Замок Межотне

Тип статьи:
Авторская

После смерти своего супруга генерал-майора барона Андрея Романовича (Отто Генриха) фон Ливена в 1781 году, не имея достаточных средств, Шарлотта фон Ливен удалилась с тремя детьми в свое имение в Прибалтике. Но уже в 1783 году, заручившись рекомендациями тогдашнего рижского генерал-губернатора Георга Брауна, российская императрица Екатерина II пригласила ее стать воспитательницей детей наследника престола Павла. Так баронесса стала наставницей дочерей будущего императора, принимая также участие в воспитании его младших сыновей – Николая и Михаила.

Ум имела острый, характер твердый, даже суровый, энергию под стать мужчине, воспитанников своих держала в большой строгости, чем с первых же дней заслужила доверие императрицы и Великой княгини Марии Федоровны.

В 1794 г. за отличную службу получила высшее придворное звание статс-дамы, в 1799 году-титул графини, а в декабре 1825 г. стала светлейшей княгиней.

Помимо титулов и званий Екатерина II в качестве благодарности подарила баронессе в 1795 году поместье. С этого момента начинается период хозяйствования рода Ливенов в Межотне, которое Павел I в 1797 году преобразовал в наследственное владение.

Строительство замка Межотне началось в 1798 году по эскизу архитектора российского императорского двора Джакомо Кваренги.

Проект замка был разработан и реализован служившим у графа Медема немецким архитектором Иоганном Берлицем, создавшим многие шедевры классицизма в имениях знатных особ Курляндии. В отделке использованы монументальная живопись, декоративная скульптура и облицовка искусственным мрамором.

Шарлотта фон Ливен надеялась провести в замке свою старость, однако, по факту появилась в нем при жизни один-единственный раз, когда по пути в Берлин остановилась здесь со свитой императрицы-матери Марии Федоровны.

Однако именно в Межотне нашла княгиня свой последний приют: в 1828 году ее останки похоронили в пристроенной рядом с Межотненской церковью фамильной усыпальнице. Надгробный памятник был создан в известной мастерской скульптуры «Трискорни и К», произведения которой украшают многие кладбища Петербурга.

Замок Межотне перешел по наследству младшему сыну княгини Иоганну фон Ливену, впоследствии к его сыну Паулю, в 1881 году владельцем стал правнук Шарлотты фон Ливен-Анатоль Ливен.

В 1920 году в ходе Аграрной реформы имение было национализировано, а в замке разместилась Сельскохозяйственная школа. В 1944 году Межотне сильно пострадал при артобстреле.

После войны в замке была создана Селекционная и опытная станция, а в 1958 году было принято решение о восстановлении Межотне. Реставрация продлилась с 1966 года по 1989 год, была произведена отделка Купольного зала искусственным мрамором и восстановлены фасады. Комплексная реновация была произведена спустя десятилетие на государственные средства.

Сейчас в замке открыт 4-х звездочный отель, каждый из эксклюзивных номеров которого имеет свое название: «Весна», «Спящая красавица», «Элегия» и даже «Охота на лис». Гостиница может разместить 70 гостей.

Межотне является излюбленным местом для проведения изысканных свадебных торжеств. В одном из величественных залов или в дворцовом парке английского типа молодоженов и гостей ждет безукоризненная сервировка праздничных столов, а после церемонии можно отдохнуть в отеле, где все заботы возьмет на себя опытный персонал.

Замок можно осмотреть изнутри во время организуемых экскурсий.

Официальный сайт: http://mezotnespils.lv

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
Карта:
RSS
21:07
+1
При беглом взгляде на интерьеры, показалось поначалу, что Архангельское)) Но там колонн побольше))
21:39
Ксения, согласна, очень близко. И цветовая гамма сходная. Надо же, как интересно!
19:09
+1
Красивые интерьеры. Странно, что гостинице присвоили только 4 заезды.
10:49
Александра, принципов присвоения звезд отелям, к сожалению, не знаю. Но интерьеры вполне достойные, согласна.
13:56
+1
Я где-то читала, что и в ночь покушения на Павла эта дама себя проявила, но что именно она сделала, не помню. Наверное, услышала во время экскурсии в Михайловский замок.
09:53
«Главнейшее значение ее при дворе началось с ночи убиения Павла. В эту достопамятную ночь все в Михайловском замке растерялись: Александр и Константин страшно струсили; Мария Федоровна растерялась до такой степени, что потребовала себе престола; не растерялась лишь одна Ливенша. С невозмутимым хладнокровием разбудила она своих воспитанников и воспитанниц: Марию, Екатерину и Анну Павловен, пятилетнего Николая Павловича и трехлетнего Михаила Павловича; одела их, велела заложить карету; потребовала военный конвой и под прикрытием конвоя отвезла их в Зимний дворец, куда в ту же ночь перенесено пребывание двора. С этой минуты Шарлотта Карловна вышла из разряда подданных и стала, можно сказать, членом царского семейства; великие княжны у нее целовали руку, и когда она целовала руку у Марии Федоровны, императрица подавала вид, будто хочет поднести к губам своим руку Шарлотты Карловны, которая, разумеется, спешила отдернуть свою десницу.» Первушина Е.В. «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЖЕНЩИНЫ XVIII ВЕКА».