Любань - Боровичи - Кончанское. Маленькие города с большой историей

Тип статьи:
Авторская

Любань — Боровичи — Кончанское. Маленькие города с большой историей.

Обычно мы стремимся в далекие путешествия. Считаем, что красивые пейзажи, интересные истории можно узнать, посмотреть где-то за «тридевять земель».И лишь немногие из нас представляют, что красоту окружающего мира можно увидеть и совсем недалеко от дома, а историческими событиями насыщена и провинциальная жизнь небольших русских городков.

Среди любопытных уголков южной части Ленобласти можно вспомнить Любань. Здесь проходит Московское шоссе и знаменитая Николаевская железная дорога.

С самого начала Любань, (известна еще с конца 15 века) лежала на крупном тракте, связывающем Великий Новгород с Невским устьем и крупными приневскими центрами. После основание Петербурга он станет называться Московским шоссе, которое и проходит там до сих пор. При Петре I в 1711 году по реке Тигоде через Любань был проложен судоходный торговый путь, связывающий по диагонали Волхов с Балтикой. Но из-за обилия неудобных волоков этот путь изначально стал непопулярен и скоро заглох. К середине XIX века Любань стала популярным местом отдыха петербургских дачников. Тихое, провинциальное место, в меру удаленное от столицы, и в тоже время, связанное с ней отличной дорогой, невысокие цены на жилье — притягивали к себе многих отдыхающих. Среди них были и такие известные люди, как публицист и революционер Николай Гаврилович Чернышевский и художник Андрей Петрович Рябушкин.
Неудивительно, что когда в середине XIX века стали строить Николаевскую железную дорогу (первую в стране, не считая экспериментального участка Санкт-Петербург-Павловск), в Любани было решено сделать одну из станций II класса. Здание станции и сейчас является одной из главных достопримечательностей этого местечка.

Здание станции, построенное в 1840-е годы, является ровесником дороги.

Железнодорожная линия Петербург-Москва — это не просто транспортная линия, это крупнейший грандиозный архитектурный ансамбль, созданный единой командой зодчих. Масштаб замысла поражает, а еще более поражает, что все это было осуществлено — ансамбль протяженностью 645 километров!

Вообще Николаевская дорога с ее типовыми вокзалами и типовыми депо на всей ее почти семисоткилометровой длине является уникальным в мире явлением. Никто нигде не строил такого больше. Впрочем, российские власти ценили эту уникальную дорогу, ведь она впервые связывала две национальных столицы. Если раньше из Петербурга в Москву ехали на лошадях неделю, то теперь переезд составлял всего сутки. Вся трасса была оформлена в едином стиле.
Кроме того, в ходе строительства железной дороги, возле вокзала в Любани построили красивый храм Свв. Апостолов Петра и Павла. Храм строили на частные пожертвования, большую часть из которых выделил министр путей сообщения Павел Петрович Мельников Эта церковь до сих пор красуется подле станции. Ее главка является визитной карточкой местности и хорошо видна за несколько километров с Московского шоссе. Здесь же, в крипте (в подземелье церкви), находится и могила Мельникова, и небольшой музей, рассказывающий о строительстве железной дороги.

А мы перебираемся в соседнюю, Новгородскую область, в старинный городок Боровичи на Мсте. Ещё в IX—XII веке по реке Мста шел Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь — самый первый из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье.

Здесь во время одного из переломных моментов российской истории, в период Смутного времени, во время Русско-шведской войны 1610—А мы перебираемся в соседнюю Новгородскую область, в старинный городок Боровичи на Мсте. Ещё в IX—XII веке по реке Мста шел Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь — самый первый из трёх великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье.

Здесь во время одного из переломных моментов российской истории, в период Смутного времени, во время Русско-шведской войны 1610—1617, в феврале 1612 года, 25-го числа, состоялась битва при Боровичах — месте переправы через реку Мсту, где сходились пять древних трактов


Превратившись в важный купеческий город в XVIII веке, Боровичи жили торговлей и сплавом судов по реке. На протяжении всего XVIII века и в XIX веке река Мста была частью важнейшей Вышневоло́цкой во́дной систе́мы — старейшей искусственной водной системы в России, связавшей новую столицу империи — Санкт-Петербург с остальной страной и решившей вопрос его продовольственного снабжения.

В 1876 в город была проведенаотворотка от главного железнодорожного пути, со станции Угловка, и построенвокзал. Он сохранил старинный шарм, и недаром, благодаря своему внешнему виду, вокзал был выбран в качестве места съёмок многих художественных фильмов ителесериалов: «Я тебя никогда не забуду» (1983), «Серебряныеструны» (1987), Сериал «Конь Белый» (1993), «Тихие омуты»(2000), «Статский советник» (2005).

В районе Боровичей Мста имеет

большое количество порогов, нехарактерных для центральной России. Мсту на этом

участке называют «горной Мстой». Именно через эти пороги когда-то

проходили торговые суда, а теперь это — одно из самых популярных мест водного туризма

в средней полосе России.



А совсем недалеко о Боровичей находится место, дорогое сердцу каждого русского человека. Это — Кончанское. Ныне — единственное из сохранившихся суворовских владений.

Именно сюда, в одно из своих имений, после долголетней и преданной службы, был сослан Павлом I выдающийся русский полководец Александр Васильевич Суворов. Еще до ссылки Суворов неоднократно приезжал сюда. Про Кончанское он писал: "… особливо летом должно быть несказанно веселее всех моих деревень".

Теория военного искусства, разработанная А.В. Суворовым, находилась в резком противоречии с прусскими военными порядками, насаждаемыми Павлом I. И на разводе 6 февраля 1797 года был зачитан царский приказ: "Фельдмаршал граф Суворов, отнесясь его императорскому величеству, что так как войны нет и ему делать нечего, за подобный отзыв отставляется от службы".
Место ссылки было выбрано с таким расчетом, чтобы упрятать полководца в деревенскую глушь, лишить его возможности общения с армией, с друзьями.

Но начались наполеоновские войны. 6 февраля 1799 года Суворову доставили царское письмо: "Граф Александр Васильевич! Теперь нам не время рассчитываться. Виноватого бог простит. Поспешите с приездом сюда и не отнимайте у славы вашей времени, а у меня удовольствия вас видеть".

Павел встретил Суворова приветливо, наградил его орденом Иоанна Иерусалимского, напутствовал: "веди войну как умеешь"

И вновь суворовским победам дивился весь мир.

Мы побывали всего в трех местах, расположенных сравнительно недалеко от С-Петербурга.

Сюда вполне можно приехать в выходные на денек или два, в выходные дни. Особенно хорошо здесь летом.

Эти старинные земли, когда-то входившие в территории Великого Новгорода, таят в себе еще много красот, чудесных пейзажей, исторических легенд. Еще в начале 20 века, знаменитый исследователь, археолог Н.К.Рерих писал:«Велика красота русская, у нас бесконечно много того, что еще недавно считалось не ценным. Чего не видно из окон вагона, когда, бывало, ездили «куда следует». Чего мы не хотели знать. Как вообще не хотели знать свою собственную землю.
За пределами оконного кругозора сколько изумительных красот. Так близких и так постыдно мало кому ведомых…»

Путешествуйте, познавайте свою родную землю, любуйтесь ее красотами, наслаждайтесь жизнью!

Баннер:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!