Ларс Сонк

Тип статьи:
Авторская

Вторая половина девятнадцатого столетия прошла в Финляндии под знаком национального романтизма. Толчок для развития стиля дал собранный и обработанный Элиасом Лёнротом карельский эпос Калевала. В Карелию снаряжались экспедиции. Художники (Аксели Галлен-Каллела), поэты (Эйно Лейно), музыканты (Ян Сибелиус) среди лесов и озер черпали вдохновение и идеи для творчества.

Характерная черта стиля – общность различных видов искусств. Архитекторы искали в «Калевале» элементы культуры, которые лягут в основу новой архитектуры. Ярчайшей фигурой национального романтизма Финляндии является архитектор Ларс Сонк.

Ларс Сонк

Ларс Элиэль Сонк родился 10 августа 1870 в Кальвиа. Был самым младшим (девятым) ребенком в шведскоговорящей семье сельского священника Нута Эмиля Сонка.

Получил образование на строительном отделении в Торгово-промышленной школе Турку и Политехническом институте Финляндии.
Весной 1894 года, еще будучи студентом, отправил заявку на конкурс архитектурных проектов строительства церкви в Турку (позже ставшей известной как церковь Святого Михаила). Проект молодого зодчего соревновался с двадцатью двумя другими конкурентами. Ларс Сонк одержал победу и добился профессионального признания.

Церковь Святого Михаила в ТуркуФотография из живого журнала А.Роденкова

Таким образом ему удалось избежать длительного периода ученичества у крупных мастеров и сразу же приступить к выполнению заказов. Прежде всего это были деревянные виллы и жилые дома.
1898 году Л. Сонк был официально зарегистрирован как архитектор в Хельсинки, а к 1900 году (когда финский павильон произвел фурор на Парижской выставке и сделал известными имена Сааринена, Линдгрена и Гезеллиуса) уже был уважаемым мастером.
Наступление XX века ознаменовало новый этап в карьере архитектора. Ларс Сонк выиграл первый приз в конкурсе на строительство церкви в Тампере и привлек к себе внимание общества. С начала 1900-х гг. он стал получать крупнейшие заказы на строительство в центре Хельсинки. Именно благодаря этим заказам и проектам церквей известность Ларса Сонка перешагнула границы страны. Это позволило расширить возглавляемое им архитектурное бюро, в котором Сонку помогали многие архитекторы, достигшие известности позже (среди них были Оскар Боманссон, Бертель и Вальтер Юнг, Густаф Стренгел, Карл Линдаль и Вальтер Томэ).
Важной вехой стало здание Телефонной ассоциации. Оно существенно отличалось от имевшихся на тот момент проектов офисных или административных зданий с точки зрения инженерных конструкций. При строительстве имели значение не только архитектурные приемы, но и необходимость предоставить место под современное дорогостоящее оборудование телефонного коммутатора. Л. Сонк опирался на помощь инженеров-строителей: расчет конструкций и инженерно-техническое планирование осуществлял ведущий специалист Х. Кастрен. Вследствие этого инженерные конструкции и телефонное оборудование оказались спрятанными за «архаичными» каменными стенами. Результат превзошел все ожидания, и практически до конца своей карьеры Ларс Сонк считался крупнейшим специалистом по строительству АТС в Финляндии.

Здание Телефонной ассоциации в ХельсинкиФотография из живого журнала С.Бабушкина

В 1912 году открылась Фондовая биржа. Ларсу Сонку было около сорока лет. За его плечами остались почти два десятилетия опыта работы. Он был известен в Скандинавии и Европе, современники единодушно ставили его во главе нового стиля. И в этом смысле здание Фондовой биржи было кульминацией его карьеры.

Здание Фондовой биржи в ХельсинкиФотография с сайта mishanita

Однако сам Л. Сонк называл себя «архитектором церквей». С постройки церкви Святого Михаила в Турку начался его взлет. Многие элементы были перенесены в новый проект Кафедрального собора Тампере, возведенного в 1902-1907 гг. Сооружение стало настоящим шедевром архитектуры финского национального романтизма. При строительстве использовались исключительно финские материалы, лишь колокола были привезены их Германии. Собор Св. Иоанна считается не только гордостью Тампере, но и главным памятником национально-романтического стиля в Финляндии.

Третьим крупным культовым сооружением была церковь Каллио в Хельсинки. Вместо несущих конструкций из натурального камня были сделаны бетонные и кирпичные конструкции.

Церковь Каллио в ХельсинкиФотография с сайта «Ты сам себе гид»

И четвертая — церковь Микаэля Агриколы — была возведена в южной части столицы в 30-х годах. Она отличается от церкви Каллио еще большей суровостью глухих, упрощенных геометризованных объемов.

Фотография с сайта Helsinginkirkot

Еще одна заслуга Ларса Сонка заключается в его предложении связывать проектирование крупного здания общественного назначения с планом застройки всего района, при этом самые значительные постройки возводить на возвышенностях. Это был новый подход к живописному преобразованию ландшафта.
Л. Сонк также предложил соразмерные человеку пропорции зданий и кварталов вместо глобальных планов и монументальных площадей XIX века. Им были разработан ряд проектов, из которых два были воплощены в жизнь. Это районы Хельсинки Эйра и Кулосаари.
Проект застройки района Эйра был представлен в 1905 году, но его отклонили. Идея заключалась в строительстве частных вилл на одну семью, которые были бы сгруппированы «гроздьями». Однако, когда Эйру начали застраивать по проекту муниципалитета, то по сути воспользовались планом Сонка, только вместо частных вилл возвели небольшие жилые дома на несколько квартир каждый.
А район Кулосаари стал первым «городом-садом» в окрестностях Хельсинки, опередив строительство Тапиолы почти на 40 лет.
Сегодня Эйра и Кулосаари — это фешенебельные районы с виллами, окруженными крошечными участками земли, и многоквартирными домами в стиле «национального романтизма». В Кулосаари на улице, названной в честь Ларса Сонка, в прекрасном состоянии дошла до наших одна из его деревянных построек.
В Карелии также сохранился единственный деревянный дом, построенный архитектором для своего брата. Он находится в Куркиёках.

Важная роль Ларса Сонка в том, что он создал новый тип постройки, сочетающую в себе новейшие технические достижения, новые инженерные идеи, современные материалы (железобетонные конструкции), функциональность помещений с «архаичной» гранитной облицовкой фасадов и богатым декором в стиле национального романтизма. В области градостроительства Ларс Сонк сформулировал принципы, которые явились основой городской застройки в Финляндии в течение всего ХХ века. И наконец, с эстетической точки зрения все без исключения постройки архитектора отмечены безупречным вкусом, что привлекает к ним неугасающее внимание специалистов и любителей архитектуры.

Фотографии зданий, построенных по проектам Ларса Сонка

.

Карта:
RSS
После осмотра грандиозных зданий, построенных по проекту Ларса Сонка в Хельсинки, очень рекомендую отправится на Аландские острова и прогуляться по Мариехамну. Кроме значительных, по размеру, построек, там сохранился, просто восхитительный деревянный дом, спроектированный архитектором по мотивам карельских традиций.

https://pp.vk.me/c11168/v11168214/c5d/ENyrIHBc8sc.jpg

Такую красоту можно увидеть во время 3-х экскурсий:
«Тур на Аландские острова» www.silver-ring.ru/ru/trip/eu/fin/alandskieostrova/
«Тур на Аландские острова: в войнах и мире» www.silver-ring.ru/ru/trip/eu/fin/alandivojna/
«Тур на Аланды — Между Швецией и Финляндией» www.silver-ring.ru/ru/trip/eu/fin/turnaalandy/
Комментарий удален