Памятники фортификации XX века на территории Ленинградской области

Тип статьи:
Авторская

фортификационная история региона

Вся история нашей страны, начиная со средневековья и заканчивая советским периодом, ярко запечатлена в «каменной летописи» Северо-Западного региона. Чрезвычайно важным представляется нам тот факт, что и Ленинградская область, и Санкт-Петербург являются уникальными местами с наибольшей плотностью памятников оборонительного зодчества. В настоящее время средневековая часть фортификационных памятников стараниями историков, краеведов и реставраторов относительно неплохо изучена, написаны десятки статей и книг. Совсем иначе обстоит дело с б? льшим фортификационным наследием ХХ века.

Отметим, что фортификационная история региона в ХХ века столь разнообразна, что в рамках нашего издания сложно описать все сохранившееся до нашего времени укрепления. Разумеется, мы сосредоточим свое внимание на наиболее важных и интересных сооружениях.

В начале ХХ в. на территории, занимаемой ныне Ленобластью, существовало лишь две крепости — Кронштадт и Выборг. Не следует, однако понимать под этим укрепления только о.Котлин и Выборгский замок. Крепость Кронштадт включала в себя систему также фортов на островах по обоим берегам Финского залива. Выборгская крепость включала в себя фортовый комплекс вокруг Выборга. Кронштадт со времен своего основания являлся важнейшей и сильнейшей морской крепостью Российской империи, защищавшей Санкт-Петербург, который впоследствии стал важнейшим промышленным центром государства. Задачей Выборгской крепости также являлось прикрытие Петербурга и, собственно, Выборга — второго по размеру и значению города Финляндии, которая тогда входила в состав Российской империи

Огневая точка

До начала Первой мировой войны, а также в течение самой войны практически по всему побережью Финского залива со стороны Российской Империи велось активное строительство береговых батарей. Практически всё балтийское побережье Российской империи к 1917 г. превратилось в единый оборонительный комплекс, не имевший по тем временам аналогов в мире. Кронштадт и Выборг отлично вписались в этот фортификационный комплекс.

После революционных событий части этой оборонительной системы оказались на территориях Советской России и Финляндии соответственно. Кронштадт в результате не сохранил своей целостности, поскольку один из сильнейших его фортов — «Ино» после короткого периода использования пришлось взорвать и оставить, так как в декабре 1917 г. Финляндия провозгласила независимость.

В связи с тем, что границы финского государства достаточно близко подошли к Петрограду (около 40 км в самом близком месте), руководство советского государства решило заняться укреплением этого важнейшего экономического центра страны. Уже в 1920-е годы ведутся серьезные работы по возрождению и усилению Кронштадтской крепости. С 1928 г. в рамках так называемой «программы Тухачевского» начинается строительство первого в СССР сухопутного укрепленного района — Карельского укрепрайона. В начале 1930-х годов на эстонской границе начинается строительство укрепленных позиций, объединенных позднее в Кингисеппский укреплённый район. Эти два укрепрайона вошли в состав линии оборонительных укреплений, получившей позднее название «Линии Сталина».

ДОТ

Ещё до начала строительства Карельского укрепрайона в 1920-е годы на территории, принадлежавшей Финляндии, финны начали возводить укрепления, получившие впоследствии название «Линия Маннергейма». Возведение линии началось в 1924 г. и продолжалось вплоть до начала Зимней войны СССР и Финляндии в 1939-1940 г.г, в ходе которой она сыграла исключительно важную роль в финской обороне.

В 1938 г. еще до начала Зимней войны в СССР начинается новый фортификационный бум: в разных пограничных регионах строятся новые и усиливаются старые укрепленные районы. Так в КаУРе (здесь и далее-Карельский укрепленный район) и Кингисеппском укрепрайоне началось строительство мощных в основном артиллерийских сооружений. Эти работы не были доведены до конца, поскольку в 1940 году граница СССР была отодвинута далеко на север и запад.

Эти события обусловили принятие новой программы оборонительного строительства. Уже в 1940 г. на территории Ленинградской области начинается строительство сразу трех новых укрепленных районов: Выборгского, Кексгольмского и Сортавальского. Эти три укрепрайона выстроились в ряд вдоль новой границы с Финляндией. Районы эти, впрочем, так и остались недостроенными, в 1941 годы с началом Великой Отечественной войны работы были прекращены

В годы Великой Отечественной войны возводились целые ряды оборонительных линий. Уже в первые дни войны на дальних подступах к Ленинграду начинается строительство Лужского оборонительного рубежа и Красногвардейского укрепленного района, сыгравших огромную роль в обороне, задержав и измотав стремительно наступающие войска вермахта. С началом длительного позиционного противостояния начинается постоянное создание и совершенствование полевой и долговременной обороны. В 1943 г. в преддверие готовящегося прорыва блокады Ленинграда обороняющимися войсками и жителями города в предельно короткие сроки было возведено свыше сотни долговременных огневых точек, составивших так называемый «Рубеж Ижора», протянувшийся по южным окраинам города. Некоторые из этих сооружений сохранились до сих пор и хорошо известны современным петербуржцам.

ДОТ

Однако наибольший размах оборонительное строительство в годы Великой Отечественной войны получило на финской стороне. На разных участках фронта финны возвели почти сплошные линии долговременных укреплений, большая часть которых сейчас находится на территории Ленинградской области — линии VT (Vammelsuu-Taipale)и VKT (Viipuri-Kuparsaari-Taipale) на Карельском перешейке, а также линия PSS (Pisi — Saarinmaki — Sammatus) с так называемым Свирским рубежом на Олонецком перешейке. Интересным представляется факт, что в середине 1944 г. наступательная операция советских войск обеспечила подавляющее превосходство в живой силе и технике таким образом, что части Красной Армии молниеносно прорвали новые укрепленные рубежи, эпизодически сталкиваясь с упорным сопротивлением финнов. Позднее, когда советские военные инженеры обследовали эти линии — VT, VKT и PSS, они чрезвычайно высоко оценили их с боевой точки зрения, сделав вывод о их гораздо б? льшей мощности по сравнению с линией Маннергейма.

В послевоенное время совершенствование оборонительной системы СССР на северо-западном направлении продолжилось. В 1950-е гг. на всех важнейших фортах Кронштадтской крепости строятся береговые батареи с кольцевыми орудийными двориками, спроектированные по последнему слову фортификационной теории.

В Карельском укрепрайоне в эти же годы были проведены масштабные работы по переоборудованию и перевооружению новыми, более совершенными, пулеметными станками. Кроме того, здесь же строились и новые долговременные пулеметные и артиллерийские сооружения.

Все вышеуказанные оборонительные объекты находятся в настоящее время в разнообразном по сохранности состоянии: многие сооружения были взорваны и ныне представляют собой руины, другие объекты сохранились в целости.

Сейчас все описанные в настоящей статье объекты вы можете посетить как в ходе самостоятельного путешествия или туристического похода, так и в составе организованных туристических групп.

Фото: Алексей Госс

Карта:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!