А бывали ли Вы на маяках? Настоящих, действующих, расположенных в море на островах. Для меня знакомство с маяками случилось впервые в этом году — в первые летние выходные. Произошло это в ходе двухдневного путешествия на малогабаритном судне «Сосновый Бор» в компании двенадцати счастливчиков.

Ксения уже подробно рассказала об этом путешествии. Несколько часов мы провели на острове
Сескар, около острова
Мощный заночевали, а также посвятили исследованию его территории половину второго дня нашего водно-пешего похода. Постараюсь не повторяться. Просто очень хочется поделиться своими мыслями, на меня это путешествие произвело колоссальное впечатление, даже не ожидала таких последствий. Всю следующую неделю после островных выходных просто летала, даже не понимала, когда вокруг меня говорили о какой-то трудной удлиненной рабочей неделе. Сказать однозначно, что конкретно произвело такое впечатление, сложно. Думаю, в течение двух дней все эмоции, ощущения, чувства накапливались, как итог – полная эйфория на всю неделю, последовавшую после выходных.
Прежде чем рассказывать об островах, несколько слов непосредственно о самом водном путешествии. С погодой нам повезло, два дня светило солнце (после двухдневного отдыха руки и лица приобрели бронзоватый морской загар). Но не обошлось без ложки дегтя – кто-то сверху решил испытать нас на прочность и напустил могучего ветра, который гонял не только облака (туч в принципе не было), но и наше судно.
Дорога «туда» сопровождалась встречным ветром. Удовольствие, скажу я Вам, не из приятных. Каждый постарался занять приемлемое для себя место на судне. Хотя смотришь сейчас на фото, и сам себе не веришь – а точно ли нас болтало, вроде тишь да благодать. Несколько раз на горизонте появлялись корабли, стоящие на рейде и ждущие разрешения для захода в порт.


Но большую часть пути нас сопровождали чисто морские пейзажи. Кто-то из участников морской экспедиции заметил, что нам предоставляется возможность изучить все оттенки синего.


Честно говоря, к вечеру первого дня все подустали от морской качки, кроме того из-за встречного ветра время в пути возросло относительно расчетного. Но всю усталость как рукой сняло, как только солнце стало отправляться на покой. Все собрались с фототехникой в одном месте, и даже усилившаяся качка и морские брызги не остановили от попытки запечатлеть закатное небо. Еще не улеглись впечатления от посещения Сескара, а здесь новое представление от природных сил.



Морское путешествие первого дня пережили без потерь, но и без восторга. Водный путь «туда» состоял из двух переходов: Сосновый Бор – Сескар, Сескар – Мощный. Обратный путь лежал напрямик – Мощный – Сосновый Бор. Более того, на обратную дорогу предрекали усиление ветра. Морально все настроились на худшее. Оказалось, что усиленный ветер «в спину» переносится намного легче. Поэтому дорогу домой (если, конечно, не брать в расчет запах солярки, который ветер сносил в нашу сторону) можно с легкостью назвать приятной морской прогулкой. Можно было и читать, и расположиться с комфортом, и даже чаевничать, что с удовольствием все и делали. Как говориться, все познается в сравнении.

Про море я Вам поведала. Переходим к суше. Я буду рассказывать об островах параллельно. Чем они похожи, а чем отличаются. Ну, что же начнем…

Сескар – остров в восточной части Финского залива в 100 км от Петербурга, площадь острова – чуть больше 4 кв.м. Остров имеет вытянутую форму при ширине чуть более 1км. Сескар представляет собой низкий и в основном песчаный остров.

Сюда бы на пару деньков с палаткой, для отдыха есть все условия – чистое прозрачное море и великолепный пляж с чистым белым песком.


Если подняться выше прибрежной полосы, попадешь в дюны.


Центральная часть Сескара наиболее высокая и покрыта сосновым лесочком с вкраплением лиственных деревьев, в частности березы.


Ближе к маячному городку прибрежная полоса острова представляет высохшее болото с тростником, камышом и белокрыльником болотным (болотной каллой).

Остров Мощный дальше, мощнее и больше Сескара. Его отделяет от Санкт-Петербурга 130 км, состоит он из двух частей, соединенных песчаным перешейком (до перешейка, к сожалению, не успели дойти). Площадь его в разы больше Сескара и составляет почти 13,5 кв.м. Прибрежная островная территория каменистая. Берега трех бухт сильно изрезаны и окаймлены отмелями, заваленными подводными и надводными камнями.


Среди каменного изобилия встречают интересные и загадочные экземпляры. Камень с цифрами «1844» стал одной из удивительных находок острова Мощный. О каком событии сообщает прибрежный валун, осталось загадкой.

Хвойный лес на Мощном тоже присутствует, но открытых пространств больше, чем на Сескаре.



Как Вы думаете, какие главные представители мира насекомых представлены в изобилии на обоих островах? Ответ, наверное, очевиден – комары. Стоит зайти в лесок, и все – Вы пропали. Репелленты помогают, но не спасают. Правда, не в меньшем количестве присутствуют на островах и стрекозы.
Белоснежные лебеди и привычные обитатели морских просторов – чайки попадали в объектив фотоаппарата исключительно парами.


У внешних островов Финского залива (в их число входят и Сескар с Мощным) общая история. Острова из-за своего расположения на линии фарватера при подходе к устью Невы издавна имели важное стратегическое положение. На протяжении XVII-XVIII веков острова были объектами борьбы между Россией и Швецией. По Ништадтскому миру 1721 года острова отошли России. 1917 год ознаменовался распадом Российской империи и переходом островных территорий Финского залива во владение независимой Финляндии (1920-1940г.г.). По итогам советско-финской войны острова были переданы Советском Союзу. В годы Великой Отечественной войны за обладание островами вновь развернулась борьба, но по мирному договору 1947 года архипелаг островов окончательно вошел в состав России.
Острова – и Сескар, и Мощный – почти необитаемы. Исключение составляют маячные службы. Но так было не всегда. Финские деревни, военные советские части – остатки людских поселений (в разной степени сохранности) встречаются на обоих островах.
На Мощном была самая многочисленная финская островная колония. Кирха с колокольней, кладбище, школа, больница и даже свой неофициальный герб. От всех перечисленных построек остались в основном фундаменты домов.


Правда, встретился нам один «дышащий на ладан» деревянный дом с чудом уцелевшей лестницей. Сообща предположили, что постройка «финских кровей».


На Сескаре до недавнего времени базировалась погранзастава. Строения военного городка ветшают, где-то покосились, но еще стоят.


Во времена войны рядом с островами велись боевые действия. Логично, что на обоих островах установлены воинские мемориалы. На Сескаре мемориал (расположен рядом с маяком) установлен на братской могиле советских моряков, погибших в 1942 и 1943 годах.


На Мощном мемориал павшим воинам расположен на старинном финском кладбище, где в свое время хоронили жителей поселка.


В единичных случаях на захоронениях, встречающихся на территории кладбища, сохранились надгробные памятники и плиты.


На острове Мощный наткнулись на более ощутимое свидетельство войны – морскую корабельную мину.

Это кратко, чем нас порадовали острова. И напоследок, главное и самое вкусное «блюдо путешествия» – маяки. На Мощном три маяка, два из которых створные (навигационные сооружения контрастного цвета).

Главный маяк представляет собой решетчатую башню красного цвета, высота которой около 30 метров.


Выражаясь дилетантским языком, маяк «открытого типа». Подъемные лестничные пролеты чередуются с небольшими площадками, на которых и дух можно перевести, и окрестности рассмотреть. Каждый выбирает, на какой высоте стоит завершить «маячное» восхождение.


А виды с высоты всегда восхитительны.

Пусть простит меня остров Мощный, но маяк на Сескаре перехватил «пальму маячного первенства». Это первый чугунный маяк на русской территории. Англичанин Гриссель отлил из артиллерийского чугуна 30-метровую маячную башню, в 1858 году маяк был установлен и освящен.
Мы шли к нему «на ощупь», не зная дороги, то уходили в лес, то решали держаться прибрежной полосы. Разбредались по острову и под «аукивание» собирались в группу. Маяк «вырастал» постепенно.


Как же все были рады гостеприимно распахнутой двери маяка. А дальше началось… Старинные таблички,

изящно изогнутые лестницы, призывно зовущие вверх,

декоративные кронштейны тонкой работы, которые никак не предполагал здесь увидеть.

А наверху она – красавица линза, сердце маяка.

Как же замечательно смотрится на фоне бескрайнего моря маячная пара — рабочая линза и запасная лампа.

Шел первый день путешествия, впереди был еще Мощный. Но уже тогда, стоя на маячном балкончике под морским приветливым ветром и устремляя свой взор в даль, я ясно поняла – путешествие удалось, сюда стоило идти уже только ради этого.



Все. На этом позитиве и закончу. Карту, с которой я начала свое повествование, помните? Исследование островов только началось. На следующий год в планах стоит «покорение» Гогланда. И тогда, возможно, последует продолжение…
войдите с помощью: