Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Тип статьи:
Авторская

Есть две версии причины, по которой была основана Кирилло –Белозерская обитель. Первая из них религиозно-мистическая: преподобный Кирилл горячо молился Богородице, и вдруг услышал голос, ясно звучавший в ночной тишине.Вслед за обращёнными к нему словами: «Кирилле, изыди отсюду, иди на Белоозеро, тамо бо уготовах ти место, в нем же возможеши спастися» пролился на старца яркий свет со стороны Белозерья. Он уверовал, что молитвы его услышаны и вместе с иноком Ферапонтом отправился искать место для пустынножительства. Дорога привела их на берег Сиверского озера, где они и стали обустраиваться — разбили временную палатку из ветвей, начали копать землянку – келию в склоне горы. Так в 1397 году был заложен Кирилло-Белозерский монастырь.

Вторая версия пришествия преподобных Кирилла и Ферапонта в Белозерье склонна считать их посланцами Московского княжества, в то время расширявшего своё политическое влияние. Удельные Белозерские князья не желали легко расставаться со своей самостоятельностью. Появление в этих малонаселённых землях таких центров притяжения людей, как монастыри, способствовало экономическому развитию Белозерья. А традиционные тесные связи московских князей с настоятелями обителей служили к укреплению власти Москвы в этих краях.

Особо благоволили Кирилло-Белозерскому монастырю великий князь Василий III, а после его сын Иван Грозный. Страстно мечтая о наследнике, Василий III расторг бездетный брак с первой женой Соломонией Сабуровой. Его второй избранницей стала юная княгиня Елена Глинская, но и она в течении нескольких лет не могла забеременеть. Супруги ездили на богомолье по святым местам, уповая на чудо. Рождение у великокняжеской четы долгожданного наследника все посчитали итогом заступничества преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением.

Постепенно в Белозерье возникла целая сеть монастырей, находившихся на расстоянии дневного перехода один от другого: Кирилло- Белозерский, Ферапонтов, Горицкий монастыри, Нило — Сорская пустынь.

Но самым почитаемым и богатым стал Кирилло-Белозерский. В нём трудились талантливые иконописцы, резчики, переписчики книг, была собрана обширная библиотека рукописей.

Обитель стояла на пересечении торговых путей, главным из которых был тот, по которому везли товары с Белого моря, из Архангельска. До тех пор, пока Пётр I не отвоевал у шведов побережье Балтийского моря, перенаправив потоки товаров через балтийские порты, Кирилло-Белозерский монастырь богател на продаже рыбы и соли. К концу XVI века в монастырских владениях числилось 607 деревень.

Но не только прибыли от торговли умножали богатства обители. Щедрые вклады делали великие князья, бояре и богатые купцы. Есть упоминание о значительных пожертвованиях от торговцев хлебом и солью в Белозерье Живляковых и Леонтии Дмитриеве, равных тем, что делал Иван IV. Отпрыски известных боярских родов становились иноками монастыря, способствуя росту его престижа и благосостояния.

Умножалось число монастырской братии, разрастался и сам монастырь. Скромная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, построенная при преподобном Кирилле, уже не могла вместить всех молящихся. Вместо неё была возведена новая каменная, существующая до нашего времени. Сохранились сведения об артели ростовских мастеров (Белозерье в те времена относилось к Ростовской епархии). «Каменщиков и стенщиков при клаже было двадцать мастеров, из них старший Прохор Ростовский. Церковь клали пять месяцев, а издержали на нее 250 рублей.» – огромную сумму в те времена, когда корова стоила 2 копейки.

Успенский храм был первой каменной церковью в обители, следом за ним было возведено в камне много новых зданий. Так что к концу XVI века разросшийся монастырь разделили на две части: территория вокруг той самой горки, где была келия преподобного Кирилла, обстроенная храмами и службами и обнесенная оградой, стала называться Горним, или Малым Иоанновским монастырем. Здесь и сейчас находится действующая мужская обитель.

Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи была построена на деньги великого князя Василия III в честь рождения наследника, будущего царя Ивана Грозного.

Над келиями преподобных Кирилла и Ферапонта возведены часовни.

Радость от рождения долгожданного сына была так велика, что Василий III пожертвовал в Кирилло-Белозерский монастырь тысячу рублей на строительство сразу двух церквей, вторая — Архангела Гавриила, она находится в Большом Успенском монастыре.

Церковь Преображения была возведена в 1595 году над Водяными воротами, которые служили парадным входом в монастырь со стороны Сиверского озера.

Большой Успенский монастырь стал с 1924 года местом размещения Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Центром его является храм Успения Богородицы со стоящей рядом колокольней.

С неё открывается удивительной красоты вид на окрестности и на церковь Иоанна Лествичника, которая была возведена над Святыми вратами в 1572 году на вклад сыновей Ивана Грозного – Ивана и Федора.

Стены и своды Святых ворот покрыты фресковой росписью.

Церковь преподобного Кирилла Белозерского — это небольшая церковь-придел примыкающая с запада к Успенскому собору.

В конце XVI века Кирилло-Белозерский монастырь был мощной крепостью с каменной стеной протяженностью около километра, с восемью башнями и тремя подъездными воротами.

В Смутное время братия сумела трижды отразить нападение «воровских людей» — польско-литовских отрядов, бесчинствовавших на Руси. Обитель уцелела, но обширное монастырское хозяйство было совершенно разорено. На его восстановление потребовалось больше десяти лет, каменное строительство возобновилось, в монастыре появились корпуса братских и архимандричьих келий.

Двухэтажный домик келаря с воротами, расположенный между двумя церквями Преображения и Введения, был возведен в последней четверти XVII века.

Поварня была построена в XVI веке

В 1648 году в Москве вспыхнул Соляной бунт, причиной которого послужило значительное повышение цены на соль. Царь Алексей Михайлович был молод, на него огромное влияние имел боярин Борис Иванович Морозов, воспитывавший мальчика с пяти лет. Государь, прозванный «Тишайшим» за доброту и мягкость характера, позволил своему дядьке со­сре­до­то­чить в сво­их ру­ках зна­чительную власть, стать фак­тически гла­вой пра­ви­тель­ст­ва. Восставшие стали требовать у царя выдать им ближних бояр, угрожая «и покамест его, великого государя, о том указ к нам не будет, и мы из города из кремля вон не пойдем; и будет междуусобная брань и кровь большая з бояры и со всяких чинов людьми у нас, у всяких людей и у всей черни и у всего народу!».

Бунтовщики убили глав Земского и Посольского приказов, других бояр, «разграбили многие боярские дворы и окольничих, и дворянские, и гостиные». Алексей Михайлович, в страхе за жизнь Морозова, которого он почитал «прия­те­лем вме­сто от­ца род­но­го», организовал ночью его отправку в Кирилло-Белозерский монастырь. Государь писал монахам: «Если убережете, я вас пожалую так, чего от зачала света такой милости не видели». Царское слово крепко, за спасение Морозова: Алексей Михайлович пожертвовал 45 000 рублей, еще 5 000 -сам боярин Морозов.

На эти средства монастырь возвёл новые крепостные стены, как показало время, совершенно зря потратив деньги. После завоеваний Петра Великого границы государства изменились столь существенно, что обитель-крепость утратила своё оборонное значение.

К началу XVIII века Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из богатейших монастырей на Руси. Закончилось его процветание с изъятием всех угодий в пользу государства в результате церковных реформ Екатерины II. Из монастырской слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене помещена городская и уездная тюрьма. Своеобразное продолжение сложившейся на протяжении веков традиции делать северные монастыри местом заточения. Но если ранее здесь томились в заключении представители светской и церковной знати, то теперь воры и убийцы.

Обитель в одночасье лишилась своих владений. Средств на поддержание зданий в порядке не хватало, от бедности монахи порой решались на отчаянные шаги. Так, когда потребовалось перед большим праздником замостить двор рядом с Успенским собором, то употребили на это надгробные камни с ближайшего погоста. Часть надписей на них позже стесали, ибо историк и археолог Константин Бороздин возмутился: как можно попирать ногами знатнейшие в стране фамилии? В 1809 году он обратился к настоятелю монастыря с просьбой восстановить памятники. В ответ на эту просьбу с могильных плит были частично устранены надписи.

В апреле 1918 года в Кирилловском уезде началась национализация церковного имущества. Епископ Варсонофий попытался уберечь монастырь от разграбления, за что и был расстрелян большевиками. Та же участь ждала последнего настоятеля обители архимандрита Анастасия после закрытия её в 1924 году.

Тогда же монастырь стал историко-архитектурным музеем-заповедником, благодаря чему сохранился архитектурный ансамбль и многие художественные ценности.

Карта:
Баннер:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!