бируля и принадлежала владельцу вплоть до его смерти в 1957 г.
Национализирована она была и вовсе только в 1978 г., и «Чайку» обошла стороной незавидная участь большинства русских усадеб, разрушенных или переделанных на заре советской власти. «Чайка» сохранила атмосферу старого обжитого дома, которая поддерживается в нём по сей день.
Дача занимает исключительное место в географии русской живописи «серебряного века». Её стены помнят К. А. Коровина, А. С. Степанова, С. Ю. Жуковского, И. Э. Грабаря, А. М. Корина и других выдающихся художников» [из анонса тура].
Замечательное место!
Но вернёмся к нашему герою. Некоторые исследователи считают, что прототипом водного пространства картины «Над вечным покоем» послужило не Удомельское озеро, а Островенское, на берегу которого располагалось имение Ушаковых, где Левитан тоже бывал. Туда и отправимся, по пути посмотрев с моста на реку Съежу
глазами Левитана. Всё-таки художникам проще: не надо ждать солнца и/или мучиться с фотошопом. Взял и нарисовал как надо))
И. Левитан «Золотая осень»
Усадьбы в Островно (как и соседнего имения Турчаниновых Горка, где шла работа над произведениями «Золотая осень» и «Март») давно нет. Но в здании бывшей земской школы
открыт музей, часть которого посвящена непосредственно учебному заведению,
Следующая остановка — село Котлован с храмовым комплексом, включающим в себя каменную Воскресенскую церковь (1798 г.)
с приделом святителя Николая
и деревянную Успенскую (?) церковь (1762 г.)
«Котлованская барыня» меня поразила. Конечно, не современным внутренним убранством
и даже не смотрителем — местным жителем с чуднЫм говором, а остатками иконостаса
и росписей.
Дело не в самих фресках, а в их сохранности в помещении без крыши. Лично меня это зрелище заворожило...
А вот следующий кадр не советую смотреть впечатлительным людям.
Это найдено в ходе восстановительных работ. Что не удивительно, ведь рядом было старинное кладбище.
Заключительной точкой маршрута стала усадьба В. И. Роборовского — исследователя Центральной Азии, сподвижника знаменитого натуралиста и путешественника Н. М. Пржевальского. Точнее, памятного знака в месте её расположения в селе Тараки.
Но не будем заканчивать день на грустной ноте. Полюбуемся пейзажами. Левитан точно бы их нарисовал, стерев лишнее и прибавив ярких красок))
Закатные виды.
Пора и нам на покой. Не вечный. В гостиницу))
Продолжение: Золотая осень в Тверской области. Часть II: Тени дворянских усадеб
войдите с помощью: