Аристократические усадьбы, пришедшие на смену средневековым градам и замкам, чаще всего возводились на равнинной территории, на месте небольших готических городских крепостей. Первоначально они выполняли чисто оборонительную функцию, но с конца XVI века всё большее значение придавалось их комфортабельности и репрезентативному характеру. В Словакии сохранились аристократические усадьбы различных архитектурных стилей. Составной частью таких имений были сады и парки, которые появились благодаря эпохе барокко. Большинство из сохранившихся аристократических усадеб сегодня стали музеями, с исключительно богатыми художественными собраниями.
Самым сказочным замком Словакии считают Бойнице. Впервые этот замок был упомянут в документах в 1113 году. Латинский писарь Аббот из Зобора отметил то, что король Соломон даровал замок на правах собственности бенедиктинскому монастырю Св. Ипполита около Нитры.

Замок был заложен на месте древнего вулкана, в центре которого находится кратер глубиной 27 метров, приспособленный под замковый колодец. Как и многие другие, Бойницкий замок сначала был построен деревянным, но постепенно отдельные элементы заменялись каменными, а внешние стены укреплялись кирпичом.
У замка было множество известных владельцев: Матуш Чак, которого называли «владельцем Вага и Татер», он в средние века был фактическим правителем всей западной и центральной Словакии; венгерский король Матьяш «Корвин» Хуньяди, который писал свои указы под липой, ей сейчас более 700 лет; род Турзо, управление которых было связано с развитием термальных источников в Бойнице и другие. Но самым знаменитым владельцем был род Палфи.
Согласно легенде, граф Ян Палфи, государственный деятель и прекрасный хозяин, отправился в путешествие во Францию, в долину Луары, и там влюбился в одну французскую аристократку. Сделав ей предложение, отец красавицы согласился отдать дочь замуж только в одном случае – если граф Палфи создаст ей в Словакии такие же условия, как у них в долине Луары, к которым она привыкла. Ян Палфи вернулся домой и принялся за самую масштабную перестройку замка в конце 19 века. Ян Палфи лично участвовал в процессе реконструкции в качестве архитектора и дизайнера. Он был знатоком не только в архитектуре, но и одним из крупнейших коллекционеров античности своего времени. За много лет замок был перестроен во французском стиле, напоминающий французские замки Луары, но девушка, как это часто бывает, не дождалась этого радостного события и вышла замуж за другого, а романтик Ян Палфи умер холостым и не оставил потомства. В ознаменование своей холостяцкой жизни он украсил терновым венцом шпиль главной башни замка. В этом же замке Яна и похоронили в каменном саркофаге, из щелей которого в 1970-х годах начала просачиваться таинственная жидкость, не поддающаяся химической экспертизе, а в самом замке, в пасмурную и ненастную погоду часто видят привидения… После возвращения в замок старинных икон, собранных в своё время Яном, жидкость перестала течь из щелей саркофага, но её следы остались до сих пор. По завещанию владельца замок должен был стать народным музеем. В нарушение воли усопшего замок и его убранство, включая картины, мебель и оружие, распродали по частям. В 1910 году перестройка замка в была завершена, но Палфи не дожил до этого времени. Он умер в 1908 г. в Вене. В своём завещании граф написал, что хочет, чтобы замок с его коллекциями был доступен широкой общественности. После смерти Пальфи 1939 году замок был продан Яну Антонину Бате, главе обувного концерна Батя. В конце Второй Мировой войны имущество Бати было конфисковано, а в замке стали располагаться различные государственные учреждения.

После Второй мировой войны в замок вернулось более половины его раритетов. Музеем замок стал лишь в 1950 году. Так что желание графа все же сбылось. В Бойницком замке сейчас музей, в настоящее время здесь проходят экскурсии, совершаются бракосочетания и устраиваются театральные представления, основанные на легендах о привидениях замка, сказочные балы и множество других мероприятий.
Для тех, кому не удастся побывать в замке во время Фестиваля Духов и Привидений предлагаем классическую обзорную экскурсию по замку.
Граф Ян Франтишек Палффи стал владельцем замка в 1852 году. Он был известным частным коллекционером, обладал прекрасным вкусом и в своих многочисленных путешествиях собирал изысканные предметы искусства. Кроме венского, будапештского и парижского дворцов, у него было еще шесть резиденций в Словакии: дворец в Братиславе, усадьбы в Кральовей при Сенци, Пезинке, Сухей над Парной, Трстеней на Острове и замок в Бойнице.
Обставляя усадьбы и замки, граф Палффи пытался создать самостоятельное стилистическое целое интерьера и экстерьера. С этой точки зрения первенство принадлежит замку в Бойницах, который граф приказал перестроить по примеру французских готических замков в долине реки Луары. Главным архитектором этой реконструкции был архитектор из Братиславы Йозеф Губерт. Осуществление внутренних работ граф Палфи поручил фирме из Инсбрука «Гебрюдер Колли». Большая неоготическая перестройка проходила в 1889 — 1910 годах и превратила крепость в очаровательный замок. Граф Палффи не дожил до ее окончания, так как умер в Вене 2 июня 1908 года.
В своем завещании граф Палффи выразил желание, чтобы его дворцы в Вене и Будапеште, усадьба в Кральовей при Сенци и замок в Бойницах были открыты для общественности, чтобы все произведения искусства остались на своих первоначальных местах, и чтобы их осмотр был открыт для всех желающих. Граф, однако, не предполагал, что это его желание испонится позже, в 1950 году, когда в Бойницком замке будет создан Краеведческий Нитранский музей.
Экспозицию музея открывает квартира графа. Последний владелец замка Ян Палффи во время своих приездов в Бойницы жил именно в этих помещениях. Квартира состояла из больших и маленьких помещений, которые шли друг за другом и были связаны между собой. В больших помещениях были жилые и гостевые комнаты, в маленьких — гардеробы, комнаты для умывания и туалеты. Вместе они составляли одно единое целое с центральной Распорядительной комнатой, сегодня — Золотым залом. Осмотр музея начинается с помещения с портретами некоторых владельцев замка и владений Бойницы. Среди них выделяются портреты членов рода Палффи — императорского генерала и венгерского палатина Павла Палффи и его жены графини Франтишки Куэновой. Изображен тут и Ян Палффи, венгерский палатин и императорский генерал, который от имени императора Карла VI в 1711 году заключил Сатмарский мир. Последний из рода Палффи, граф Ян Франтишек Палффи, велел перестроить Бойницкий замок в дворец в стиле романтизма.
Частью квартиры графа является и пятигранная башня. В ней находится одно из самых значительных и ценнейших произведений из коллекций графа Яна Палффи готические картины Нарда ди Ционе, известные как Бойницкий алтарь. Алтарные картины с фигурами святых, окружающих Святую Марию, были нарисованы в середине 14 века темперами на деревянных досках.
Из интерьеров квартиры графа интерес представляет зимний сад. Большое втянутое помещение служило для выращивания цветов и одновременно игровым залом для властей замка. Постоянную температуру в нем поддерживала система отопления с продушинами в полу под окнами. Другим источником тепла служила голландские фаянсовая кафельная печь 17 века. В 1919 году здесь возник пожар, во время которого была повреждена треть деревянных перекрытий потолка. Сохранившиеся до сегодняшних дней отдельные консолевые лавки у деревянной облицовки стен позволяли расставить во всем помещении игровые столы для карточных игр, шахмат или рулетки. Шкаф в стиле барокко с богатой резьбой сделали в 1700 году в польском городе Гданьск. Самой большой картиной в зимнем саду является тройной портрет Марии Антуанетты, ее супруга Людовика XVI и брата Максимилиана Габсбургского, стоящего позади. Картину написал в 18 веке венский художник Иоганн Карл Ауэрбах.
Частью жилого крыла дворян была картинная галерея. Обстановка времен графа Палффи частично сохранилась до наших дней. Это, прежде всего, потолок и облицовка стен, которая вырезана из орехового дерева и которую местами дополняет инкрустация на тему растений. Большое витражное окно с фигурами в одеждах в стиле ренессанса граф Палффи приказал изготовить по фрагментам окна, которое он купил в 1902 году в Париже. Интерьер картинной галереи дополняет большой очаг и мебель в стиле нео ренессанс. Интересным экспонатом является астрономический глобус, сделанный в Лондоне в 1800 году. Выставленные картины являются ценным образцом коллекционного фонда музея, так как их собирал сам граф Ян Палффи. Они были созданы с 16 по 19 века, и на них изображены виды страны, фигурные композиции и религиозные мотивы. Большинство из них нарисованы итальянскими мастерами, но среди них есть также голландские, фламандские, немецкие и испанские произведения. Из выставленных произведений интересны, прежде всего, произведение Леонардо Коккоранти первой половины 18 века «Развалины прибрежного города» и полотно Карла Андреаса Рутарта начала 18 века «Нападение леопардов на лося». Из картин с религиозными мотивами внимание привлекает большая картина «Мертвый Иисус, несомый ангелами», копия 18 века Франциса Тревисани. Картина первой половины 18 века «Распятый Иисус и Мария Магдалена» является произведением Гиролама Песци.
Одно из помещений квартиры графа имеет неправильную геометрическую форму. Уже со времен графа Яна Палффи в ней располагалась столовая с большим столом, стульями, буфетами, витриной, обеденными сервизами из немецкого фарфора «Росенталь» и столовыми приборами из Вены. Из первоначальной обстановки здесь остался только камин. Его цветную эмалированную решетку изготовил венский мастер Хейм. Облицовка камина сделана из дуба и украшена богатой фигурной резьбой на военные мотивы. Самая большая картина в столовой — «Поклонение трех королей», написал Абрахам Янсенс в начале 17 века. Остальные картины датируются 18-19 веками. Здесь есть натюрморты, пейзажи, фигурные композиции, нарисованные на полотне, дереве и мраморе.
В восточном салоне располагался рабочий кабинет последнего владельца Бойниц Яна Палффи. Это помещение он велел отделать старой турецкой облицовкой 17 века, которая представляет собой стенной шкаф, называемый «dolaf». Его мелко нарезанный орнаментный рельеф покрыт шелком, украшенным сверху позолотой и рисунками многочисленных медальонов. Облицовка является частью наследства сербского короля Милана Обреновича, купленного Палффи в Вене в 1902 году. Под размеры помещения облицовка была переделана фирмой «Колли», которая по заказу графа сделала и, так называемый, маурский потолок. Над камином находится еще одно сокровище из коллекций графа Яна Палффи, рельеф «Мадонна с ребенком» в стиле Ренессанс. Произведение в богатой рельефной раме создал итальянский мастер из округа Бенедетта да Маяна во второй половине 15 века.
Квартиру графа продолжает музыкальный салон, в котором находится комплект стульев в стиле Людовика XVI. Его стены обиты гобеленами на тему пастушьих идиллических сцен. Пианино, которое работает и сегодня, сделал мастер Белеградек в Вене в 1884 году. В этом помещении не всегда был музыкальный салон, сначала здесь располагалась спальня графа Яна Палффи. На старых фотографиях видно портьеры около его кровати, которые были изготовлены из гобеленов и вышивок. Эти ткани до сих пор находятся в коллекционном фонде бойницкого музея.
Самым красивым помещением Бойницкого замка является Золотой зал. Такое название он получил потому, что его потолок, сделанный из сосны, покрыт листовым золотом. В 1907 году граф Палфи заказал у фирмы «Гебрюдер Колли» копию ангельского потолка из Академии изящных искусств в Венеции, но до окончания работ не дожил. В центре потолка расположен медальон, на котором изображен ангел, держащий герб Палфи. Медальон окаймляет лента с датами рождения и смерти графа Яна Палфи (1829 — 1908) и его любимым девизом на латинском языке «Omnia cum tempore». Стену между окнами украшают две большие картины 19 века руки Вацлава Брожика. На картине справа изображена свадьба Завиша и Конгуты. Фигурная композиция слева изображает встречу Генриха III с поэтессой Вероникой Франко в Венеции, которая через пожатье руки передает королю рукопись своего стихотворения. На противоположной стене расположены картины 17 века. Над витриной расположена картина тирольского художника Штефана Кесслера «Приезд турецкого султана в Венецию», над комодом — картина «Наусика и Одессей» фламандского художника Джекоба Йорденса. Большую ценность представляет также картина «Святая Агата» Карла Франциска Нуволони. Самым старым предметом обстановки Золотого зала является стол в стиле рококо, украшенный позолоченной оковкой из латуни и инкрустацией на тему цветов и музыкальных инструментов.
С балкона около Золотого зала открывается вид на дворцовую часовню. Скульптурное украшение балкона изготовлено из искусственного камня и красного мрамора. Часовню в 17 веке приказала построить Франтишка Куэн-Палффи в бывшем бастионе. С тех времен до сих пор сохранились фрески и шелк на потолке. Главным украшением часовни является «Благовещение Святой Марии», которой изначально была посвящена часовня. На потолочных фресках изображены сцены из жизни Марии. Во время последней неоготической реконструкции в конце 19 века были нарисованы нижние картины часовни: сцены из жизни святого Яна Капистранского, которому часовня посвящена сегодня, святых Михаила, Павла, Ладислава и Стефана. Под балконом нарисована легенда о святой Елизавете Венгерской. Неоготическая перестройка конца 19 века затронула и внешний вид часовни.
Из третьего двора в центр замка ведет самая старая лестница, которая высечена прямо в травертиновой скале. Портал и большие бронзовые двери изготовила фирма «Колли» согласно предложению, представленному графом Палфи.
По лестнице мы пройдем на четвертый двор, на котором находится 26-ти метровый колодец. Решетку на колодец изготовила братиславская фирма «Мартон и сын». Ее установили в 1895 году.
Прихожая при входе в центральную часть замка была пристроена к первоначальной готической основе во время последней перестройки в конце прошлого века. Она имеет большие слюдяные окна с ломаными кругами. Из прихожей в жилые помещения ведет винтовая лестница в башне.
Бойницкий замок подтверждает намерения графа Палфи, который хотел, чтобы интерьеры его резиденций составляли единое стилистическое целое с экстерьерами, поэтому жилые помещения центральной части замка обставлены в готическом стиле. Неоднократно граф лично представлял образцы для создания деталей украшения помещений. Осуществление работ по созданию интерьера он поручил инсбрукской фирме «Гебрюдер Колли», которая изготовила потолки, облицовку стен, окон, дверей, настенную роспись, а также мебель. При этих работах на втором этаже использовалось дерево лиственницы, а на третьем этаже дерево дуба.
Из интерьеров второго этажа интерес представляет Голубой салон, в котором из первоначальной отделки до наших дней сохранилась облицовка стен, кассетный потолок, синяя настенная роспись и перила лестницы с фигурами собак. Потолок украшают гербы трех самых известных бывших владельцев Бойницкого замка и его владений: короля Матея Корвина, Турзо и Палфи. На стенах нарисованы портреты многих королей и шляхтичей. Большой зал связывает между собой спальную и жилую части. Предметы обстановки сохранились без изменений до наших дней. На малых сундуках изображены виды Бойницкого замка во время перестройки Яна Палффи. Последним помещением на этом этаже является Мраморный зал, в котором вместо двери расположена уникальная бронзовая решетка, изготовленная братиславской фирмой «Мартон и сын». Люстра из дутого стекла была произведена в 17 веке на известных венецианских стекольных заводах. Зал получил свое название от пола из желтого и красного мрамора. Мозаику, выложенную в виде рыбной чешуи с инициалом «Р» в центре главного медальона дополняют латинские надписи в оконных и дверных нишах.
Помещения третьего этажа центрального замка повторяют расположение помещений второго этажа. Салон для приемов имеет натуральную деревянную облицовку стен, романтическую роспись и кассетный потолок. В умывальной комнате до наших дней сохранился умывальный столик со времен последней реконструкции. Центральным помещением является Большой зал, оформленный также как и на втором этаже, но спальная и жилая части отделаны богатой резной перегородкой. В его верхней части расположены готические оконные орнаменты и фигурки на консолях. В нижней части находятся рельефные изображения животных. Мебель в помещении вместе с потолком, облицовкой стен и настенной росписью составляют единый неготический комплект. На стенах в охотничьем салоне изображены растительные орнаменты, фигуры охотников и животных. В витрине стоит французский фарфор, немецкая оловянная и керамическая посуда. В углу расположен один из многочисленных умывальников замка, в который вода текла самотеком из резервуара в башне. Водопровод был одним из технических достижений последней реконструкции, реали¬зованным графом Яном Палфи в конце 19 века. Последним помещением на этом этаже является Гербовый зал. Облицовка стен, роспись и мебель являются, опять же, творениями фирмы «Колли». На потолке изображен герб Палфи (олень и сломанное колесо). Около него расположены гербы других дворянских родов, с которыми Палфи были в родственных связях.
На самом верхнем четвертом этаже центрального замка расположены Рыцарский зал и помещение цитадели. Все пространство цитадели представляет собой результат строительных работ конца 19 века. Именно тогда надстроили этаж, часть которого выдвинута вперед и лежит на консолях, называемых «машикули», по образцу, увиденному Яном Палффи в замках Пьерфонд и Каркассон во Франции. В Рыцарском зале расположена часть коллекции оружия. Масляная лампа выложена драгоценными камнями и украшена латинскими буквами «альфа» и «омега» с крестом посередине. Короткая деревянная лестница ведет из Рыцарского зала в цитадель, где находится выставка искусства 19 века. Из окон цитадели открывается вид на город Бойнице и его окрестности.
Гробница с саркофагами рода Палфи находится в помещении под часовней замка. При входе похоронен нитрианский епископ Томаш Палффи. Этого предка граф Ян Палфи очень уважал и поэтому приказал перевести сюда из Пезинка его останки. В центре захоронен граф Ян Палффи. Саркофаг из красного мрамора вытесали каменотесы фирмы «Сьебер» по модели фирмы «Колли». Вдоль стены расположены саркофаги род¬ственников графа Палфи. Светильники и решетки в гробнице являются работами фирм «Колли» и «Мартон и сын».
Через вечнозеленый французский парк мы попадаем в пещеру. Ее площадь составляет 22 м, высота 6 м, и располагается она в травертинской копне в 26 м под уровнем четвертого двора, из которого в нее выходит колодец замка. Украшение пещеры с двумя небольшими озерами возникло как результат стояния воды. Археологические находки, найденные в пещере, подтверждают, что территория была заселена еще в конце каменного века. Жители замка, естественно, давно знали о существовании пещеры, которая им служила в качестве укрытия и резервуара для воды. Однако вновь ее открыли только в 1988 году, когда во время чистки и ремонта колодца в замке было обнаружено боковое отверстие, через которое удалось попасть внутрь. Пещера была первый раз открыта для общего доступа в 1967 году.
Мы познакомились с замком. Теперь еще пару слов о самом городе Бойнице. Здесь проживает 5 тысяч человек. Город расположен у подножья Стражовских Врхов. У подножия замка есть старейший в Словакии зоопарк. Он был основан в 1955 году, занимает площадь: 41 га, экспозиция — 20 га. Зоопарк в Бойнице является одним из зоопарков общего типа, то есть, без выраженной специализации. Правда, постепенно пытается сосредоточиться на редких и исчезающих видах. Здесь содержится 373 вида животных. На территории зоопарка открыт «обезьяний павильон», «павильон слонов», действует террариум и аквариум. Зебры, слоны, верблюды, страусы, горные козлы, олени, косули, волки, рыси и др. Можно забраться на 7-метровую башню, с которой видно практически все вольеры.
Среди других достопримечательностей города — костёл святого Мартина, часовня святого Яна Непомука (1742 г.), памятник погибшим в 1944—1945 гг., пещера Первобытного человека и термальные источники.
Термальные источники Бойниц
Первое письменное упоминание о горячих источниках Бойниц сохранилось в документах 1113 года, как собственно и упоминание о замке. Документ хранится в Зоборском аббатстве. Уже тогда местные термальные воды использовались для лечения.
История курорта тесно связана с историей Бойницкого замка. Курорт был основан в XVI веке Алексом Турзо. Первый письменный документ, описывающий лечебные свойства вод из курорта Бойнице относится к 1549 году. Юрий Вернер — автор документа описывает водяные бани с разной температурой воды. В XVII веке перестройку курорта осуществил Павел Палфи. В документе 1671 года говорится, что Бойницкий курорт состоял из 5 бассейнов под одной крышей. Один бассейн был построен из камня, остальные были деревянные, и все были чистые и построены со вкусом.
На рубеже XIX–XX веков Ян Паллфи осуществил грандиозную реконструкцию замка и курорта. Современное развитие курорта началось в 30-х годов ХХ века. В это время владельцем замка и курорта был Томаш Батя. Статус курортного города Бойнице приобрёл 17 июня 1959 года. С того времени, здесь лечатся не только отечественные, но и иностранные гости. Курорт расположен 297 м. над уровнем моря. Здесь великолепные климатические условия. 2000 солнечных часов ежегодно. Это спокойное и комфортное место, которое своим расположением, климатом и составом термальных минеральных вод создаёт идеальные условия для лечения и восстановления здоровья своих гостей. Термальная вода, температура которой 28-52 ̊С, вытекает из 9 источников из глубины 55-1200 метров. Вода содержит множество разных полезных для здоровья минералов и является основой курортного лечения, целебные свойства которой благоприятно влияют на процесс оздоровления. В состав гидрокарбонатной воды входят сульфаты, соли кальция и магния.
Фотографии Екатерины Кушнаренко
войдите с помощью: