Древлехранилище Александро-Невской лавры

Тип статьи:
Авторская

Древлехранилище Александро — Невской лавры – музей очень компактный, он занимает помещение бывшей ризницы. Но побывать здесь будет интересно и людям воцерковленным, и атеистам.

Экспозиция музея рассказывает об истории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, её исторической, духовно- просветительной и культурной роли в истории России.

Само наименование «лавра» свидетельствует об особом статусе монастыря, официально он был ему присвоен указом императора Павла I. Тем самым правнук подтвердил, что замысел прадеда полностью осуществился — Петр I хотел, чтобы Александро-Невский монастырь был равен по значению Киево-Печерской, Троице-Сергиевой лаврам.

Основана обитель была по повелению Петра I, определившего для постройки участок земли в месте впадения речки Чёрной в Неву. Возможно, выбор царя был обусловлен тем, что по преданию, именно здесь была одержана русскими войсками под предводительством новгородского князя Александра Ярославича победа над шведами в 1240 году. На самом деле сражение произошло выше по течению Невы, в устье реки Ижоры.

Победа над шведами позволила не только сохранить Новгороду за собой контроль за северной частью пути из варяг в греки, но и отразила угрозу русскому православию. Целью крестового похода шведов, благословлённого папой Римским, было обращение в католичество язычников. Выиграв сражение, Александр получил прозвище «Невский», под которым и вошёл в историю как полководец, не знавший поражений. Перед смертью князь принял монашеский постриг, его тело было с почестями погребено в Рождественском монастыре во Владимире. Многочисленные чудеса, происходившие от мощей, были засвидетельствованы монахами этой обители, в 1547 году Александр Невский был причислен к лику святых.

На иконах XVI в. Святой князь Александр Невский изображался в монашеских одеждах (мантия, куколь), как принявший перед смертью схиму. Тогда же появился, параллельно «монашескому» иконографическому изводу еще и «княжеский», как отражение почитания святого Александра Невского как защитника и покровителя русской земли. Среди экспонатов древлехранилиша Александро-Невской лавры есть лишь одна икона с изображением святого Александра Невского в монашеском облачении и множество – в княжеском.

Объяснение этому есть: ситуация с иконографией Александра Невского кардинальным образом изменилась в 1724 г. после перенесения его мощей из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. В этом же году был издан указ Святейшего Синода писать святого Александра Невского не в монашеских одеждах, а в великокняжеских.

Пётр I желал воодушевить русские войска примером князя — победителя, успешно противостоявшего шведам – решение присвоить монастырю название «Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского» было принято в 1710 году, когда шла Северная война со Швецией.

Царь принимал самое деятельное участие в обустройстве монастыря, настоятелем которого был назначен архимандрит Феодосий (Яновский). Насельниками должны были стать лучшие представители монашества, их собирали по разным обителям. Списки достойных составлял архимандрит Феодосий, в Российском государственном историческом архиве сохранилось его доношение Петру I с просьбой о наборе монашествующих, на котором есть резолюция царя. Копия с этого документа есть в экспозиции древлехранилища.

Представлена тут и литография, изображающая торжественное перемещение мощей святого Александра Невского в монастырь. В числе лиц, сопровождавших святыню, есть Петр I.

Первоначально ковчег с мощами разместили в первой каменной церкви монастыря – Благовещенской. Впоследствии их перенесли в Свято-Троицкийсобор, где они хранились в серебряной раке, пожалованной императрицей Елизаветой. Гробница была сделана из первого добытого в России серебра, на её изготовление пошло почти полторы тонны драгоценного металла.

«Вид Раки с мощами князя Александра Невского». Литография О. А. Кочетовой. 1890

Когда после Октябрьской революции проходила экспроприация церковных ценностей, раку чудом удалось спасти от переплавки, сейчас она экспонируется в Государственном Эрмитаже.

Традиционно у раки с мощами собирались кавалеры ордена Александра Невского в дни памяти святого для молебна. Свято-Троицкий собор стал капитульным храмом этого ордена. Петр I планировал награждать им военных, но учредила его Екатерина I уже после смерти мужа, и его кавалерами становились как военные, так и гражданские лица.

Формирование экспозиции древлехранилища продолжается, музей был открыт для посещения совсем недавно – в январе 2017 года. К сожалению, из тех предметов, которые когда-то находились в ризнице Александро-Невской лавры, чудом уцелело лишь священническое облачение конца XVIII – начала XIX века. Оно поступило в музей из костюмерного цеха Мариинского театра. Обветшавший театральный реквизит планировали утилизировать, но обнаружили на изнанке ткани печать, свидетельствующую о принадлежности Александро –Невской лавре. Оплечье, самая старая часть облачения, было сделано в конце XVIII века. Облачение было сшито из багряного бархата, обильно расшито серебряной нитью, которая отчасти утрачена, но все-таки позволяет представить его богатство и красоту.

Происхождение части экспонатов музея ещё предстоит выяснить. К ним относится древняя икона с изображением ангела с орудиями страстей. Она датируется ориентировочно последней четвертью XVI века, это древнейший предмет в экспозиции.

Неизвестна и история вериг, представленных на манекене, и происхождение редких и древних икон, конфискованных при таможенном досмотре и переданных в музей.

Зато точно известно происхождение двери тюремной камеры – «одиночки», реконструированной сотрудниками древлехранилища по рисунку архитектора Николая Лансере. Он в цвете зарисовал камеру, в которую был заключён. Когда в тюрьме на Шпалерной улице проводилась реконструкция, председатель Епархиальной комиссии по канонизации святых забрал оттуда дверь и нары. Эти предметы относятся ко времени создания тюрьмы в конце XIX века. Через эту тюрьму проходили многие новомученики, в камере представлены предметы, которые с большой долей вероятности могли находиться у них в употреблении. Так, на столике стоит алюминиевая тюремная посуда, лежат несколько небольших и очень потертых иконок, священническая скуфья, рукописный акафист иконе Божией Матери «Скоропослушница».

Желающим ощутить на себе тюремную атмосферу такая возможность предоставляется: их пропускают в камеру и закрывают за ними дверь. Правда, любителей острых ощущений выпускают по первому требованию, у настоящих заключённых путь из камеры был либо в ссылку, либо на казнь.

Толчком для воображения могут послужить и представленные в экспозиции макеты. Один из них изображает Александро-Невскую лавру в период расцвета, который пришёлся на рубеж XIX–XX веков.

Второй позволяет составить представление о Свято-Троицком соборе, каким его видел один из первых архитекторов лавры Теодор Швертфегер. Строительство храма было начато, но не завершено из-за недостатка средств. Когда же деньги были найдёны, выяснилось, что здание частично разрушилось и его восстановление нецелесообразно.

В

центре музейного зала находится престол, металлический оклад которого был

подарен Александро-Невской лавре в середине ХХ века патриархом Алексием I. На

этом престоле проходили богослужения после того как Троицкий собор был возвращен

Церкви и до 2013 года, когда его было решено передать музею.

На престоле находятся предметы, которые необходимы священнику во время богослужения.

Рекомендую посетить древлехранилище Александро-Невской лавры всем, кто интересуется историей и культурой Санкт-Петербурга и православия.

Карта:
Баннер:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!