Церковный павильон Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме
«Ораниенбаумская придворная церковь была освящена 3 сентября 1727 г. во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона. Храм, задуманный первым владельцем Ораниенбаума, князем А.Д. Меншиковым, как триумфальный памятник морским „викториям“ петровской России, на протяжении двух столетий совмещал функции придворной и приходской церкви, став средоточием религиозной жизни Ораниенбаума» [https://peterhofmuseum.ru/news/2018/893].
Интерьер сохранялся вплоть до 1939 г. Затем в помещении были оборудованы мастерские Гидрографического отдела Балтийского флота. Убранство демонтировано. Настенная живопись и иконостас работы мастерской И. Зарудного перевезены в Петергоф и складированы в подвале Монплезира.
Во время войны деревянный золоченый иконостас был пущен оккупантами на топливо. Живопись тоже не сохранилась. Уцелели только две приставные иконы Спасителя и Богоматери, хранившиеся в дворцовых кладовых Ораниенбаума. Сейчас подлинники находятся в Эрмитаже, а в воссозданном иконостасе размещены их точные копии.
Работы по восстановлению храма начались в 2009 г. В процессе реставрации были сохранены и законсервированы элементы лепного и резного убранства церкви второй половины XVIII века, выполненные по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди.
В сентябре 2018 г. публике были представлены воссозданный иконостас
и четыре яруса живописи летней церкви.
А в помещениях зимнего храма и бывшей ризницы развернулась экспозиция, раскрывающая образ придворной церкви великокняжеского двора и рассказывающая об истории храма, о смене его владельцев, изменениях статуса и повседневной жизни церковного притча.
10 апреля 2019 г. завершился последний этап реставрации: на пятом ярусе были установлены образы Страстей Христовых.
Живопись воссоздавалась по фотографиям и по иконографическим и стилистическим аналогам XVIII в. В частности, было установлено, что оригинальные композиции четвертого и пятого ярусов, созданные в 1759 г. по заказу великого князя Петра Федоровича «живописного и финифтяного дела» мастером А. Алмазниковым, в отличие от более поздних икон нижних ярусов, имели конкретный иконографический прототип — гравированные изображения из лицевых Библий, ввозимых из Западной Европы.
Для посетителей церковь откроется 27 апреля.
По словам директора ГМЗ «Петергоф» Е. Я. Кальницкой, «Назначение этого храма двойственное: оно культурологическое и духовное. Сегодня, после первой службы здесь мы со служителями православной церкви в полном согласии, с полным уважением друг к другу договорились, что это музейное пространство, что это музей. Службы будут проходить раз в год в день Святого Пантелеймона» [https://peterhofmuseum.ru/news/2018/893].
Актуальные цены и режим работы: peterhofmuseum.ru/objects/oranienbaum/tserkovniy_pavilion/info
Так что всё переносится на июнь, когда там будут уже толпы.
войдите с помощью: