Мыза Дикли

Тип статьи:
Авторская

Многие усадьбы Прибалтики связаны с именами героев русской истории. Героев положительных, таких как великие путешественники (Коцебу, Толль, Крузенштерн, Литке), поэты (Кюхельбекер) или полководцы (Барклай де Толли, Кульнев). Или сомнительных, таких как Бирон, Лёвенвольде или граф Петер Людвиг фон дер Пален (1745–1826), навсегда связавший имя своей семьи с заговором против Павла I и убийством несчастного императора. Впрочем, о самом Петре Алексеевиче (как его называли в России) фон дер Палене у нас ещё будет случай поговорить поподробнее. Сегодня мы обращаемся к усадьбе, которой Палены владели на протяжении сотен лет.

Мыза Дикли

Местечко Дикли располагается в той части Латвии, которую называют Видземе, на северо-востоке страны, неподалёку от Валмиеры и Цесиса. Впервые упоминается оно под 1436 годом. Известно, что уже в начале XV в. здешние земли принадлежали потомку выходцев из Померании Готшалку фон дер Палену, от которого попали в руки Рижского епископа.

В 1456 Хейнрих Вейпте продал усадьбу (тогда она именовалась Палес) Детлефу фон дер Палену († 1490) за 5200 старых рижских марок вместе с деревеньками Иделбене, Калнене и Седлене. Известно, что в 1517 усадьба принадлежала Рейнгольду фон дер Палену, а в 1631 — Екабу фон дер Палену. 28 октября 1722 года род фон дер Паленов, которому имение принадлежало около 300 лет, продал его вместе с поселком Викю за 8 000 государственных далеров графу Карлу Густаву Лёвенвольде, после смерти которого его унаследовала вдова Густава — Шарлотта, урождённая фон Розен. Она, в свою очередь, в 1760 году продала замок Маргарете фон Тизенгаузен, урождённой фон Штернфельт, за 35 000 тысяч альбертских далеров.

После смерти Маргареты замок унаследовал её сын, окружной судья Георг Йохан фон Тизенгаузен, который далее завещал его своему сыну — асессору Георгу Фабиану фон Тизенгаузену. Его наследники — вдова Каролина, урождённая фон Йармерстед, дети — секретарь окружного суда Георг фон Тизенгаузен, Каролина фон Тизенгаузен, Луиза (по мужу Петропович-Белаш), сёстры Элиза и Альвина фон Тизенгаузены, 10 января 1846 года продали усадьбу Дикли вместе с усадьбой Эзермуйжа за 98 000 рублей асессору Йохану фон Ханенфельду, который уже через четыре года (27 мая 1850 года) заложил его за 115 000 рублей Йохану Самуэлю Баудау. В 1860 году, когда этот залог был отменён, Й. фон Ханенфельд продал усадьбу Дикли барону Паулю фон Вольфу за 126 000 рублей. В 1903 году владельцем поместья стал его сын Манфред, после смерти которого в 1919 году оно перешло к его вдове Ирене фон Вольф, урождённой фон Моль, и дочери — баронессе Эве фон Вольф.

Мыза Дикли

Барский дом в стиле необарокко был построен бароном Паулем фон Вольфом в 1891–1896 по собственному проекту. Образцом, вероятно, послужило имение Зандиттен в Восточной Пруссии. Сохранился построенный в конце XVIII в. в классическом стиле амбар, или, как его здесь называют, клеть. В парке размером около 20 гектаров встречаются экзотические породы деревьев, такие как псевдоцуга и бальзамическая ель.

Усадьба Дикли вошла в историю формирования национальной латышской культуры. В 1818 году семнадцатилетний лакей усадьбы по имени Янис Пейтанс поставил и разыграл с другими крестьянами усадьбы пьесу Шиллера «Разбойники». Янис перевёл текст на латышский язык и сам руководил постановкой. Это было первое театрализованное представление в Латвии на латышском языке. Немногим позже, в 1864 году, в Дикли, напротив здания пастората, приходской священник и писатель Юрис Нейкенс организовал первый праздник хоровой песни, таким образом, заложив основы этой замечательной латышской традиции.

Барон Манфред фон Вольф погиб в 1919 году. Его вдова и дочь уехали из Латвии навсегда. Имение было национализировано, а дом Вольфы продали краевой администрации в 1937. В это время он был реконструирован по проекту латышского архитектора Арнольда Чуйбе. При советской власти в доме размещались санаторий и травматологическая больница. Не смотря на это, часть интерьеров удалось сохранить.

В 1994 году усадьбу приобрела было пастор Аугстрозского прихода Иванда Цейере. Она хотела устроить здесь христианский и духовный центр, но этим планам не суждено было сбыться и в 1996 году дворец снова национализировали. В 2000 годах здание приобрело акционерное общество «Диклю пилс». Началась реконструкция дворца под фешенебельную гостиницу. Особый интерес представляет собранная во дворце коллекция кафельных печей фирмы «Целмс и Бемс».

Как во всяком настоящем замке, в Дикли есть всё — даже собственное привидение. Говорят, что иногда в комнатах и на главной лестнице дома является дух графини Шарлотты Лёвенвольде, урождённой фон Розен. Неизвестно, почему она не смогла упокоиться в могиле. Возможно, жалеет, что продала имение в Дикли Тизенгаузенам…

Дикли — лишь одна из наших остановок на пути по замкам и усадьбам Латвии. Надеюсь, что таких интересных мест нам попадётся по дороге ещё немало.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!