Постоянная выставка «Придворный экипаж в Царском Селе»

Тип статьи:
Авторская

В 1857-1860 гг. по проекту архитектора П. С. Садовникова было построено здание Музеума придворных экипажей.

Музеума придворных экипажей

Фото: www.citywalls.ru/house592.html

В сентябре 1917 г. музей был разгромлен, в 1926 г. — ликвидирован.

Фото: www.citywalls.ru/house592.html

Часть фондов отправили в Москву, часть разделили между Эрмитажем и Детским Селом.

«До 1930-х годов собрание карет в Царском Селе размещалось на Камероновой галерее, в Гроте и в бывшей Дежурной конюшне. Пережив блокаду Ленинграда под сводами Висячего сада Эрмитажа, часть коллекции в 1969 году вновь поступила на хранение в Екатерининский дворец-музей. После масштабной реставрации, в 1971 году на Камероновой галереe была открыта выставка из 14 экипажей» [http://www.tzar.ru/shows/permanent/carriages].

С 1990 г. экспонаты, доставшиеся ГМЗ «Царское Село», выставлены в историческом здании бывшей «Дежурной конюшни», построенном в 1824 г. по проекту архитекторов В. П. Стасова и С. Л. Шустова. Сообразно своему предназначению здание в плане имеет подковообразную форму.

Придворный экипаж в Царском Селе

Выставочное пространство поделено на три зала.

ЗАЛ ПЕРВЫЙ

В зале представлены предметы из комплекта коронационной упряжи, чемоданы, кофры, сундуки, дорожные аксессуары и предметы мебели: складные кресла, принадлежавшие Елизавете Петровне; стол, изготовленный для Петра I).

Здесь же можно увидеть детские коляски

Придворный экипаж в Царском Селе

и трёхколёсный безлошадный экипаж, с которым мы уже встречались на гатчинской выставке «Золотой сон императрицы».

Придворный экипаж в Царском Селе

ЗАЛ ВТОРОЙ

Самый большой. Здесь располагается основная экспозиция — императорские и коронационные кареты.

Первыми идут экипажи, принадлежавшие Екатерине II:

карета-берлина,

Придворный экипаж в Царском Селе

карета-купе,

Придворный экипаж в Царском Селе

и карета, участвовавшая в коронационных выходах.

Придворный экипаж в Царском Селе

Внимание к деталям:

Придворный экипаж в Царском Селе

Придворный экипаж в Царском Селе

«Ещё одним парадным экипажем эпохи Екатерины Великой является так называемая Юсуповская карета, привезенная в 1783 году из Лондона князем Н.Б. Юсуповым. Отметки о ремонте экипажа, сохранившиеся в архивных документах, сообщают нам даты торжественных событий, в которых участвовал экипаж: свадьба великого князя Константина Павловича, коронации императоров Павла I, Александра I и Николая I» [http://www.tzar.ru/shows/permanent/carriages].

Подобные парадные кареты составляют бОльшую часть коллекции.

Придворный экипаж в Царском Селе

Придворный экипаж в Царском Селе

Некоторые выглядят совсем уж сказочными, несмотря на то, что использовались в конце XIX в :

Придворный экипаж в Царском Селе

Придворный экипаж в Царском Селе

Фаэтон четырёхместный предназначался для церемониймейстеров, принимавших участие в торжественных процессиях:

Придворный экипаж в Царском Селе

Сменим цветовую гамму. Карета приобретена министром двора князем П. М. Волконским к коронации французского короля Карла X. Участвовала в коронационных выходах Александра II, Александра III и Николая II:

Придворный экипаж в Царском Селе

Кстати об Александре II. Вы когда-нибудь задумывались, что стало с той каретой, в которую бросил бомбу метальщик Н. Рысаков? Повреждённая взрывом, она сохранилась до наших дней.

Придворный экипаж в Царском Селе

Удивительное ощущение овеществлённой истории:

Придворный экипаж в Царском Селе

Как мы видим, это уже более простой экипаж. Дальше выставлены повседневные средства передвижения.

Фаэтон Александра I, подаренный датским посланником графом Отто Бломе.

Придворный экипаж в Царском Селе

Прогулочный фаэтон «карусель» для придворных, рассчитанный на 10 человек.

Придворный экипаж в Царском Селе

Карета Марии Фёдоровны (супруги Александра III).

Придворный экипаж в Царском Селе

Какие изящные детали!

Придворный экипаж в Царском Селе

Придворный экипаж в Царском Селе

Женскую карету не перепутаешь с мужской. Самый простой экземпляр — двухместный кабриолет Николая I:

Придворный экипаж в Царском Селе

Вот, кстати император с супругой в этом кабриолете на гравюре начала 1820-х гг.неизвестного автора:

Придворный экипаж в Царском Селе

ЗАЛ ТРЕТИЙ

Здесь собраны различные виды саней.

Сани Павла I, приобретённые у капитана Е. Звягинцева.

Детские сани Николая II и царевича Алексея и карета-cани Александра II.

Забавные одноместные парадные сани конца XIX века из московской мастерской братьев Марковых.

Начинали Екатериной II, ей же и закончим: завершают экспозицию десятиместные сани её времени правления, предназначенные для катания придворных особ.

Придворный экипаж в Царском Селе

Экспонаты выставки не только позволяют проследить историю каретного дела на протяжении двух столетий, но и увидеть материальное воплощение истории.

Адрес: Пушкин, Садовая ул., д. 8.

В выставочных залах нет гардероба и туалета.

Время работы: ежедневно, кроме среды и последнего вторника месяца, с 10:00 до 17:30 (касса и вход посетителей до 17:00).

Стоимость билетов: 100 —200 р.

При покупке билета посетителям предоставляется аудиогид (на русском или английском языке).

Стоимость аренды аудиогида для граждан, пользующихся правом на бесплатное посещение музея, составляет 100 руб.

Карта:
Баннер:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!