Лужский оборонительный рубеж и Красногвардейский Укрепрайон
Оборонительные рубежи военного времени представляют особый интерес. Строившиеся, как правило, в крайне сжатые сроки и невообразимо высокими темпами, они играли подчас гораздо большее значение по сравнению с заранее возведенными укрепленными районами. Особое место в их ряду составляют Лужский оборонительный рубеж и Красногвардейский укрепленный район, созданные на южных подступах к Ленинграду в первые месяцы Великой Отечественной войны.
Уже на второй день войны, не смотря на то, что линия фронта находилась очень далеко от Ленинграда, начались рекогносцировки позиций, составивших вскоре Лужский оборонительный рубеж. Чрезвычайно интенсивная работа шла одновременно по многим направлениям: планирование, подготовка к строительству, формирование строительных подразделений и многое другое. Уже 25 июня 1941 года силами воинских частей начинаются оборонительные работы. Через два дня 27 июня к ним подключается местное население. Для руководства оборонительными работами к 28 июня 1941 года формируется Управление строительства № 1, которое возглавил старший преподаватель фортификации Военно-инженерного училища майор М.М. Зязиным. Общее руководство и планирование работ осуществлялось Инженерным управлением Северного фронта, возглавляемым Б.В. Бычевским.
Основная линия Лужского оборонительного рубежа, в состав которого вошли и позиции Кингисепского УР, правым флангом упиралась в берег Финского залива и шла по берегам реки Луга до озера Ильмень. В большинстве своем фортификационные сооружения этого рубежа относились к полевым и временным типам. Одновременно было построено немало капитальных построек: бутобетонные, бутовые пулеметные и орудийные ДОТ, сборные железобетонные огневые точки и многое другое. Следует особо отметить большое число орудийных казематированных сооружений.
Для невиданного по размахам строительства требовалось мобилизовать все возможные и невозможные ресурсы: были задействованы многие гражданские строительные организации. Не только местное, но и городское население принимало самое активное участие в работах. Например, известно, что из Ленинграда прибыло 60 тысяч человек.
К 11 августа 1941 г. на Лужском оборонительном рубеже было возведено около 700 огневых точек всех типов (ДОТ, ДЗОТ, сборных железобетонных и т. д.), около 400 км противотанковых препятствий всех типов, электризованные заграждения, многие километры траншей, минных заграждений.
На многих участках Лужского оборонительного рубежа войска вермахта были задержаны на несколько недель, что сыграло, безусловно, чрезвычайно важную роль в общем ходе боевых действий на фронте. Противник был измотан, наши же войска сумели выиграть время для создания и совершенствования новых рубежей.
Чуть позднее Лужского рубежа начинается возведение Красногвардейского укрепрайона (г. Гатчина в те годы именовался Красногвардейском). По сути, линия укрепленного района представляла собой сплошной оборонительный обвод Ленинграда с южного направления. Правым флангом он упирался в Финский залив, левым — в реку Нева в районе Колпино. В центральной части полукольцевой позиции находился сам города Красногвардейск, получивший в результате строительства указанных выше укреплений круговую оборону.
Меньшая протяженность позиций этого укрепрайона позволили возвести здесь б? льшее количество долговременных сооружений, а также снабдить их современным казематным вооружением — пулеметными установками НПС-3 и орудийно-пулеметными ДОТ-4.
19 августа 1941 года уже после прорыва Лужского оборонительного рубежа в районе Кингисеппа, противник столкнулся с центральным сектором Красногвардейского укрепрайона. Однако сходу прорвать линию немцам не удалось, поэтому в этом месте завязались затяжные бои. После ожесточенных боев 10 сентября 1941 немецкие войска прорвали оборону в районе Красногвардейска, чем вынудили наши войска отступить. Однако этими и предыдущими боями противник был сильно измотан и обескровлен, поэтому следующий, последний перед Ленинградом оборонительный рубеж, опирающийся на Пулковские высоты, войска вермахта уже не смогли взять. Таким образом, на долгие 2,5 года замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда. Вне всяких сомнений, Лужский оборонительный рубеж и Красногвардейский укрепрайон сыграли важнейшую роль в срыве немецких планов по захвату Ленинграда. Созданные в рекордно короткие сроки в невероятно тяжелых условиях начального периода Великой Отечественной войны, они являются примером воинского и трудового героизма, а также новым словом в военно-инженерном деле. Именно поэтому можно говорить о чрезвычайно высокой исторической значимости всех сохранившихся сооружений этих военных укрепленных линий.
Фото: Алексей Госс
войдите с помощью: