Китайский дворец. Интерьеры
В сороковых годах XVIII века великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III становится владельцем Ораниенбаума. По взаимному согласию супруги формально поделили Верхний парк дворцового комплекса: одна часть предназначалась для военно-строительных затей Петра Федоровича, другая — для Собственной дачи великой княгини Екатерины Алексеевны. В придворной терминологии определение «собственный» по отношению к зданию, павильону, саду означало, что предназначались они для императорских особ, и приглашались сюда лишь избранные лица.
К строительным работам на территории Собственной дачиприступаютв конце 1750-х годов. История Китайского дворца, проект которого создал итальянский зодчий Антонио Ринальди, начинается также в это время.
Дворцовый проект на Собственной даче воплотили не сразу. К строительству приступили только с восшествием Екатерины на престол в 1762 году. Спустя всего лишь шесть лет императрица отпраздновала новоселье. Китайский дворец, главное сооружение Собственной дачи, первоначально назывался «Голландский домик». Ряд интерьеров «маленького дворца» Екатерины был оформлен в стиле «шинуазри» (в переводе с французского – «китайщина») с использованием подлинных произведений китайского искусства. Из-за своего «китайского» убранства Голландский домик в XIX веке получил нынешнее название – Китайский дворец.
Перед южным фасадом дворца по проекту архитектора Антонио Ринальди был вырыт большой прямоугольный пруд. Одноэтажный домик Екатерины, расположенный перед прудом, среди многочисленной зелени, больше походил на изящный садовый павильон, чем на дворец. Его большие окна-двери создавали иллюзию полного единения с природой.
В середине XIX века Китайский дворец приобрел новые очертания (проект архитекторов Л. Л. Бонштедта и А. И. Штакеншнейдера): надстроили второй этаж, с востока и запада пристроили небольшие помещения-антикамеры, появился балкон, застеклили галерею, которая соединила два ризалита с южной стороны.
Дворец не пострадал во время войны, в нем сохранились интерьеры с изысканным декоративным убранством XVIII века. Уже летом 1946 года музей «Китайский дворец» первым среди других историко-художественных объектов Ораниенбаума принял посетителей. С 2009 года дворец находится на реставрации. За это время при финансовой поддержке ПАО «Газпром» отреставрировано десять из семнадцати залов.
Китайский дворец, строгий и сдержанный внешне, поражает своим внутренним убранством. Дворцовые залы и комнаты оформлены изысканно и удивительно нарядно, каждый интерьер здесь совершенно самостоятелен. Дворец спланирован буквой «П» и имеет три анфилады: анфилада парадных покоев находится в средней части, дополняют ее расположенные перпендикулярно к ней две малые анфилады. В западной анфиладе располагались личные покои императрицы Екатерины II, восточной — комнаты ее сына, великого князя Павла Петровича.
Центром симметричной композиции Китайского дворца является Большой зал. Парадный и строгий, в XVIII веке он служил в первую очередь для приемов и торжественных обедов. В зале накрывались столы, здесь Екатерина II принимала иностранных послов и наиболее приближенных лиц.
В 2011 году были открыты для посетителей три зала Китайского дворца. Изящный Зал Муз, сохранивший свою подлинную отделку, предназначался для музыкальных концертов. Большие застекленные окна-двери, расположенные с трех сторон, придают этому залу сходство с нарядным парковым павильоном.
Рядом с Залом Муз находится Голубая гостиная, которая соединяет залы парадной анфилады с комнатами Павла Петровича. Вплоть до 60-х годов XIX века стены комнаты была затянуты голубым шелком, благодаря чему она и получила свое название. От первоначальной отделки в гостиной сохранились лепнина падуг и потолка, живописный плафон и камин искусственного мрамора.
Главная знаменитость Китайского дворца, его изюминка — это, безусловно, Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов.
В XVIII веке он назывался Мозаичным покоем. Стены кабинета декорированы двенадцатью панно. Это холсты, на основе которых сделана вышивка стеклярусом – миниатюрными трубочками молочного стекла. Поверх стеклоярусного фона особыми шелковыми нитями – синелью вышиты фантастические сюжеты с изображением птиц, растений, порхающих бабочек.
Панно заключены в рамы, золоченая резьба которых имитирует стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.
В 2018 году были открыты еще два зала в восточной анфиладе дворца. Гардеробная комната первоначально использовалась по прямому назначению. По документам XVIII века она упоминается как «комната, где по стенам была резьба и позолота» или «комната, где пудрились» (пудрили парики). Известно, что в дальнейшем эта комната также служила буфетной и библиотекой.
Розовая гостиная связывает анфиладу парадных залов с половиной Павла Петровича. В XVIII веке комната была украшена живописью на тему трагедии античного города Геркуланума, погибшего при извержении вулкана Везувия. По интерьерному убранству комната получила второе название – Живописная предпочивальня. В середине следующего века функциональное назначение помещения изменилось, гостиная превратилась в спальню. Вместо панно на стенах появились бумажные обои, декорированные золоченой резьбой.
К 250-летию Китайского дворца летом 2018 года были открыты для посетителей еще три зала на половине Павла Петровича: Штофная опочивальня, Будуар и Кабинет.
Штофная опочивальня получила свое название в XVIII веке, когда ее стены были затянуты голубовато-зеленоватым (селадоновым) штофом с рисунком в виде волнистых серебристых дорожек. Это была парадная спальня наследника престола, великого князя Павла Петровича. В альковой части, отделенной драпировкой, располагалась кровать.
Анфиладу жилых комнат Павла Петровича завершает Будуар. Стены комнаты, в XVIII веке называемой Живописным кабинетом, были декорированы холстами с росписями в стиле «шинуазри». Свой нынешний облик Будуар обрел после реконструкции дворца в XIX веке. Живописные картины были заменены на ореховые панно, перемещенные с половины императрицы Екатерины II. Вместе с панно сюда переместились и некоторые предметы мебели из прежнего интерьера.
В 2019 году музей-заповедник «Петергоф» при поддержке ПАО «Газпром» приступил к реставрации западной половины Китайского дворца. Именно в этой части располагаются комнаты Екатерины II. К лету 2020 года планируется открытие для публики двух залов – Штукатурного покоя и Малого китайского кабинета.
Штукатурный покой получил сове название благодаря тончайшему лепному декору. Предназначалось данное помещение для светского времяпровождения.
Малый китайский кабинет был оформлен в стиле «шинуазри». Стены были затянуты золотистым шелком с изображением экзотических птиц, бабочек и цветов. Пол принадлежал к числу лучших образцов наборного паркета, как по изяществу узора, так и по богатству цветовой палитры пород древесины. В паркет были включены фигурные вставки с китайскими иероглифами, вазы с веткой цветущего дерева.
«Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века»… Открытые для посетителей залы подтверждают в полной мере слова искусствоведа И. Э. Грабаря, сказанные им о Китайском дворце. Увидеть интерьеры «маленького домика» императрицы в полном объеме можно будет в 2023 году. К этому году планируется завершение реставрационных работ в оставшихся залах дворца.
Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум. Китайский дворец
- Время работы: в летний сезон вторник-воскресенье с 10:30 до 18:00
- Выходной день — понедельник. Санитарный день — последний вторник месяца.
- В летний сезон дворец может быть закрыт во время дождя и при повышенной влажности.
- С 30 сентября 2019 года Китайский дворец закрыт на зимний режим.
войдите с помощью: