Интервью с активным участником волонтерских проектов Игорем Огибиным

Тип статьи:
Интервью

С Игорем мы познакомились в апреле 2016 года во время волонтерской смены а Астраханском заповеднике (подробнее в Дневнике волонтера). И если для меня это пока разовый опыт, то Игорь — активный участник волонтерских проектов. Наш разговор о том, как волонтерство стало неотъемлемой частью его жизни.

Расскажи, пожалуйста, о своём первом волонтерском опыте.

Первый раз я поехал в относительно длинную волонтерскую смену в 2012 году. До этого я много интересовался данной тематикой, но все же слабо представлял, как волонтерство устроено в нашей стране. У меня давно была мечта побывать на Валааме, и я подумал, что будет отличной идеей совместить эту мечту и мой интерес к волонтерству. Как выяснилось, к тому году на Валааме сотрудниками монастыря была проведена огромная организационная работа и создана замечательная волонтерская программа. Она состояла из нескольких смен длительностью по две недели, причем были даже специальные смены для волонтеров из-за границы. Вот участие в ней и стало моим первым опытом. Сразу оговорюсь, что в случаях с монастырями, помимо понятия «волонтер», есть еще понятие «трудник» — совмещающий бескорыстную помощь с паломничеством. В трудники, естественно, шли только православные верующие люди. Среди волонтеров же можно было наблюдать как и католиков, так и буддистов, и даже атеистов. Каждый приезжал туда за чем-то своим. Я был в восторге от всего пережитого. Это был крайне положительный духовный (и не только) опыт.

Сколько с тех пор было волонтерских смен?

С тех пор я дважды был в Валаамском монастыре, трижды в Астраханском заповеднике, в заповеднике «Черные Земли» в Калмыкии и в Дагестанском заповеднике, а также на археологических раскопках в Туве, Крыму и Краснодарском крае.

Что для тебя интересней, что больше нравится?

Я не стал бы говорить, что раскопки интереснее заповедников или наоборот. Это, с одной стороны, очень разные виды волонтерской деятельности. Но с другой — между ними очень много общего. Смена обстановки, природа, замечательные позитивные участники-волонтеры, научные сотрудники, чувство, что ты делаешь что-то поистине важное. Археология – это мечта из детства. Я непомерно рад, что волонтерство дало мне возможность её осуществить.

Какие работы чаще всего приходится выполнять?

Фронт работ всегда очень разнообразен. Посадка деревьев, уборка мусора, скос травы, помощь в обустройстве кордона или экотропы, участие в феноучете животных. Если же говорить об археологии, то и там на взмахах лопатой дело не останавливается. Это и зачистка, и строительство защитной дамбы, и промывка, и зарисовка, а для некоторых волонтеров даже погружение с аквалангом в море.

Не могу не спросить, что впечатлило, поразило больше всего во время волонтерских смен? Может быть, какое-то место, событие, человек?

Наверное, самое невероятное, что я с особой ностальгией вспоминаю – это атмосфера в волонтерском лагере «Долина Царей» на археологических раскопках скифских курганов в проекте «Кызыл-Курагино». Конечно, значимым фактором является то, что все знали, что это не вечно, а всего лишь на 3 недели, но все же организаторам удалось выстроить на берегу Енисея посреди Саян небольшой утопический рай. Туда съехалось около ста волонтеров со всего мира (были даже люди из Аргентины, Колумбии, Канады и т. д.) разного возраста, разных религий, разных политических взглядов… Но все это осталось где-то там, на большой земле, а в нашем лагере мы все жили как одна большая дружная семья. От первого и до последнего дня. И даже сейчас, спустя уже два года, многие из нас продолжают общаться и большинство поддерживает друг с другом отношения и контакты, ездят друг к другу в гости, в дальние города, в дальние страны.

Как вообще в нашей стране развито волонтерство, на твой взгляд? Это в диковинку или уже неотъемлемая составляющая экспедиций/заповедников?

Несколько лет назад все было достаточно плачевно. Валаам, думаю, был одним из немногих удачных исключений. Сейчас ситуация, конечно, далека от идеала, но все же семимильными шагами движется в его сторону. Благодаря усилиям некоторых энтузиастов, волонтерских проектов становится все больше, они становятся разнообразнее, их организация становится все лучше. Здесь хочется в первую очередь отметить Астраханский заповедник, который благодаря грамотному подходу не только развил у себя великолепную волонтерскую программу, но и немало усилий приложил в популяризацию волонтерства среди других заповедников. Многие представители ООПТ вдохновляются примером Астраханского заповедника и перенимают их опыт. Также хотелось бы отметить и Русское Географическое общество, которое с каждым годом запускает все больше волонтерских проектов, причем самой разнообразной тематики, включая даже такие экстравагантные, как участие в парусных регатах или полярных экспедициях. Сейчас можно отправиться кольцевать птиц на Амур или помогать с обустройством экотропы у Камчатских вулканов, отправиться в этнографическую экспедицию на север или помогать вести учет численности сайгаков, раскапывать древнегреческий затонувший город или бороться с пожарами на Байкале… Было бы время и желание...

Какие люди идут в волонтеры?

Люди идут разные. Каждый идет за чем-то своим. Но в большинстве своем это очень открытые, позитивные, ищущие приключений и чего-то нового, умные, образованные, желающие сделать мир чуточку лучше. Те, кто как говорится, захотел изменить мир и начал с себя.

Появились ли у тебя настоящие друзья среди волонтеров?

Да. Да. И еще раз да! Кто-то стал просто хорошим знакомым, кто-то товарищем, но есть и те, кого я несомненно назову другом. Почти с каждого проекта я с кем-нибудь продолжаю тесно общаться, переписываться и видеться при любой удобной встрече. Есть те, с кем я поучаствовал уже не в одном проекте, а сразу в нескольких. Есть те, с кем я по завершении волонтерской смены отправлялся в длительные далекие совместные путешествия. Есть те, к кому я стану обращаться за каким-то жизненным советом...

Какие плюсы волонтерства (по сравнению с обычными путешествиями) ты можешь назвать?

Огромное множество. Знакомство с очень интересными людьми. Возможность побывать там, куда обычным туристам обычно проход закрыт. Возможность попробовать себя в совершенно новом виде деятельности. Я знаю примеры, когда после волонтерства люди устраивались на работу в заповедник или, например, в Музей подводной археологии. Формальное и неформальное общение с научными сотрудниками. Лекции и практики, которые организаторы устраивают волонтерам. Да даже финансовая составляющая играет роль, так как зачастую волонтерам предоставляется проживание, иногда питание, а иногда и билеты на самолет. Но нельзя делать эти причины первостепенными, иначе теряется суть волонтерства. Это лишь дополнительные приятные моменты. В общем и целом волонтерство – это совершенно замечательный опыт.

Что бы ты посоветовал людям, которые хотят стать волонтерами? Какими качествами необходимо обладать, с чего начинать, куда обратиться, на что обратить внимание?

Не бояться. Главное — захотеть. Понять, чего хочется. В чем, хотя бы примерно, хочется себя попробовать, кому или чему помочь. Нужно быть открытым миру, и мир сам откроется тебе, причем с наилучшей стороны. Начать необходимо с осознания своего желания. В интернете уже множество и сайтов и групп в социальных сетях, аккумулирующих всю информацию о разных волонтерствах. Необходимо подобрать несколько заинтересовавших тебя проектов, заполнить анкеты и отправить. Конечно, иногда строгий отбор и конкуренция. Но доза терпения, и проект, который, возможно, изменит вашу жизнь, вас найдет!

Фотографии со страницы Игоря в соц. сети vk.com/ogibin

Карта:
RSS
08:14
Здорово! Видеть, делать, быть в среде единомышленников. Удачи всем. С уважением, Наталья Александровна, СПб