Сигтуна
В своей книге «Suomi, Ruotsi ja Ven?j? tuhat vuotta naapureina» («Соседи как соседи») Ирина Дергачёва и Наталья Ершова в статье, посвящённой городу Сигтуне, взяли эпиграфом слова Марка Туллия Цицерона, оратора и писателя, жившего во втором веке до нашей эры: «История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
Эти слова очень хорошо подходят для истории города Сигтуны, потому что сколько источников об этом городе не прочитала в них во всех описывается очень мало исторических сведений об этом древнем городе. И это можно понять. Когда зародилась Сигтуна, ещё не велись письменные хроники, а всё что известно было записано на основании памяти народной спустя как минимум пару веков, после прошедших событий. Свет истины во многих вопросах, касающихся истории Сигтуны, пытались пролить многие историки как Швеции, Финляндии, так и России, и читая их труды, хочется поблагодарить учёных мужей за столь кропотливую работу, дающую нам возможность как можно больше узнать об этом замечательном городе.
В своей статье я не буду оригинальна потому, что ещё раз расскажу о уже хорошо известных и многократно описанных фактах, событиях и легендах, связанных с этим замечательным городом.
И так ...
Район озера Меларен был плотно заселён уже со времён викингов, именно здесь появился первый торговый центр – Бирка, на острове Бьёркё в акватории озера Меларен, здесь же на его северном берегу озера была основана первая столица – город Сигтуна, и несколько выше по течению реки Фюрисон находился языческий религиозный центр Швеции – Уппсала. Швеция самой последней из европейских стран приняла христианство и покончила с язычеством, и здесь же сложилось свейское государство.
Что послужило причиной гибели Бирки (около 975 года) сегодня истории не известно. Известно, что уцелевшие жители Бирки укрылись в ближайших поселениях Холмен (будущий Стокгольм) и Сигтуна. Основание Сигтуны в 980 году (по некоторым источникам в 970-е годы) приписывается полулегендарному королю Эрику VI Победоносному (Erik Segers?ll, 945–995; король, выбранный на тинге в Уппсале в 970-е годы). Синтуна была вторым по хронологии политическим и экономическим цетром Швеции, параллельно Уппсале, но Сигтуна с раннего периода развития была христианским городом, и недалеко от Сигтуны (20 км южнее) жил первый епископ Швеции (1060–1130) в замке Альмарстек, который как бы охранял путь к городу.
О том, что это был христианский город, свидетельствуют развалины многих церквей, которые до сегодняшнего дня находятся на его территории. Церкви святого Лаврентия (Sankt Lars kyrkoruin), святого Олафа (Sankt Olofs kyrkoruin) и святого Петра (St. Pers kyrkoruin), которая когда-то была епископской, были построены в XII столетии. Стреди них была и православная каменная церковь святого Николая, покровителя мореходов, что свидетельствует о значительном русском населени Сигтуны. Так как это был торговый город, то сюда везли свой товар и новгородские купцы тоже. Естественно предположить, что здесь был представлен русский торговый двор, как и в Новгороде были представлены немецкий и готский торговые дворы, при которых был свой храм.
Церковь Святого Олафа (Sankt Olofs kyrkoruin)
Во время раскопок, проведённых в Сигтуне в 1915 году, было обнаружено большое количество черепков изделий славянской керамики с волнисто-линейным орнаментом. Такие керамические изделя производились и использовались в русских землях. И скорее всего те фрагменты глиняной посуды, которые найдены на территории Сигтуны были произведены представителями русского населения прямо в городе.
Сигтуна была крупным политическим центром, где уже в 950 году стали чеканить первые серебряные шведские деньги. Правда их было выпущено не так много и в обиходе оставались и арабские серебряные монеты, которые были в ходу по всей Европе.
Сдесь же в Сигтуне у Олофа Шётконунга и его супруги Эстрид Ободридской (Estrid av obotriterna), родилась дочь Ингeгерд (Ingegerd Olofsdotter), которая впоследствии стала женой княза Ярослава Мудрого, приняв имя Ирина (брак заключён в 1019 году. В русской православной церкви она почитается как Анна Новгородская). Считается, что она принимала активное участие в связях Руси с североевропейскими государствами.
В виде свадебного дара Ярослав отдал Ингегерде город «Альдейгьюборг и то ярлство, которое к нему относилось» (по древней традиции дар после первой брачной ночи). Альдейгьюборг (современная Старая Ладога) и ярлство (его область) служили экономической гарантией княгине и её детям в случае смерти князя, поэтому управлять ими Ингегерд поставила своего родственника Рёгнвальда Ульвссона.
С 1140-х годов появляются осложнения в русско-шведских отношениях, итогом которых становится сожжение Сигтуны в 1187 году. Это стало самым значительным историческим событием раннего средневековья Швеции. Считается, что этот морской поход был совершён карелами, входившими в состав Новгородской земли. Чтобы закрыть вход вражеским судам в озеро Меларен, шведы строят укрепление, на основании которого в середине XIII столетия возникает Стокгольм.
Постепенно Сигтуна отстроилась, но восстановить свою экономическую и политическую мощь ей не удалось, она осталась небольшим провинциальным городком с богатой историей.
В 1237 году в Сигтуне был основан доминиканский монастырь, кафедральным собором которого когда-то была сохранившаяся до наших дней церковь Девы Марии (St. Mary's Church; освящена в 1250 году). На сегодняшний день это самое старое здание города. Она хранит память Сигтуны и её жителей за последние семь веков. В ней сохранились фрески XIV–XV веков. При строительстве этой церкви в Швеции впервые использовали технику изготовления и обжига кирпича. В годы Реформации монастырь был упразднён, другие храмы закрыты, а церковь Девы Марии стала лютеранской и сегодня является приходской церковью Сигтуны.
Средневековое расположение улиц сохраняется в Сигтуне и сегодня. Её главной улицей всегда была Стура гатан (Stora gatan) – «Большая улица». Она идёт параллельно берегу озера Меларен. При раскопках было установлено, что уже в XI веке вдоль улицы располагалось более сотни жилых домов. Активная жизь на ней не затихает и сегодня. На Стура гатан расположены кондитерские, сувенирные лавочки, кустарные мастерские, как и в старые времена. Здесь также можно найти небольшие уютные кафе, среди них есть и то, которое посещал во время учёбы в Гуманистической школе-интернате будущий король Швеции Карл XVI Густав и покупал себе булочку с корицей и кофе.
Стура гатан (Stora gatan)
Гуманистическая школа-интернат Сигтуны была основана ещё в 1920-х годах как одна из двух школ-интернатов, которые объединились в 1980 году. Школа является не коммерческой организацией под совместным управлением «Sigtuna Skolstiftelce» c «Sigtunaskolstiftelce» и «Фонда Кнута и Алисы Валленбергов» (Knut och Alice Wallenbergs Stiftelce). В ней учились многие выдающиеся личности Швеции и других стран: в частности премьер-министр Швеции Улоф Пальме (Olog Palme, 1927–1986); Маркус Валленберг (Marcus Wallenberg, s. 1956-), шведский промышленник; Повел Рамел (Povel Ramel, 1922–2007), актёр; бывший генеральный директор и президент ASEA и ABB Курт Николин (curt Nicolin, 1921–2006); Даниэль Эспиноза (1977-), кинорежиссёр; Рихард, 6-ой принц династии Сайн-Виттгенштейн-Берлебург (Richard, 6th Prince of Wittgenstein-Berlrburg, 1934-) и пр.
От Стура гатан многие аллеи идут вниз на берег озера и вверх на Колокольный холм, где находятся развалины цекви святого Ларса. Оттуда по Pr?stgatan можно пройти прямо к церкви Девы Марии, а уж совсем рядом с ней находися ещё одна достопримечательность Сигтуны – самая маленькая ратуша Швеции, построенная в XVIII веке, которая остаётся популярной и сегодня, но теперь как музей и место заключения гражданских браков. Сохранилось её подлинное убранство, что очень привлекает молодожёнов.
В историческом городском музее Сигтуны представлено много археологических находок от рунических камней периода викингов и средневековья до русских православных крестов 1000 года (некоторые из них с реликварием) и керамических пасхальных яиц из Киева.
На территории Швеции найдено около 3.000 рунических камней, начиная с III века и до начала XIX века. Самое большое количество камней находится на территории Уппланда: около 1000, а вот среди городских территорий первенство держит Сигтуна – 150 рунических камней. Многие из них до сегодняшнего дня стоят на своих местах и с ними можно познакомиться в «исторической» обстановке.
Рунический камень
В современной Сигтуне переплелась связь времён. И хотя она больше не является городом, коммуна, на территории которой она расположена, носит её название. В самой Сигтуне сейчас проживает около восьми с половиной тысяч жителей, но неподалёку находится куда более молодой и более многонаселённый (24.000 чел.) посёлок при железнодорожной станции Мерста (M?rsta), который и стал административным центром коммуны Сигтуна.
Но Сигтуна не сдаётся. И хотя в самой Сигтуне нет никакой промышленности, её удобное расположение между Стокгольмом и Уппсалой сделало город популярным бизнес-курортом, где проводят корпаративные встречи шведские и иностранные компании. В летний сезон проходит средневековый фестиваль, день культуры H?gg och Syr?n, много музыкальных мероприятий и культурных мероприятий от художественных выставок до встреч писателей. Этому способствует и близкое расположение самого крупного аэропорта в стране – Арланда.
войдите с помощью: