Остров Овчинный (Turkinsaari)
Овчинный (Николаевский, Turkinsaari) остров находится в Выборгском заливе. Добраться можно по воде на лодке, по льду пешком, по гравийной дороге на полноприводной машине (и лучше в сухую погоду),
на велосипеде или на своих двоих. В любом случае придётся спешиться у дамбы [60°39'40''N 28°36'0''E].
На острове есть военные сооружения XIX—XX вв. в разной степени сохранности. Почти все они отмечены на викимапии.
Самой старой является Николаевская батарея [60°39'8''N 28°35'29''E]. Её начали вооружать 1 июля 1855 г. — в день попытки англичан пройти через Тронгзундский пролив к Выборгу.
Источник карты: wikimapia.org/#lang=ru&lat=60.652920&lon=28.597509&z=17&m=w&show=/34746313/ru/Николаевская-батарея&search=овчинный
До настоящего времени сохранились валы батареи и траверсы, но они заросли и в весенне-летний сезон плохо фиксируются фотоаппаратом. Часть сооружений, о которых пойдёт речь в конце публикации, тоже, возможно, принадлежит имперскому укреплению, но уже с последующими изменениями, произведёнными новыми владельцами.
Источник карты: wikimapia.org/#lang=ru&lat=60.652920&lon=28.597509&z=17&m=w&show=/34746313/ru/Николаевская-батарея&search=овчинный
В 1915 г. остров передали в распоряжение Выборгской крепостной минной роты. К этому времени относится хорошо сохранившаяся боевая минная станция [60°39'27''N 28°36'9''E].
Назначение постройки выяснили краеведы на сайте terijoki.spb.ru: "В Российском Государственном архиве ВМФ в фонде ф.1350, оп.1, д.78. от 15 янв. 1915 г. читаем: «Николаевский о-в — Боевая минная станция».
А Николаевский остров — это и есть о. Овчинный. Кроме того, в схеме организации работ по очистке проходов от мин заграждения" подробно описывается способ борьбы с системами дистанционного управления минными заграждениями, что подтверждает возможность их строительства для защиты Выборгского фарватера в начале Первой мировой войны. Такое назначение сооружения объясняет и его конструкцию, оно должно было обеспечивать защиту от артиллерийского обстрела из крупнокалиберных морских орудий, а также противодесантную оборону — наличие окон и защитных амбразур" [https://terijoki.spb.ru/trk_terra.php?item=32&p=3].
Примерный план станции. Источник: terijoki.spb.ru/trk_terra.php?item=32&p=3
Следующий этап истории острова — существование белоэмигрантского лагеря с 1918-1924 г. Здесь в довольно тяжёлых условиях жили беженцы из России, среди которых был много моряков — участников Кронштадтского мятежа, а также кубанских казаков из лейб-гвардии казачьего полка и императорского конвоя. В память об этом в 2010 г. был установлен крест [60°39'10''N 28°35'46''E].
Затем на Овчинном базировалась финская эскадрилья гидросамолётов. Работы по приспособлению начались в 1926 г. Были построены ангары,
слипы [60°39'28''N 28°36'13''E и 60°39'16''N 28°36'6''E]
[60°39'21''N 28°36'15''E]
Инфраструктура в 1937 г. [https://reg-813.livejournal.com/33536.html]:
1 — слип для гидросамолетов с ангаром;
2 — слип для гидросамолетов с ангаром;
3 — дом тех. персонала или штаб-квартира;
4 — больница;
5 — лавка;
6 — жилые дома;
7 — тир;
8 — учебный полигон, с левой стороны здания казарм, в верхней части кухни, столовая, сауна и прачечная, в нижней части сапожная и портновская мастерские;
9 — солдатский клуб;
10 — лодочная пристань, откуда уходят паромы в Выборг и Уурас.
Авиационную базу расформировали в 1938 г. Овчинный оставался частично закрытой военной территорией.
Деревья и здания сильно пострадали в ходе Зимней войны.
Источник трёх исторических фото: reg-813.livejournal.com/33536.html
Тем не менее, до нас дошли остатки казарм [60°39'15''N 28°35'42''E]
и других сооружений,
пристань [60°39'7''N 28°35'43''E],
пара лестниц,
хорошо читаемые дороги...
А ещё здесь роскошная природа: скалы,
сейды,
залив...
войдите с помощью: