Церковь трёх крестов в Иматре
«Современная архитектура не означает жёсткого использования новых материалов;
главное – это обработка материалов для человека.»
Алвар Аалто
Небольшой приграничный городок Иматра (Imatra) хорошо известен многим петербуржцам и особенно тем, кто неоднократно приезжал сюда за покупками. Внимание всех без исключения привлекает и знаменитый водопад Иматранкоски (Imatrankoski) в верхнем течении реки Вуоксы (Vuoksi), и расположившийся на её берегах Королевский, а лучше сказать Коронный, парк (Kruununpuisto), и впечатляющее здание гостиницы «Валтионхотелли» (Valtionhotelli), построенное в начале ХХ столетия в этом парке. А вот шедевр финского модернизма середины ХХ столетия видели не все. Находится он (шедевр) в районе города Иматры, который называется Вуоксенниска (Vuoksenniska), на удалении примерно километров 8–10 от основных достопримечательностей Иматры, расположенных в её центре – районe Иматранкоски. До Вуоксенниска пешком идти далековато, нужно ехать на автобусе или, в крайнем случае, на велосипеде. Кто останавливается в Иматре на несколько дней, могут себе это позволить, а «однодневки» – редко туда доезжают. Всё некогда.
Между прочим, этот шедевр построен знаменитым финским архитектором ХХ века, дизайнером, академиком архитектуры и, как его называют, «отцом модернизма» Северной Европы Алваром Аалто (Alvar Aalto). Это церковь трёх крестов (Kolmen ristin kirkko). Её также называют церковью в Вуоксенниска. Она является одним из лучших примеров культовой архитектуры стиля модерн в Финляндии и, относится к самым международно известным модернистским церквям страны. Церковь трёх крестов считают самым оригинальным церковным проектом.
Аалто начал проектировать церковь для города Иматры в 1955 году в связи с созданным двумя годами ранее генеральным планoм строительства города. Аалто взял за основу проекта отправной момент, вызванный конфликтом между религиозными и практическими задачами церкви. Он понимал, что церковь промышленного района несёт особую общественную задачу, что она не должна выделяться среди других общественных зданий своей монументальностью.
Аалто решил эту проблему, соединив церковный зал с помещениями для кружков и практической работы прихода, создав церковный зал, состоящий из трёх частей, которые можно отделить при необходимости друг от друга. Северо-западная часть зала – это основное сакральное помещение. Два других можно отделить от неё передвижными перегородками для одновременного проведения различных мероприятий. Передвигаемые электрическим мотором перегородки, толщиной 42 см, полностью звуконепроницаемые. Их деление на прямые и изгибающиеся части было задумано Аалто для решения акустических задач. В каждом зале около 300 посадочных мест. В церкви всего шесть входов, так что использование каждой отдельной части зала возможно в автономном режиме, не мешая другим. Вестибюль можно использовать как капеллу, откуда можно выйти на улицу, прямо на территорию кладбища, расположенного в сосновом бору. В подвале тоже есть дополнительные рабочие помещения. В общей сложности в церкви более 800 посадочных мест.
Лютеранское богослужение предполагает в церковном зале три основных объекта: алтарь, кафедру проповедника и хоры с органом, где часто располагается и хор. Современный орган построен на фабрике Вейкко Виртанена (Veikko Virtanen) в 1990 году и имеет три клавиатуры и 34 регистра. Все органы, построенные Виртаненым, сделаны вручную. Традиционно кафедра проповедника находися слева от алтаря, если смотреть из зала. В церкви нет алтарной картины, а на её месте находятся три белых деревянных креста, которые и дали название церкви. Они символизируют Голгофу. Епископ, освящавший церковь, подтвердил в своей речи, что три креста указывают на распятых Христа и двух воров.
Хоры с органом разместили с правой стороны от алтаря, над входом. Акустику внутреннего помещения проектировали с помощью небольшой модели, используя световые лучи, визуализирующие звуковые волны, отражаемые трубами.
Главная оконная стена церковного зала находится на юго-западной стороне здания. Окна и осветительные приборы расположены вверху, что создаёт в церковном зале очаровательную игру света и тени. Места расположения крестов и окон спроектированы так, чтобы во время богослужений тени крестов падали на стену. Из 103 оконных переплётов только два имеют одинаковую форму.
Детали внутреннего убранства Алвар Аалто также проектировал сам. Оно простое и чёткое. Алтарь и солея вытесаны из итальянского мрамора, скамьи из карельской красной сосны. Весь текстиль – лён. Церковный текстиль – работа художницы Греты Скогстер-Лехтинен (Greta Skogster-Lehtinen).
Внутренняя и внешняя стены северо-восточного фасада, между которыми убираются передвижные перегородки, отличаются по своей конструкции от других стен, также как и 34-метровая железобетонная колокольня, которая в аллегорической форме представляет направленную вниз стрелу. Колокольня довольно тонкая, на ней звонят три колокола. Два из них выполнены в 1958 году, а третий привезён из Энсо (Enso) – современный Светогорск. Своим решением при строительстве колокольни в Финляндии впервые была использована техника скользящей опалубки. Аалто стремился сделать белую колокольню выделяющейся среди заводских труб.
Белый цвет господствует в цветовом решении как внутренних помещений, так и экстерьере здания. Фасад – это оштукатуренные и выкрашенные в белый цвет кирпичи и бетон. Внутреннее помещение сплошь белое, не принимая во внимание спроектированный самим Аалто витраж, изображающий терновый венец. Спускающаяся книзу в юго-восточном углу тёмная медная крыша также создаёт яркий контраст.
К церковному комплексу относится и отдельно стоящий на юго-западной стороне церкви одноэтажный дом с волнообразной крышей; в доме – квартиры священника и служителей прихода. Белая бетонная стена соединяет дом с церковью и ограничивает церковный сад, создавая тихий уютный уголок для отдыха души.
войдите с помощью: