Существуют места, где ничто не меняется
Мы со Светланой Терентьевой любим огурцы. В любом виде. Похоже, и они к нам неравнодушны: уже второй раз в этом году нам встречаются «огуречные столицы».
В марте в рамках тура «Города и замки озера Меларен» это был шведский город Вестерос, а День независимости мы встретили в путешествии к янтарным берегам в литовском городке (около 26 0000 населения) Кедайняй, который в шутку иногда называют огуречной столицей Литвы. В XIX веке местные евреи (национальный состав населения-тема отдельного абзаца) активно занимались огородничеством, особо налегая почему-то на огурцы.
Правильное произнесение названия городка нам далось не сразу. Видимо, не только нам. По легенде оно произошло от имени богатого купца Кеидангено (Keidangeno), приехавшего сюда из Курляндии и основавшего небольшую рыбацкую деревушку. Адаптированное к российскому уху Кейданы (до 1917 г. город называли так), звучит, конечно, привычнее.
Поначалу мы отнеслись к Кедайняю настороженно. Приехали мы сюда из Клайпеды уже ближе к вечеру, и из окон автобуса нам показалось, что город промышленный (и это правда, например, здесь развита пищевая промышленность: соусы, приправы, супы, паштеты, мороженое, мясные продукты, рыбные консервы (местные рекомендуют консервы из речного сома с вялеными на солнце помидорами, абрикосами и копченой (!) паприкой (вот так сочетание вкусов!)) и унылый. Но он сумел приятно удивить.
Признательны нашему гиду Виктору Платонову, организовавшему внеплановую небольшую, но приятную утреннюю экскурсию по Старому городу, после которой наша группа буквально влюбилась в Кедайняй.
С удовольствием еще раз вместе с вами пройдусь его тихими улочками. Гуляли мы в 8 утра, поэтому в центре было, мягко говоря, немноголюдно, а попросту-пустынно.
Кедайняй считают городом шести наций и конфессий: в XVII веке здесь селились шотландцы, немцы, евреи, старообрядцы, поляки. Одних шотландцев в Кедайняе было около сотни, а один из них был священником и даже читал проповеди на литовском языке.
И по сей день в архитектуре отражены традиции культуры и религии этих народов.
Начну с религии.
1.Храм Преображения Господня.
Литовский князь Януш Радзивил (история этого рода тесно связана с городом) приказал построить православную церковь в далеком 1643 году, для своей жены, исповедовавшей православие Марии Могилянки, племянницы митрополита Петра Могилы (Митрополит Пётр — епископ Константинопольской православной церкви, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, представитель боярского рода Могила (Википедия)).
Нынешнее здание возвели в веке XIX по проекту архитектора Иконникова. Моя знакомая по сети ВКонтакте, живущая в Риге, написала мне в комментариях, что «Иоанн Кронштадтский 4 колокола подарил, и они до сих пор там звонят, а Столыпин был прихожанином и жертвовал немалые суммы на ремонт».
Про Иоанна Кронштадского я уточнила на сайте «Русские церкви», действительно: «После пожара 1893 года протоиереем Иоанном Кронштадским было пожертвовано на восстановление храма 1.700 руб. и, сверх этого, отцом Иоанном были заказаны на Гатчинском заводе для Кедайняйской церкви 4 колокола, которые и сегодня возвещают о начале богослужений».
Еще комментарий этой же знакомой: «Столыпин проживал в своем поместье в 12 км. от Кедайняй. (В мае 1911 года у российского премьера участились приступы стенокардии. Врачи посоветовали ему срочно переменить обстановку. Петр Аркадьевич покинул Петербург и перебрался в литовское имение. Туда же переместилась и ставка премьера, и даже провели телеграфную линию прямой связи со столицей. На несколько месяцев небольшое местечко Ковенского уезда стало центром управления огромной Российской империей)».
Вот тебе и уездный городок. Век живи-век учись, и не всегда доверяй первому впечатлению.
«Прихожане горды тем, что председателем попечительского совета церкви в период с 1896 по 1901 год, был Ковенский предводителъ дворянства, камергер двора их императорских величеств, председатель Совета Министров и министр внутренних дел России Петр Аркадьевич Столыпин» (с сайта «Русские церкви»).
Рядом с храмом, кстати, размещена мемориальная доска Петру Столыпину. Про доску я узнала позже, и не сфотографировала ее, увы.
2. Комплекс синагог на Старой рыночной площади.
Запоздалый еврей
по брусчатке местечка гремит балаголой,
вожжи рвёт
и кричит залихватски: «Герай!»
Иосиф Бродский.
Возле площади Старого рынка с первой половины XVII века селились евреи, которые должны были быть исключительно «порядочными и примерного поведения». Только таким евреям Христофор Радзивилл в 1627 г. разрешил приезжать в город. Через небольшое время они (евреи) уже играли заметную роль в хозяйственной жизни города, занимаясь кредитными операциями, винным промыслом, а также ремесленничеством (ткачество, сапожное дело и уже упоминавшееся огородничество). Но присутствие евреев в городе было регламентировано: им были предоставлены особые места для жительства (улицы старая Рынковая, Песмильская, Жидовская и одна сторона Кривой улицы) и запрещено приобретать дома или арендовать таковые в других частях города. Евреи обязаны были по истечении года и 6 недель после присяги приобретать оседлость на предоставленных им для жительства улицах, иначе они лишались права на свободную торговлю.
На площади сейчас установлена памятная композиция в виде звезды Давида.
Предполагается, что на Старой рыночной площади стояла и первая ратуша, а в первой половине XIX века образовался Синагогальный Комплекс. В так называемой большой летней синагоге (конец XVIII в.) сейчас находится детская художественная школа, в малой зимней- Многокультурный центр, в котором действует экспозиция, посвященная еврейской истории.
Синагогальный Комплекс является примером приспособления зданий синагог к просветительским, культурным и общественным нуждам (в Литве около 10 бывших синагог все еще в аварийном и в очень плохом состоянии, вопрос этот поднимался даже на заседании сейма).
3. Реформаторская церковь или костел евангеликов-реформаторов в стиле ренессанса (середина XVII в.)
Дошедший до наших дней практически без изменений костел был построен князьями Радзивиллами (когда же у меня руки дойдут написать про великолепное палаццо Радзивиллов в Несвиже!). Здесь нашли свой последний земной приют великие гетманы литовские Христофор Радзивилл «Перун» и Януш Радзивилл, а также члены их семей. Думаю, здесь уместно немного подробнее вспомнить о Радзивиллах в Кедайняе, тем более, что внутри костела мы не побывали, он был еще закрыт.
Христофор Радзивилл и его сын Януш были, как я уже упоминала, гетманами литовскими и воеводами виленскими, вот какие у них звучные были должности.
Христофор стал гетманом в возрасте 25 лет. А после конного рейда вглубь русских владений в 1581 году, когда мобильная армия Радзивилла оставила за собой выжженую землю от Велижа (город в нынешней Смоленской области) до Ржева, от Ржева до верховьев Волги, подошла к Старой Руссе и сожгла ее, лишив Русское царство 200 000 рублей дохода в год от солеварения, начала осаду Порхова, Христофор Николай Радзивилл и получил свое прозвище – «Перун».
При Радзивиллах Кедайняй заново воскрес после пожаров, здесь появились бумажная фабрика и типография, одна из первых литовских аптек (розовое здание на фото), гимназия.
К 1655 году (окончанию периода правления младшего Радзивилла-Януша) в городе было 500 домов и 19 улиц. Так что свое место в единственной восстановленной и реставрированной гробнице в крипте Мавзолея эти вельможи занимают по праву.
В Кедайняе сегодня существует небольшая реформаторская община, и в костеле проходят регулярные службы.
4. Костел Святого Иосифа.
В начале XVIII века изменилась конфессиональная ситуация в городе: в Кедайняй начали прибывать монахи-кармелиты. В 1766 году ими был построен деревянный Костел пожертвования Пресвятой Девы Марии, и при нем основан монастырь. В 1831 году монастырь был закрыт, а в его помещениях разместились казармы царской армии.
Сейчас этот костел, построенный, как сказано в путеводителе, в стиле народного барокко, называется костелом Святого Иосифа.
Вокруг храма из темного дерева небольшой садик с деревянными же скульптурами.
В сам костел не входили, там шла утренняя служба. На стене костела и на информационной доске висят плакаты, извещающие о том, что в сентябре костел посетит папа римский Франциск.
Для городка это событие воистину планетарного масштаба. Мы предположили, что понтифик заглянет в Кедайняй по пути в Аглону. Папа 22-23 сентября прибудет в Литву с официальным визитом по приглашению католической церкви и президента Литвы и даже отслужит в Каунасе мессу.
На этом прервусь, про Старый город пойдет рассказ в следующем посте.
Т.е., я так понимаю, «приобрести оседлость» означает закрепиться на постоянном месте жительства.
войдите с помощью: