Постоянная выставка «Придворный экипаж в Царском Селе»
В 1857-1860 гг. по проекту архитектора П. С. Садовникова было построено здание Музеума придворных экипажей.
Фото: www.citywalls.ru/house592.html
В сентябре 1917 г. музей был разгромлен, в 1926 г. — ликвидирован.Фото: www.citywalls.ru/house592.html
Часть фондов отправили в Москву, часть разделили между Эрмитажем и Детским Селом.
«До 1930-х годов собрание карет в Царском Селе размещалось на Камероновой галерее, в Гроте и в бывшей Дежурной конюшне. Пережив блокаду Ленинграда под сводами Висячего сада Эрмитажа, часть коллекции в 1969 году вновь поступила на хранение в Екатерининский дворец-музей. После масштабной реставрации, в 1971 году на Камероновой галереe была открыта выставка из 14 экипажей» [http://www.tzar.ru/shows/permanent/carriages].
С 1990 г. экспонаты, доставшиеся ГМЗ «Царское Село», выставлены в историческом здании бывшей «Дежурной конюшни», построенном в 1824 г. по проекту архитекторов В. П. Стасова и С. Л. Шустова. Сообразно своему предназначению здание в плане имеет подковообразную форму.
Выставочное пространство поделено на три зала.
ЗАЛ ПЕРВЫЙ
В зале представлены предметы из комплекта коронационной упряжи, чемоданы, кофры, сундуки, дорожные аксессуары и предметы мебели: складные кресла, принадлежавшие Елизавете Петровне; стол, изготовленный для Петра I).
Здесь же можно увидеть детские коляски
и трёхколёсный безлошадный экипаж, с которым мы уже встречались на гатчинской выставке «Золотой сон императрицы».
ЗАЛ ВТОРОЙ
Самый большой. Здесь располагается основная экспозиция — императорские и коронационные кареты.
Первыми идут экипажи, принадлежавшие Екатерине II:
карета-берлина,
карета-купе,
и карета, участвовавшая в коронационных выходах.
Внимание к деталям:
«Ещё одним парадным экипажем эпохи Екатерины Великой является так называемая Юсуповская карета, привезенная в 1783 году из Лондона князем Н.Б. Юсуповым. Отметки о ремонте экипажа, сохранившиеся в архивных документах, сообщают нам даты торжественных событий, в которых участвовал экипаж: свадьба великого князя Константина Павловича, коронации императоров Павла I, Александра I и Николая I» [http://www.tzar.ru/shows/permanent/carriages].
Подобные парадные кареты составляют бОльшую часть коллекции.
Некоторые выглядят совсем уж сказочными, несмотря на то, что использовались в конце XIX в :
Фаэтон четырёхместный предназначался для церемониймейстеров, принимавших участие в торжественных процессиях:
Сменим цветовую гамму. Карета приобретена министром двора князем П. М. Волконским к коронации французского короля Карла X. Участвовала в коронационных выходах Александра II, Александра III и Николая II:
Кстати об Александре II. Вы когда-нибудь задумывались, что стало с той каретой, в которую бросил бомбу метальщик Н. Рысаков? Повреждённая взрывом, она сохранилась до наших дней.
Удивительное ощущение овеществлённой истории:
Как мы видим, это уже более простой экипаж. Дальше выставлены повседневные средства передвижения.
Фаэтон Александра I, подаренный датским посланником графом Отто Бломе.
Прогулочный фаэтон «карусель» для придворных, рассчитанный на 10 человек.
Карета Марии Фёдоровны (супруги Александра III).
Какие изящные детали!
Женскую карету не перепутаешь с мужской. Самый простой экземпляр — двухместный кабриолет Николая I:
Вот, кстати император с супругой в этом кабриолете на гравюре начала 1820-х гг.неизвестного автора:
ЗАЛ ТРЕТИЙ
Здесь собраны различные виды саней.
Сани Павла I, приобретённые у капитана Е. Звягинцева.
Детские сани Николая II и царевича Алексея и карета-cани Александра II.
Забавные одноместные парадные сани конца XIX века из московской мастерской братьев Марковых.
Начинали Екатериной II, ей же и закончим: завершают экспозицию десятиместные сани её времени правления, предназначенные для катания придворных особ.
Экспонаты выставки не только позволяют проследить историю каретного дела на протяжении двух столетий, но и увидеть материальное воплощение истории.
Адрес: Пушкин, Садовая ул., д. 8.
В выставочных залах нет гардероба и туалета.
Время работы: ежедневно, кроме среды и последнего вторника месяца, с 10:00 до 17:30 (касса и вход посетителей до 17:00).
Стоимость билетов: 100 —200 р.
При покупке билета посетителям предоставляется аудиогид (на русском или английском языке).
Стоимость аренды аудиогида для граждан, пользующихся правом на бесплатное посещение музея, составляет 100 руб.
войдите с помощью: