Педагогический музей в Санкт-Петербурге
9 февраля 1864 году при Военном министерстве было создано Центральное Депо учебных пособий. Эта дата считается днем рождения Педагогического музея.
Здесь не только демонстрировались новейшие наглядные пособия из разных учебных дисциплин, но и читались публичные лекции, работала общедоступная музыкальная школа, были организованы курсы для учителей и воспитателей военно-учебных заведений.
Вокруг музея сплотились выдающиеся педагоги, ученые, общественные деятели: П. Ф. Каптерев, А. Н. Острогорский, В. П. Коховский, Н. А. Римский-Корсаков и др. Некоторые их достижения надолго вошли в школьный обиход. Например, знаменитая парта Эрисмана, которая была создана в период подготовки «модели образцовой классной комнаты» для Всемирного гигиенического конгресса 1876 года в Брюсселе. Или всем известные августовские медосмотры школьников, берущие свое начало с медицинского обследования 10000 школьников Петербурга, инициированного П. Ф. Лесгафтом в рамках работы отдела школьной гигиены музея.
Просветительская и выставочная деятельность учреждения была известна не только в России, но и далеко за её пределами; по образу и подобию петербургского музея были созданы педагогические музеи в разных странах мира.
История в датах:
В настоящее время экспозиция занимает четыре зала:
- школьный отдел,
- методический отдел,
- естественно-научный отдел,
- гуманитарный отдел.

- СПб ГУПМ (Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства) – 1992 год,
- ЛГИУУ (Ленинградский город институт усовершенствования учителей) – 1938 год,
- СПб АППО (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования) – 2003 год.
Музейная коллекция включает в себя:
Если говорить менее официальным языком, то в музее можно посидеть за старинной партой, заглянуть в шпаргалки из прошлого, поиграть на фисгармонии, погасить специальными ножничками огонь на свече, вникнуть в тонкости выбора гусиного пера, примерить юбку воспитательницы Смольного института благородных девиц, полистать учебник по арифметике от Л. Н. Толстого, получить представление о приоритетах советского государства по обложкам тетрадей 1937 года, узнать значение слова «анаморфозы», рассмотреть «портфолио детсадовца» — индивидуальные детские альбомы, в которых фиксировались первые рисунки, аппликации, буквы и т. д., познакомиться с маленькой проказницей, изучить анатомию с помощью многоступенчатых раскладывающихся наглядных пособий и многое-много другое.
Но самые пронзительные экспонаты — это отчеты и планы воспитателей и директоров детских садов 1941-45 гг. и рисунки детей с разъяснительными записями взрослых того же периода...
Фотографии: Педагогический музей
войдите с помощью: