Экспонаты Музея истории железных дорог России - вагоны
В Музее железных дорог России среди экспонатов есть 118 единиц подвижного состава. Разумеется, технические решения, реализованные в том или ином паровозе, тепловозе или электровозе весьма интересы. Но у меня, как у человека, от техники далёкого, гораздо большее любопытство вызвали вагоны. Есть что-то волнующее в этих маленьких обособленных мирах на колёсах. Для кого-то они — временное пристанище, для других — место постоянной работы.
На время поездки быт пассажира определяется тем, сколько у него денег.Сейчас для того, чтобы определить, к какой категории принадлежит вагон, к нему надо подойти поближе. А раньше, в царской России, это было видно издалека: вагоны 1-го класса были синего цвета, 2-го класса — желтого, 3-го — зеленого.
В Российской империи в вагонах первого класса передвигались люди состоятельные, вагоны второго класса были предназначены для благородной публики победнее, третьего класса (плацкартные или общие) — для простого народа.
Различия между пассажирами прекрасно передал Александр Блок в стихотворении «На железной дороге»:
«Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели».
Отличия в цвете вагонов делали не нужной их нумерацию: пассажир просто шел в свой класс, который указывался в билете. Место в вагоне предоставлял проводник. В третьем классе никакой фиксации мест вообще не было, по билету пассажира пускали в вагон, а уж там он обустраивался сам.
Надо заметить, что об удобстве пассажиров российские железные дороги заботились не в пример лучше, чем европейские. Что объяснимо огромностью нашей страны и длительностью переездов.
В вагонах третьего класса были установлены пепельницы и плевательницы, дабы публика могла и папироску выкурить, и семечки полузгать.
В тёмное время суток зажигались фонари, расположенные над дверями вагона: каждый имел оборудованную тягу для удаления сажи от свечей.
Чисто российское изобретение – вагонные тамбуры, аналог сеней в избах, их задача была уменьшить потери теплого воздуха на остановках, когда пассажиры входили в вагон с платформы. В зимнее время топили печи для обогрева.
В вагонах третьего класса, как нигде, была справедлива поговорка: «В тесноте, да не в обиде». На деревянных лавках, притиснувшись друг к другу, ехали представители разных сословий: студенты и крестьяне, мастеровые и священники, бедные провинциальные дворяне и сельские учителя.
В душном от махорочного и папиросного дыма вагоне, под стук колёс и людской гвалт, велись неспешные разговоры, бесконечные, как сама Россия. Какие типажи, какие судьбы! Недаром многие классики отечественной литературы в свои произведения включали сцены в вагонах третьего класса!
Именно на третий класс приходилась львиная доля пассажирских перевозок в Российской империи. Согласно данным статистики 1896 года, первым классом было перевезено 0,7 млн пассажиров, вторым классом – 5,1 млн, третьим классом – 42,4 млн.
Уровень комфорта пассажиров разного класса разительно отличался, как и цена билетов.
Пассажиры первого и второго классов, в отличие от третьего, брали с собой в вагон лишь самое необходимое. Крупные вещи они сдавали в багаж, путешествующий в специальном вагоне, который обязательно входил в состав поездов дальнего следования. Пассажиры третьего класса размещали свои пожитки на багажных полках прямо в вагоне, ведь за провоз багажа надо было платить.
Багажный вагон всегда прицеплялся сразу за паровозом, следом за ним –почтовый вагон. Это было настоящее действующее почтовое отделение на колёсах. Здесь трудились служащие, принимая и сортируя корреспонденцию. Они же отвечали за перевозку особо ценных грузов.
Почтальоны буквально жили на рабочем месте, здесь была предусмотрена откидная полка для сна, туалет с откидывающимся умывальником, печное отопление.
В собрании музея есть и вагон – рефрижератор. На станциях в него загружали лёд, который таял на перегонах. Вода стекала через щели в полу. Вагон был выкрашен в белый цвет, чтобы как можно меньше нагревался под лучами солнца. Любые продукты: от французских устриц до филипповских калачей можно было перевозить таким образом свежими.
Полки для сна появились в вагонах первого и второго классов не сразу. Первоначально пассажиры в них ехали сидя или полулежа на диванах или в креслах, укрываясь пледами или шалями. Позже кресла стали делать раскладными, более удобными для сна.
Интерьеры вагонов были весьма изысканными, даже роскошными, как и предметы обихода.
Развитие в России международного пассажирского сообщения и появление экспрессов Международного общества спальных вагонов стало поводом для повышения уровня сервиса. В состав поездов стали включать вагоны-рестораны и даже, как в сибирском экспрессе, вагоны-церкви. Они комплектовались из спальных вагонов прямого сообщения (СВПС) и служебных салонов-вагонов.
Один из таких служебных вагонов представлен в экспозиции музея Железных дорог России. В начале своей истории он был вагоном — резиденцией последнего китайского императора Пу И. О его необычной судьбе стоит сказать несколько слов. Пу И с детства и до кончины был марионеткой, которую дёргали за ниточки то одна правящая партия, то другая.
Он был возведён на трон двухлетним ребёнком, но уже через три года свергнут – акт об отречении от власти подписала его мать. Через несколько лет сторонники монархии в результате переворота восстановили власть императора, и опять не на долго. До 18 лет Пу И жил, не покидая пределов резиденции китайских императоров в Пекине — Запретного города. Пришедшая к власти народная армия Китая лишила его титула и потребовала покинуть дворец.
В результате завоевания японскими войсками Манчжурии было образовано государство Маньчжоу –Го и Пу И был провозглашён его императором, но реальной власти не имел. После победы Советского Союза над Японией в 1945 году, Пу И был заключён в тюрьму, где начал сотрудничать с чекистами. Однако это не спасло его от депортации в коммунистический Китай, где он провёл в тюремном заключении ещё 10 лет.
В тюрьме бывший император ознакомился с трудами основоположников марксизма-ленинизма, принял коммунистические идеи.
Бедняга всю свою жизнь жил по чьей-то указке, даже жён ему выбирали. Всего их было пять, и последнюю ему рекомендовал в качестве спутницы жизни сам Мао Цзэдун.
Принадлежащий Пу И салон-вагон с удовольствием наследовали советские чиновники.
Развитие прямого (беспересадочного) пассажирского сообщения не только повлекло повышение уровня сервиса и появление вагонов с местами для лежания.Оно обеспечило значительно увеличившуюся миграцию населения всех сословий из-за отмены крепостного права.
Вагоны, в которых ехали к местам новой жизни на восток страны переселенцы, впоследствии получили прозвище «столыпинские». Правда, тогда в них уже стали перевозить заключенных, установив на окна решётки, и переоборудовав помещения для скота и птицы под карцеры.
С появлением и развитием железных дорог в России изменился сам стиль жизни её граждан. Время и пространство резко сжались, доступность путешествий поездом стала причиной массового перемещения людей по стране. И, уверена, ещё многие годы будет жива поездная романтика: задушевные разговоры под стук колёс, горечь проводов и радость встреч на станциях, бесконечность бегущих за окном пейзажей.
войдите с помощью: