Приглашаем вас познакомиться с одним из самых красивых и величественных дворцово-парковых ансамблей в Варшаве – Вилянув.
Для начала немного истории…
Впервые населённый пункт под названием Миланув упоминается в XIII веке. Он был основан монахами-бенедиктинцами из монастыря в Плоцке. В 1338 году Миланув был приобретён герцогами Мазовии. В 1378 году герцог Януш I Варшавский подарил его одному из своих вассалов, который построил здесь особняк и часовню. Его потомки приняли фамилию Милановские, по названию деревни.
В XVII веке деревня была куплена родом Лещинских. Станислав Лещинский начал строительство нового дворца, однако работы были остановлены из-за вторжения протестантов-шведов в Речь Посполитую, которые захватили и разграбили Миланув. В 1676 году пустошь была приобретена королём Яном III Собеским, по заказу которого архитекторы Тильман ван Гамерен и Августин Викентий Лоцци возвели на месте уничтоженной деревни новый дворец в стиле барокко и церковь Святой Анны. Дворец был назван «Вилла Нова», но со временем приобрел форму названия Вилянув.
Благодаря близости к летней резиденции королей Польши и к Варшаве, вскоре Вилянув стал популярным пригородом Варшавы и местом отдыха для польских магнатов. Он был последним пунктом на исторической Королевской дороге.
Вилянувский дворец строился в качестве загородной резиденции короля Речи Посполитой в XVII веке. Несмотря на то, что в последующие два столетия дворец достраивался и дополнялся новыми интерьерами и помещениями, он считается хорошо сохранившимся памятником архитектуры того времени.
23 апреля 1677 г. король Ян III Собеский купил у калишского подкомория Станислава Кшиского поместье в Вилянове (расположенное тогда вдали от шумной Варшавы). Современники считали, что король, давая за него 43 тыс. злотых, переплатил, поскольку поместье было в жалком состоянии. Несмотря на это, Ян Собеский в воображении именно там видел свою будущую резиденцию. Познакомиться с владельцами дворца подробнее можно в статье
«Владельцы Вилянувского дворца».
Сам выбор места был сомнителен, но король еще больше удивил всех, назначая главным строителем своего секретаря и советника по художественным вопросам Александра Лоччи. Этот осевший в Польше итальянец был инженером-любителем. Несмотря на это, он представил королю необычный проект, который был одобрен без тени сомнения. Первые работы начались уже в мае 1677 г. Сначала было построено небольшое одноэтажное здание, похожее на другие старопольские помещичьи усадьбы. Через четыре года было решено изменить скромную усадьбу короля в представительную резиденцию. В Вилянув прибыли выдающиеся архитекторы из Италии и Франции. Микеланджело Паллони украшал стены и потолки. Он является автором монументальных росписей, представляющих историю Психеи. Со всей Польши к королевской усадьбе съезжались различные ремесленники – столяры, суконщики, золотых дел мастера, резчики, слесари. По распоряжению короля специальные художественные агенты искали по всему миру произведения искусства, которые привозили в Вилянув. Эти произведения привозились не только из Европы, но также из стран Востока. Из Львова были привезены восточные ковры и гобелены, занавеси и обивка для мебели. Много ценных предметов подарили послы и дипломаты, приезжающие в Варшаву. Посетители Вилянова уже в 80-тых годах XVII-го века сравнивали дворец под Варшавой с резиденциями французских королей в Версале под Парижем. Обрамлённый обширным садом, дворец представляет собой курдонёр.

После смерти короля (в июне 1696 г.) дворец наследовали молодые королевичи Александр и Константин. Из-за финансовых трудностей вилянувское поместье перешло к Эльжбете Сенявской, вдове великого коронного гетмана. Она занялась дворцом, а ее придворный архитектор заботился о том, чтобы поддерживать его в наилучшем состоянии. В это время достройкой дворца занимался Ян Зигмунт Дейбель.
В 1733 г. дворец разрушили русские войска, бесцеремонно ограбившие его интерьеры. В таком плачевном состоянии он попал в руки Станислава Костки Потоцкого и его жены Александры Любомирской. Каждый новый хозяин переделывал интерьеры и сады дворца под свой вкус. В 1778 году имение перешло в руки Изабеллы Любомирской. Свой след в истории дворца она оставила под именем «голубой маркизы». Прозвище была дано, за вклад Изабеллы в развитие дворцового комплекса. По её инициативе и за её счёт, на территории ансамбля в стиле классицизма были возведены кордегардия, кухонный и ванный корпуса. Работы велись под руководством архитектора Шимона Богумила Цуга.
Граф Потоцкий решил открыть для свободного посещения резиденцию короля – победителя турок. Он восстановил былое великолепие дворца, посвятил некоторые комнаты памяти Яна III Собеского. Интерьеры снова заполнились произведениями искусства и богатыми коллекциями. Среди них были картины Рубенса, ван Дейка, Рембрандта, Каналетто и Веласкеса.
Во время I-й мировой войны во дворце был устроен военный госпиталь и штаб. Бывшая резиденция короля быстро разрушалась. Тогдашний владелец – граф Адам Браницкий – был вынужден продать часть богатых коллекций.
В 1939 г. по приказу Ганса Франка немецкие оккупанты начали грабеж польского национального достояния в большом масштабе. Немецкие солдаты пачкали маргарином табуреты XVIII-го века, на позолоченные столы разливали суп, укрывались гобеленами эпохи рококо и, в конце концов, забрали из дворца всё, что представляло какую-либо ценность. В 1945 г. сохранилось лишь 20% оформления интерьеров.
После освобождения Варшавы бывшая резиденция короля Яна III Собеского перешла к государству. Началось восстановление разрушенного здания и борьба за возврат украденного имущества. Лишь в 1962 г. первые посетители смогли войти в дворцовые комнаты. Сегодня это одна из самых больших туристических и культурных достопримечательностей Варшавы, где вы можете осмотреть интерьеры, большую выставку предметов мебели и декоративно-прикладного искусства. Здесь же есть одна из самых больших коллекций надгробных портретов польской шляхты. Это уникальный материал для польской истории, так как традиция писать надгробный портрет была очень редкой в Европе, а в Польше актуальной. Дело в том, что все польские шляхтичи заказывали для себя парадные портреты, но на них они изображались преукрашенными. Мы можем только догадываться, как на самом деле выглядели польские аристократы. А на надгробных портретах их изображали правдиво, со всеми изъянами. Поэтому, это очень важный документ для истории Польши.
Дворец окружает парк, который занимает территорию 45 га. Здесь можно поплавать на лодке по живописному Вилянувскому озеру, посетить Оранжерею, насладиться ароматом роз в Розовом садике, восхититься романтической обстановкой английской части парка, и торжественными аллеями строгих геометрических форм во французском стиле.

войдите с помощью: