Старые и новые символы Калининграда
Бомбы и снаряды в Великую Отечественную войну сильно повредили, а местами и полностью разрушили тройной Старый город — Альштадт, Лёбенихт и Кнайпхоф. Этот печальный гибельный путь средневекового города завершило, с полным небрежением к исторической и архитектурной ценности зданий, партийное руководство уже Калининграда. Одно из таких позорных деяний – взрыв развалин замка Кёнигсберг, места коронации курфюрстов, королей и кайзеров. На его месте теперь стоит уродливое здание недостроя советских времён Дом Советов.
От Старого Кёнигсберга уцелел лишь средневековый Кафедральный собор, построенный в стиле северной готики – ныне это символ Калининграда. Он расположен среди парка на острове Иммануила Канта.Сложно поверить в то, что когда-то здесь находились плотно застроенные и населённые кварталы города Кнайпхоф – одного из трёх средневековых городов. Кроме собора не уцелело ни одного строения.
Изначально храм, освящённый во имя Божьего Тела, Девы Марии, Адальберта Пражского и Всех Святых, находился в Альтштадте. Но его размеры были недостаточны для всё возрастающего числа прихожан.
Решено было возвести собор на острове Крайпхоф, хотя болотистые почвы не могли служить надёжным основанием для такого монументального сооружения. В грунт были вбиты более тысячи дубовых свай, материалом для строительства послужили кирпичи старого сбора. По первоначальному замыслу должен был построен собор-крепость, но эту идею не поддержал гроссмейстер Ордена Лютер фон Брауншвайг, посчитавший, что «незачем строить вторую крепость всего лишь на расстоянии полёта стрелы от орденского замка».
Ещё до полного окончания строительства собор стал местом захоронения наиболее видных представителей высшей светской и духовной иерархии, родовитого дворянства. В нем находились более 100 надгробий и эпитафий, размещавшихся внутри и снаружи здания. Первое погребение относится к 1335 году — это погребение основателя собора Великого магистра Тевтонского ордена Лютера фон Брауншвайга, последнее — предположительно, к 1809 году, мертворожденного сына принца Вильгельма и его жены Марианны, принцессы Гессен- Гамбургской.
Собор, построенный как католический храм, после Реставрации стал протестантским, здесь прошло первое официальное богослужение на немецком языке. Со временем Кёнигсберг становится столицей Пруссии, по соседству с Кафедральным собором строится университет, названный в честь герцога Альбрехта Альбертиной. Изменения затронули и храм: из приходской кирхи Кнайпхофа он начал превращаться в культурный центр новой страны — в 1650 году в башне разместилась Валленродская библиотека. С тех пор собор и университет связаны неразрывно: собор выполняет функции университетской церкви, здесь располагается усыпальница, в которой находили последнее пристанище профессора. Одним из них был Иммануил Кант.
Собственно, только это обстоятельство спасло собор от полного разрушения в послевоенное время. Здание сильно пострадало во время Великой Отечественной войны от бомбардировок авиации союзников, полностью выгорело внутреннее убранство. Застройка вокруг собора представляла собой груды обломков, которые разбирали и использовали как стройматериалы. Руины собора не тронули, потому что рядом находилась могила Канта.
Сейчас собор восстановлен, в нём находится концертный зал, в котором звучит органная музыка. И музеи, посвященные истории собора и Иммануилу Канту. В южной башне собора воссозданы интерьеры Валленродской библиотеки — уникального собрания старинных книг и манускриптов.
К сожалению, в день нашего посещения собор был закрыт, нам удалось полюбоваться только двумя каменными скульптурами медведей, держащих в лапах щиты с изображением герба Кнайпхофа. Когда-то они охранялилестницу городской ратуши Кнайпхофа и чудом уцелели во время Великой Отечественной войны, когда ратуша была разрушена. Медведи изготовлены мастером Ионасом в 1697 годом, это самая старая городская скульптура.
Очень приятно прокатиться на экскурсионном кораблике по реке Преголя, осмотреть собор с разных ракурсов.
Во время этой прогулки кораблик проходит под Медовым мостом, на котором живёт хомлин. Медовый мост построен в 1542 году для соединения островов Кнайпхоф и Ломзе. «Сладкому» названию дают объяснение городские легенды, повествующие о обербургграфе Безенроде, у которого было много мёда и мало денег. Поэтому он предпочитал бартер: то ли оплатил постройку моста бочками мёда, то ли дал ими взятку членам городского совета Кнайпхофа для получения разрешения на строительство. Есть ещё версия, что Безенроде владел лавкой рядом с мостом, торговавшей мёдом. Однажды у телеги, груженной бочками со сладким товаром, отлетело колесо в то время, когда она ехала через мост. Тяжёлые бочки подали с накренившейся повозки, разбивались, мёд тёк на деревянный настил. Горожане, оказавшиеся поблизости, собирали лакомство кто в горшок, кто в кружку, а кто и в горсть. А уличные мальчишки ложились на живот и слизывали мёд с мостовой.
Однако, наиболее вероятной представляется версия, по которой название «Медовый мост» (Hoenigbrücke) происходит от слова «хон», что значит — насмешка, издёвка. Этот мост – самый «молодой» из семи мостов Кёнигсберга, с его постройкой жители Кнайпхофа смогли переходить на остров Ломзе, сельскохозяйственное предместье, где находились сады и огороды. До появления Медового моста им приходилось добираться сюда в обход, через Высокий мост, принадлежавший Альтштадту. Таким образом, «Медовый» стал как бы насмешкой над главным из кёнигсбергских мостов.
Сейчас пешеходный Медовый мост стал обиталищем гнома — хомлина. Обаятельный старичок-домовой сидит, болтая ножками, на перилах моста и улыбается прохожим. Гости города оставляют рядом с хомлином монетки «на счастье». «…дедушка любит работать с деревом, любит чай из местных трав и никогда не грустит,» так охарактеризовали гнома сотрудники мастерской, которая изготовила его фигурку.
Всего планируют установить семь фигурок хомлинов, они должны стать вехами пешеходного маршрута по Калининграду. Возможно, добрые мифологические существа станут новыми символами города.
войдите с помощью: