Золотой сон императрицы

Тип статьи:
Авторская

До 23 сентября 2018 года в залах Арсенального каре Гатчинского дворца продлится выставка «Золотой сон императрицы», посвящённая супруге Николая I Александре Фёдоровне, урождённой прусской принцессе Фридерике Луизе Шарлотте Вильгельмине.

В экспозиции представлены предметы из собраний ГМЗ «Гатчина», «Государственного Эрмитажа», ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Царское Село», Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Музея Александринского театра и частных коллекций.

Современники писали, что жизнь русской императрицы напоминала «золотой сон». Её образ вдохновлял поэтов и живописцев, для неё строились новые дворцы, роскошные апартаменты которых придавали светской стороне николаевского царствования сказочно-театральный облик, который и сегодня вызывает восхищение.

Приглашаем прогуляться по выставочным залам по дорожке, усыпанной белыми розами — символом Александры Фёдоровны.

Золотой сон императрицы. Выставочные залы

ЗАЛ 1

История, на долгие годы определившая российско-прусские отношения и судьбу юной принцессы Шарлотты, началась в 1802 г., когда девочке было всего четыре года: в городе Мемеле (совр. Клайпеда) состоялось личное знакомство императора Александра I и прусской королевской четы: Фридриха Вильгельма II и королевы Луизы.

Золотой сон императрицы. Бюст королевы ЛуизыБюст прусской кронпринцессы Луизы. Выполнен на берлинской Королевской фарфоровой мануфактуре предположительно в 1798 г. по гипсовой модели Г. Шадова 1795 г. ГМЗ «Петергоф»

Визит растянулся на шесть дней. Александр I участвовал в манёврах, выезжал с хозяевами на конные прогулки, завтракал с ними и обедал.

Золотой сон императрицы. Вещи Александра IВещи начала XIX века, предположительно принадлежавшие Александру I. ГМЗ «Гатчина»

Между монархами возникла почти дружеская симпатия. Однако это оставались отношения двух политиков, которые в сложной европейской обстановке пытались получить как можно больше преимуществ для своих стран.

В результате войн Пруссия потеряла значительную часть своих территорий. Вернуть их удалось после проведения Венского конгресса, где Пруссия наряду с Россией, Австрией и Великобританией выступила одной из стран-победительниц.

Золотой сон императрицы. Карты игральные "Мир 18 июня 1815 года"

Карты игральные «Мир 18 июня 1815 года», Берлин, фабрика Ф. Г. Баумгартнера. Колода посвящена победе над Наполеоном: тузы украшены гербами союзных держав, фигурные карты изображают монархов и военачальников стран наполеоновской коалиции. 1816 г. ГМЗ «Петергоф».

Закономерным результатом длительного взаимодействия и дипломатических связей стал брак между дочерью прусского короля и братом русского императора.

ЗАЛ 2

Детство принцессы выдалось непростым: во время войны с Наполеоном королевская семья бежала из Берлина. В 1810 г. умерла её мать, и на девочку легли представительские обязанности.

Золотой сон императрицы. Вещи с изображением родителей Шарлотты, либо принадлежавшие имВещи с изображением родителей Шарлотты, либо принадлежавшие им. ГМЗ «Царское Село», ГМЗ «Петергоф»

Несмотря на все тяготы, семья оставалась сплочённой и дружной.

Золотой сон императрицы. Серия плакеток с изображением Прусской королевской семьиСерия плакеток с изображением Прусской королевской семьи, медальер Леонард Пош. 21 апреля 1819 г. были доставлены в Павловск и размещены в Опочивальне великой княгини Александры Фёдоровны в комнатах Левого флигеля Большого дворца. ГМЗ «Павловск»

Знакомство Николая Павловича и Шарлотты состоялось во время Заграничного похода в 1814 г., а осенью 1815 г. была объявлена помолвка. В июне 1817 г. принцесса прибыла в Россию. 24 числа она приняла православие, на следующий день молодые люди обручились, а 1 июля в день рождения невесты венчались. Государыня вспоминала, что наряд её был необыкновенно красив, торжественен и очень тяжёл из-за огромного количества фамильных драгоценностей дома Романовых.

Золотой сон императрицы. Подвенечное платье Государыни Императрицы Александры Федоровны.Подвенечное платье Государыни Императрицы Александры Федоровны. На Руси издавна существовала традиция жаловать церкви парадные платья представителей высшей знати, сшитые из дорогих тканей и украшенные драгоценной вышивкой. Обычно подобные пожертвования совершались в связи с особыми храмовыми праздниками, с посещением святых мест императором и императрицей в сопровождении свиты. Платье было пожертвовано 12 января 1842 г., о чём сохранилась надпись на подкладке. Перешито в облачение священника (фелонь и епитрахиль).

ЗАЛ 3

В 1821 г. великокняжеская чета отправилась в Берлин, чтобы скрасить горе от рождения мёртвого ребёнка в результате третьей беременности Александры Фёдоровны. Одним из самых запоминающихся моментов этой поездки стало театрализованное представление по пьесе Томаса Мура «Лалла Рук», роль индийской принцессы в котором сыграла Великая Княгиня.

Золотой сон императрицы. Лалла Рук

Вазы из комплекта, изготовленного в память о театрализованном представлении «Лалла Рук» и подаренные великокняжеской чете королём Фридрихом Вильгельмом III, 1824 г. На вазе посередине изображено торжественное шествие, с которого начиналось представление, с участием Александры Фёдоровны и её родственников. 1822 г.

В ходе спектакля были показаны «живые картины».

Золотой сон императрицы. Лалла Рук

Сборник гравюр, исполненных по рисункам художника Вильгельма Гензеля в память о «живых картинах» театрализованного представления «Лалла Рук. 1823 г. Государственный Эрмитаж

На память о событии брат Александры Фёдоровны кронпринц Фридрих Вильгельм подарил Великой Княгине миракль (осветительный прибор, в котором пламя свечи закрывалось экраном) с изображением „индийской короны“, украшавшей Лаллу Рук.

Золотой сон императрицы. Лалла Рук

Миракль с зашифрованной подписью дарителя в виде рыбки (Фридрих Вильгельм в детстве из-за тучности получил прозвище „Камбала“). Бордюр из роз намекает на „Белую розу“ Александру Фёдоровну. Пейзаж на зеркале воспроизводит декорации заключительной сцены берлинского праздника. ГМЗ „Петергоф“

ЗАЛ 4

После свадьбы великокняжеская чета поселилась в Аничковом дворце, который оставался их основной резиденцией вплоть до восшествия на престол в 1825 г.

Золотой сон императрицы. Литофания и чашки с блюдцамиЛитофания (подсвечивание рельефных узоров, выполненных на полупрозрачном просвечивающемся материале) и парные чашки с блюдцами с портретами императора Николая I императрицы Александры Фёдоровны. ГМЗ „Петергоф“

С декабря 1826 г. императорская чета жила в Зимнем дворце, где в 1837 г. случился страшный пожар, уничтоживший интерьеры залов второго и третьего этажей.

Восстановительные работы были грандиозными.

Золотой сон императрицы. Мебель из Помпейской столовой и Яшмовой гостиной

Мебель из Помпейской столовой и Яшмовой гостиной (после пожара — Малахитового зала) Зимнего дворца. Мастерская братьев Гамбс. Государственный Эрмитаж

Огромное впечатление производила Малахитовая гостиная, в которой колонны, пилястры и камин были облицованы малахитом.

Золотой сон императрицы. Личные вещи императорской четы, выполненные из малахита

Золотой сон императрицы. Личные вещи императорской четы, выполненные из малахитаЛичные вещи императорской четы, выполненные из малахита. Государственный Эрмитаж

ЗАЛ 5

Сразу же после свадьбы молодожёнам для летнего местопребывания выделили Александровский дворец, а после воцарения началось строительство „Коттеджа“ по проекту А. А. Менеласа.

Золотой сон императрицы. Готические тарелки

Тарелки готические, использовались вместе с Собственным сервизом дворца „Коттедж“, 1831 г. ГМЗ „Петергоф“

В Петергоф переезжали на лето, а в Царском Селе останавливались весной и ранней осенью. В плохую погоду проводили вечера в узком кругу у императрицы.

Золотой сон императрицы. Чернильный прибор  и часы из кабинета Николая I в Александровском дворце

Чернильный прибор и часы из кабинета Николая I в Александровском дворце. ГМЗ „Царское Село“
Репродукция А. Ф. Чернышева „Вечер в покоях Александры Федоровны в Царском Селе“, 1846 г. ГМЗ „Петергоф“

В погожие дни любили конные прогулки. Но чем старше становилась Александра Фёдоровна, тем чаще она выезжала в экипажах.

Золотой сон императрицы. Коляска-самокаткаКоляска-самокатка. Предназначалась для прогулок по парку. Приводилась в движение с помощью ручной передачи, одновременно служившей тормозом, мускульной силой седока, сидящего сзади. Направление при помощи „руля“ задавал сидевший спереди. Была заказана для императрицы Александры Фёдоровны. Но, скорей всего, предназначалась для её внуков. ГМЗ „Царское Село“.

ЗАЛ 6

Ещё одна царская резиденция — Гатчинский дворец. Во второй половине 1840-ых гг. архитектору Р. И. Кузьмину была поручена перестройка устаревших апартаментов. Покои императорской четы целиком заняли одну из сторон Арсенального каре на первом этаже. Эти комнаты скоро откроются после реставрации.

Самым запоминающимся интерьером на половине императрицы был Дубовый кабинет.

Золотой сон императрицы. Стул и стол из Дубового кабинетаСтул и стол из Дубового кабинета

Стены его закрывали деревянные панели с резными деталями и кронштейнами, на которых стояли фарфоровые фигурки.

Золотой сон императрицы. Фарфоровые статуэткиФарфоровые статуэтки. ГМЗ „Гатчина“

Одним из модных женских занятий являлось рукоделие.

Золотой сон императрицы. Предметы для рукоделияПредметы для рукоделия, XIX век. Государственный музей истории Петербурга

Ещё одним популярным времяпрепровождением было чтение вслух.

Золотой сон императрицы. Книга из библиотеки Александры Фёдоровны

ЗАЛ 7

Центром Гатчинского дворца во время пребывания императорской семьи становился Арсенальный зал. Здесь была зона для игр с деревянной катальной горкой и подвешенными к потолку качелями, стол для бильярда, уголок с мягкими диванами и креслами, столы, сцена для домашних театральных постановок.

Золотой сон императрицыБильярдный кий, шкатулка с бильярдными шарами, ломберный стол, стулья, игральные карты, шкатулка с костяными фишками, щеточка для карточного стола. ГМЗ „Гатчина

По вечерам собирались за картами,

Золотой сон императрицы. Игральная карта

играли в шахматы, разыгрывали безделушки в лотерею.

Золотой сон императрицы. Игра "Лото" и приспособление для подсчета в карточной игре "безик"Игра “Лото» и приспособление для подсчета в карточной игре «безик». ГМЗ «Гатчина»

ЗАЛ 8

У Николая I и Александры Фёдоровны было семеро детей. Первым великая княгиня родила наследника Александра.

Золотой сон императрицы. Колет унтер-офицера лейб-гвардии Конного полкаКолет унтер-офицера лейб-гвардии Конного полка. принадлежал Великому Князю Александру Николаевичу. ГМЗ «Царское Село»

потом на свет появились три дочери: Мария,

Золотой сон императрицы. Бюст Великой Княгини Марии НиколаевныБюст Великой Княгини Марии Николаевны. Автор модели А. К. Шпис. ГМЗ «Петергоф»

Ольга и Александра.

Золотой сон императрицы. Портрет Великой Княгини Александры НиколаевныПортрет Великой Княгини Александры Николаевны (справа). А. И. Гебенс по мотивам акварельного портрета В. И. Гау. ГМЗ «Гатчина»

Затем ещё три сына: Константин, Николай и Михаил.

Золотой сон императрицы. Литофания по сюжету литографии Дж. ДоуЛитофания по сюжету литографии Дж. Доу, на которой изображены Николай I, юный Великий Князь Константин Николаевич и Александра Фёдоровна

По традиции, царские сыновья женились на немецких принцессах.

Золотой сон императрицы. Предметы из Банкетного сервизаПредметы из Банкетного сервиза, чьё создание на Императорском фарфоровом заводе было приурочено к торжествам по случаю бракосочетания Великого Князя Александра Николаевича и дочери Великого Герцога Гессенского Людвига II, в православии принявшей имя Марии Александровны. 1841 г. Государственный Эрмитаж

Золотой сон императрицы. Предметы из "Константиновского сервиза"Предметы из «Константиновского сервиза», созданного по случаю бракосочетания Великого Князя Константина Николаевича с принцессой Саксен-Альтенбургской, в православии Великой Княгиней Александрой Иосифовной. 1848 г. Государственный Эрмитаж

ЗАЛ 9

В Гатчинском дворце комнаты императорской супружеской четы были разделены на две половины. Наиболее характерными интерьерами, отражающими вкусы и интересы владельцев, были Жёлтая гостиная

Золотой сон императрицы. Комплект мебели для гостинойКомплект мебели для гостиной. 1850-1860-е гг. Из коллекции семьи Карисаловых

и Большой военный кабинет.

Золотой сон императрицы. Бюро и кресло из Большого военного кабинетаБюро и кресло из Большого военного кабинета. ГМЗ «Гатчина»

Николай Павлович был страстным любителем и знатоком старинного оружия. И, несмотря на то, что царь не позволял близким дарить себе что-либо, кроме носовых платков, домашние порой радовали императора каким-нибудь оружием, которое он неизменно передавал в Арсенал.

Золотой сон императрицы. Сабли, подаренные императору Александрой ФедоровнойСабли, подаренные императору Александрой Федоровной. Государственный Эрмитаж

В октябре 1853 г. началась Крымская война.

Золотой сон императрицы. Наперсный крест

Наперсный крест. Был учреждён вместе с наградной медалью в память о Крымской войне высочайшим манифестом по случаю коронования императора Александра II. Предназначался для награждения всех духовных лиц, которые несли службу в различных ведомствах России в 1853-1856 гг. ГМЗ «Царское Село»

Значительную часть осени императорская чета провела в Гатчинском дворце. Пока русские войска побеждали, война не очень мешала веселиться. В 1854 г. настроение уже было совсем иным: в войну вступили Франция и Великобритания, русская армия терпела поражения. До взятия Севастополя в 1855 г. Николай I не дожил: он скончался в феврале.

Александра Фёдоровна тяжело переживала смерть супруга. По рекомендации врачей она всё чаще бывала за границей. Скончалась в Царском Селе в 20 октября 1860 г., пережив Николая Павловича всего на пять лет.

ЗАЛ 10

Театр занимал важное место в жизни Александры Фёдоровны. Она часто принимала участие в домашних спектаклях, в её честь устраивались масштабные театрализованные представления, в том числе знаменитая царскосельская карусель.

Но самыми известными стали два берлинских праздника: «Лалла Рук» и «Волшебство Белой розы», представлявший рыцарское ристалище во славу прекрасной дамы. В оформлении представления в изобилии использовались белые розы.

В 1917 г. в Александринском театре, названном в честь императрицы,

Золотой сон императрицы. Фрагменты подлинного декора портальных лож первого и третьего ярусов зрительного зала Александринского театра

Фрагменты подлинного декора портальных лож первого и третьего ярусов зрительного зала Александринского театра. По проекту К. И. Росси 1830-е гг. Музей Александринского театра

состоялась премьера спектакля В. Мейерхольда по пьесе М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Перед зрителями представала эпоха Николая I: в декорациях угадывались интерьеры императорского коттеджа, Малахитового зала Зимнего дворца. И везде — на театральных занавесях, в костюмах и даже в обивке кресел появлялось стилизованное изображение любимого цветка государыни — белой розы...

Золотой сон императрицы. Бальные платья из восьмой сцены спектакля "Маскарад"Бальные платья из восьмой сцены спектакля «Маскарад». 1917 г. Музей Александринского театра

ВХОД НА ВЫСТАВКУ: по билету в Гатчинский дворец (200-400 р.)

РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно с 11.00 до 19.00 (касса до 18.00)

АДРЕС: Гатчина, Красноармейский проспект, д. 1

Благодарю специалиста отдела развития ГМЗ «Гатчина» Наталью Пилюгину за содействие в подготовке публикации.

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
Карта:
RSS
11:45
«Между императорами возникла почти дружеская симпатия.» — какими императорами, если прусский монарх такого титула не имел?

О жизни семьи Николая I достаточно хорошо повествуется в постоянной экспозиции музея «Коттедж» в Петергофе. По-видимому, данная выставка может быть лишь дополнением, а там надо тоже побывать обязательно.
Экий Вы, сударь, внимательный)) Исправлю на «монархов» ))

Выставка — временная. Посвящена именно судьбе Александры Фёдоровны. Ценна тем, что в ней представлены экспонаты из разных музейных собраний. Оцените труд кураторов, исписавших тонны бумаг для согласования «аренды» и обеспечивших доставку ценных предметов!

Ну а насчёт Коттеджа: а что, есть ещё люди, которые там не были? wink
07:26
+1
Спасибо, очень ценно посмотреть, особенно если нет возможности посетить лично выставку.
Спасибо! Я постаралась рассказать максимально подробно, тем более, что выставка временная.