Гербовый зал, спроектированный архитектором Василием Стасовым в 1839 году, предназначался для торжественных мероприятий. Ниже акварель с изображением зала.

Его площадь составляет 1000 квадратных метров. Во время царствования Екатерины II на месте зала была Белая галерея, оформленная по проекту Юрия Матвеевича Фельтена. Павел I изменил назначение зала — Траурная зала для прощания с усопшими. В дальнейшем, залу вернулась прежняя функция.

На входе в зал — скульптуры воинов со знаменами, на древках которых щитки с гербами Российских губерний.

Зал освещен массивными люстрами. Люстры, изготовленные из шпиатра по проекту Стасова в 1838-1839 годах, к концу XIX века пришли в полную негодность. Справочно: Шпиатра (польск. «смесь») — обобщённое название сплавов различных цветных металлов: меди, цинка, никеля, олова; иногда — цинк с добавлением свинца и железа.
Гербовый зал одним из первых электрифицированных помещений Эрмитажа. В 1885 году электрические лампы появились в парадных залах — Аванзале, Петровском, Фельдмаршальском, Гербовом и Георгиевском.
Современные люстры Гербового были изготовлены по старому проекту под руководством архитектора Императорского двора Леонтия Бенуа. Исполнены были в золочённой бронзе на Петербургской бронзовой фабрике Адольфа Морана. В конце 19 века успех фабрики Морана был связан с правительственными заказами, с дорогостоящими заказами для украшения дворцов, храмов, парков. За свои работы Адольф Моран получил почетный титул поставщика бронзы для Императорского двора, но в 1892 году покинул Россию, он был подданным Франции, Российского гражданства не имел, отливал формы по Российскими меркам, и не вторил западным технологиям, и этот момент очень удручал его, равнение должно было быть только на западные образцы. Вес каждой люстры 380 кг.

Люстры декорированы щитками с рельефными изображениями гербов Российских губерний. Полностью работы по замене шпиатровых люстр на бронзовые были закончены в 1903 году.

В центре зала чаша из авантюрина. Единственная информация, которая есть во всех источниках, ваза создана мастерами времен Екатерины II.

И картина Александра Коцебу «Взятие Берлина», написанная спустя 90 лет после события. Выдержка их журнала лучше всего ее характеризует.

В этом затяжном военном конфликте яблоком раздора послужила Силезия, права на которую заявили Австрия и Пруссия. Пруссию поддержала Англия; на стороне Австрии выступили Саксония, Франция, Швеция и Россия. После сокрушительного поражения при Кунерсдорфе (1759), Фридрих II вынужден был маневрировать, избегая крупных сражений. Эта тактика заставила короля отдалиться от своей столицы. От его противников это обстоятельство не укрылось. В рейд на Берлин устремились кавалерийский отряд генерал-майора графа Г.К.Г. Тотлебена (ему были приданы 1.000 гренадер и артиллерия), пехотный корпус генерал-поручика графа З.Г. Чернышева и пехотная дивизия генерал-поручика П.И. Панина.
3-го октября 1760 года Тотлебен подошел к Берлину и предпринял штурм, но потерпел неудачу и отступил. Вскоре в город вошли прусские части принца Вюртембергского, Гильзена и Клейста. В свою очередь, на соединение с Тотлебеном спешили Чернышев и Панин; прибытие австро-саксонского корпуса Ф.М. Ласси не оставляло защитникам прусской столицы никаких шансов. Прусские военачальники решили оставить Берлин без боя; гарнизон вынужден был капитулировать. Памятуя о бесчинствах австрийцев, на один день вошедших в Берлин в октябре 1757 года, пруссаки решили сдаваться русским.
В ночь с 8-го на 9-е октября (28 сентября по старому стилю) они известили о своей капитуляции Тотлебена; около трех часов пополуночи прусские войска начали выходить из Берлина. В пять часов поутру русские появились у королевского дворца.
Именно этот момент и изобразил Коцебу, хотя на его полотне солнце уже взошло, и Дворцовая площадь заполнена зрителями. Русская кавалерия выстроилась вдоль южного фасада королевского дворца. На заднем плане — русская пехота проходит по Длинному мосту через Шпрее мимо памятника Фридриху Вильгельму, Великому курфюрсту Бранденбургскому. В центре картины, на белом коне — бригадир русской службы Карл Бахман, назначенный комендантом Берлина, принимает хлеб-соль от членов берлинского магистрата.
Тотлебен не пожелал делить с кем бы то ни было славу завоевателя Берлина. Чернышев узнал о капитуляции прусской столицы лишь около семи часов утра; он пришел в негодование и немедленно отрядил войска под командой Панина для преследования прусских войск. Главные силы их ушли от погони, однако прусский арьергард был частью истреблен, частью пленен.
Тем же утром, около девяти, к городу подошли австрийцы. Ласси потребовал от русских половины города и часть контрибуции, наложенной ими на Берлин. Его требования были частично удовлетворены, но когда австрийцы начали грабеж, Тотлебен не остановился перед применением против них силы. Получив крупную контрибуцию, разрушив военные фабрики и опустошив берлинские арсеналы, 1-го октября в три часа пополудни русские войска «с церемониею» покинули столицу Пруссии. Взятие Берлина стало достоянием истории — и легенд. © совместный проект журнала Родина & Эрмитаж

Гербовый зал, по задумке Николая I, должен был прославлять государственное устройство Российской империи.
Есть версия, что колонны были белого цвета и с ними связана легенда, когда Николай принимал работу от архитектора, он был крайне недоволен тем, что зал не передает могущества империи. И в качестве решения предложил позолотить колонны. Легенда или нет, но на позолоту ушло свыше 7 кг золота.

войдите с помощью: