Вышний Волочёк - "Тверская Венеция"

Тип статьи:
Авторская

Вышний Волочек

Парадокс, но название города «Вышний Волочёк» (в старину писалось «Вышний Волочок», «Вышней Волочок») куда древнее его самого. Здесь издавна был волок, по которому суда от реки Тверцы перемещали по каткам к реке Цна – один из этапов водного пути из бассейна Волги к Новгороду и дальше к Балтийскому морю. Расстояние было небольшим, отсюда и уменьшительный суффикс в слове «волочок». Следующий на пути волок был расположен в нижнем течении реки Мсты, отсюда прилагательное «вышний».

Первое письменное упоминание о поселении с таким названием относится к 1437 году, в путевых заметках митрополита Исидора «Хождение на Флорентийский Собор», который проезжал через Волочёк.

Но богатеть и расстраиваться Вышний Волочёк стал позже, в начале XVIIIвека, когда Пётр I основал Санкт-Петербург. Государя раздражала медлительность, с которой осуществлялась доставка водным путём столь необходимых новой столице грузов: продовольствия, боеприпасов и оружия, стройматериалов.

Из Голландии были выписаны «слюзные мастера» для строительства судоходного канала. За пять лет канал длиной почти три километра был прорыт и получил название «Гагаринского» по фамилии руководившего строительством князя Матвея Гагарина, позже ставшего сибирским губернатором и повешенному за злоупотребление властью в этой должности и казнокрадство. То ли по причине неблаговидных поступков, скомпрометировавших фамилию Гагарина, то ли по иной какой, но канал стал называться «Тверецким». Питался он в основном водами реки Тверцы. Однако речка оказалась маловодной, канал – мелким и непригодным для прохождения тяжелогружёных судов.

Купец Михаил Иванович Сердюков, снабжавший строительство первого канала продовольствием и хорошо знакомый с местностью, представил царю проект строительства гидросистемы в Вышнем Волочке. Сопроводив его припиской: «Ежели сделаю — о взыскании милости просить буду, а буде не сделаю — убытков своих возмещать не желаю». Инженер –самоучка утёр нос «иностранным специалистам»: построенная им гидросистема функционирует и поныне, правда, уже не как транспортная артерия, а как водохозяйственная.

Михаил Сердюков был очень интересной личностью. Разные источники называют его калмыком или бурятом, его настоящее имя Бароно Силингинов. Он мальчиком был захвачен в плен казаками, а позже выкуплен у них за десять рублейкупеческим приказчиком Сердюковым. Тот отнёсся к Бароно как к сыну: дал ему свою фамилию и отчество, крестил, отдал в обучение к дьяку. После смерти своего благодетеля Михаил Сердюков поступил на службу к московскому купцу Евреинову, в лавке которого и познакомился с Петром I.

Царь оценил его торговую хватку, велел записать Сердюкова в новгородское купечество и поручил выполнение подрядных работ. Во время Северной войны Михаил Иванович поставлял для армии крупные партии муки и хлеба, был он и главным поставщиком провианта на строительство канала в Вышнем Волочке.

Создавая гидротехническую систему, Сердюков использовал прежде «бесполезно протекающую» реку Шлину, построив на ней несколько плотин и прорыв каналы из Шлины в Цну и из Шлины в Ключино озеро. Это позволило создать водохранилище для накопления воды и осуществлять прохождение барок как из Волги в Неву, так и в обратную сторону.

Сердюков продолжал усовершенствовать своё детище, не смотря на то, что нажил себе множество врагов из числа потерявших работу ямщиков, настоятелей монастырей, через чьи земли проходили каналы и других.Кто-то из них поджёг принадлежащий Михаилу Ивановичу кожевенный завод, так что Петру I пришлось распорядиться усилить охрану имущества купца.

Но и награда за труды была высока: Михаил Иванович получил Вышневолоцкую систему в свою собственность с правом брать оплату за похождение судов и освобождение от уплаты подати на 49 лет. После его смерти наследники не сумели должным образом управлять гидросистемой и она была отобрана в казну.

Количество барок с грузом, следующих через Вышний Волочёк, не уменьшалось до 1849 года, когда через город прошла Николаевская железная дорога, взявшая на себя большую часть грузоперевозок. Почему-то именно у вокзала установлен, вопреки всякой логике, памятник Михаилу Сердюкову и Петру I.

Естественно, что, находясь на пути оживленного грузопотока, город начал быстро богатеть и развиваться. К концу XVIII века это был один из крупнейших городов Тверской губернии, здесь ежегодно проходили три ярмарки. Особенно славилась Казанская ярмарка. Она длилась почти три недели — с 8 по 20 июля. В это время в город прибывал летний караван судов. На ярмарке шла бойкая торговля сукном, полотном, табаком, соленой рыбой, медом, пенькой, гончарными изделиями, воском, маслом, холстом, пушниной, деревянной и стеклянной посудой.

Для нужд торговли в центре города были построены по проекту тверского архитектора И. Ф. Львова торговые ряды из двух симметричных корпусов. Первые торговые ряды на пятьдесят лавок были построены в 1837 году, а вторые, в которых размещалось уже сто шестнадцать лавок — в 1852 году. В торговых рядах, кроме именных лавок вышневолоцких купцов, находились лавки, которые городская управа сдавала внаем.

В наше время Торговые ряды разрушаются, покинутые и никому не нужные. Так выглядит наиболее сохранившийся корпус.

Сейчас лишь обшарпанные стены сохранившихся купеческих особняков напоминают о славном прошлом.

Вышний Волочёк – депрессивный провинциальный городок. А ведь когда-то его называли, как и Санкт-Петербург, «Северной Венецией» или, скромнее, «Тверской Венецией» из-за обилия рек и каналов. В подражание столице тут даже дома строились в одну линию, стена к стене. На центральную площадь обращены фасады старинных домов, образующих Ванчаковскую линию. В прошлом это была лучшая улица города, отстроенная к 1841 году на средства городского головы купца Михаила Фёдоровича Ванчакова. Сейчас только одно из зданий, в котором располагается Вышневолоцкий Драматический театр, радует глаз хорошей сохранностью.

Рядом с боковым фасадом театра находится памятник Екатерине II. Матушка-императрица не только даровала Вышнему Волочку своим указом статус города, но и почтила его своим посещением во время своего путешествия на Волгу. Для государыни был построен Путевой дворец, от ансамбля которого сохранился более-менее только главный корпус. По её распоряжению застройка города велась по регулярному плану, а деревянные гидротехнические сооружения были заменены на каменные, из гранита. Так что волочанам есть за что быть благодарными Екатерине Великой. Вид на одетую в гранит набережную Цинского канала.


По соседству находится ещё один памятник – художнику А.Г.Венецианову, основоположнику русской жанровой живописи. Алексей Гаврилович большинство своих полотен, отражающих в поэтизированной манере крестьянский быт, написал в своём имении Сафонково Вышневолоцкого уезда. Там же он основал художественную школу для детей крепостных крестьян и других выходцев из несостоятельных семейств. Алексей Гаврилович уговорами склонял соседей-помещиков отпускать талантливых ребят из крепости на волю, порой даже выкупал одарённых крепостных у владельцев на собственные средства.

Венецианову пришлось расстаться с мечтами провести остаток жизни, наслаждаясь в сельском уединении покоем и красотой природы. Непосильные расходы привели к тому, что он был вынужден заложить имение и искать заказы ради заработка. Во время поездки к заказчику- художник написал эскизы икон для одной из местных церквей и вёз их показать -с ним произошёл несчастный случай, закончившийся его смертью. Кони, запряжённые в сани-возок, вдруг понесли. Кучер, сидевший на облучке, выпал на дорогу, а Венецианов схватил вожжи и попытался остановить тройку. Но на обледенелой дороге возок опрокинулся, запутавшегося в вожжах художника лошади поволокли дальше, ударяя о встречные препятствия. В соседнее село они притащили уже труп.

Правда, ряд исследователей подвергают сомнению версию случайной гибели Алексея Гавриловича. Обстоятельства происшествия известны со слов единственного свидетеля – кучера, венециановского крепостного Агапа Богданова. А характер травм, полученных художником, таков, что невозможно однозначно определить, какая из них стала причиной смерти. Есть веские основания предполагать, что Венецианов был убит из мести.

Незадолго до трагической гибели художника вокруг его имени разразился скандал, причиной которого стала его любовная связь с дворовой девкой Еленой Никитиной. В первой половине XIXвека подобные отношения между помещиком и крепостной были не редки и воспринимались обществом снисходительно, но их, разумеется, старались не афишировать.

Однако Елена, получившая в свои руки власть над остальной дворней и упиваясь безнаказанностью, третировала их так безжалостно, что приказчик Венецианова Ларион Дмитриев решился на отчаянный шаг.

Он написал жалобу тверскому губернатору, в которой обвинял Никитину в том, что та состоит в недозволенной связи с барином. Реакция губернатора последовала в видеписьма уездному предводителю дворянства со словами: «При сём прошу не оставить и обратить внимание на поведение г. Венецианова относительно дворовой женщины Никитиной». Возможно, глава Вышневолоцкого уезда даже пожурил Алексея Гавриловича, а вот к проявившему непокорность приказчику он не был снисходителен: Дмитриева арестовали и осудили «за бродяжничество и несправедливую жалобу на помещика своего». Ларион был приговорен к наказанию плетьми, после чего возвращён обратно Венецианову.

Художник, чья предыдущая жизнь могла бы служить образцом сострадания к угнетённым, повёл себя отнюдь не гуманно. Он лично выпорол розгами Лариона, а после избавился от него, отдав в солдаты.

Представляется вероятным, что кучер Агап Богданов и бывший приказчик Ларион Дмитриев дружили или были родственниками и Богданов отомстил Венецианову, убив его.

Последняя любовь привела к удивительным и печальным метаморфозам в характере Венецианова, о котором его дочь Александра писала в воспоминаниях:

«Крестьяне наши папеньку очень любили, и он заботился о них, как отец. У нас самый бедный крестьянин имел двух лошадей, но большей частью по четыре и по шесть…»

Страсти пожилого художника к молодой женщине мы обязаны несколькими прекрасными картинами 1840-х годов. Возможно, Елена Никитина была моделью для полотен «Крестьянка Тверской губернии», «Туалет Дианы», «Спящая девушка».

Как причудливо сплетаются в жизни причины и следствия! Одно и то же чувство и толкнуло Венецианова на жестокий поступок, и подарило вдохновение для создания чарующих женских образов.

Памятник в Вышнем Волочке запечатлел момент, когда А.Г. Венецианов стоит у мольберта, а рядом кормит грудью младенца молодая женщина в праздничном народном платье. Судя по сходству черт лица художника с автопортретом, он изображён в тот период своей жизни, когда ещё только начинал писать картины крестьянского быта.

За спиной скульптурного изображения Венецианова можно увидеть золотые купола Богоявленского собора. На белоснежных стенах храма глаз отдыхает, утомлённый зрелищем царящей в городе разрухи. Собор построен на небольшом острове, образованном рукавами реки Цны, на месте обветшавшей и разобранной деревянной церкви.

Напротив Богоявленского собора на Пожарной набережной привлекает внимание здание бывшего Магистрата с пожарной каланчёй. На самом деле это не одно здание, а три: первоначально два строения находились на расстоянии друг от друга, но в середине XIX века между ними был построен кирпичный двухэтажный дом, с граненой высокой пожарной каланчей. При оформлении фасада нового здания был повторен декор прежних построек, все три дома выдержаны в стиле классицизм XVIII века.

Прекрасный вид на Богоявленский собор и здание Магистрата открывается с пешеходного мостика, по которому можно попасть в парк Текстильщиков. Правда, о том, что вы попали в парк, догадаться сложно – это просто заросли ивняка, в которых протоптаны тропинки. Местные жители устраивают тут летом пикники, купаются, загорают, рыбачат.

Обидно видеть запустение и упадок, в котором пребывает Вышний Волочёк- старинный город, который можно было бы сделать весьма привлекательным для туристов.

Карта:
Баннер:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!