Многим со школы известна байка о «пальце императора». Когда при проектировании железной дороги Петербург-Москва Николай I чертил по линейке прямую линию, но карандаш случайно задел за палец. В итоге построили по данному чертежу, т. е. с петлёй. Вот с этой легендой мы с командой единомышленников и отправились разбираться на месте.

Но сначала заехали в деревню Селище, чтобы вспомнить эпизод истории под названием «военные поселения». Была уверена, что они стёрты с лица земли. Каково же было мое удивление, когда увидела «полусохранившиеся» здания Главного комплекса Гренадерского графа Аракчеева полка и Свято-Духовской церкви по проекту В. П. Стасова. Первый раз узнала о них в ходе прошлогодней поездки
«Вдоль мстинских порогов»: Любытино — Боровичи. Но тогда у нас было очень мало времени. А сейчас гуляли по развалинам около часа.






Затем посетили Маловишерский краеведческий музей, который (по предварительной заявке) специально открыли для нашей группы.



И вот мы прибыли к тому самому загадочному изгибу. На самом деле, изначально никакого «пальца» не было: пути проложили по прямой. Но в районе Веребье находится глубокий овраг, по которому течет речка Веребья. Для его пересечения построили мост, однако подъем в сторону Москвы оставался очень крутым и затяжным. Старые паровозы не справлялись. Приходилось расцеплять вагоны и тащить их в гору по очереди. При спуске же тормоза перегревались, а поезда порой вылетали к Мстинскому мосту со слишком большой скоростью. В итоге двухпутную дорогу сделали севернее на специальной насыпи, а реку заключили в трубу. Путь получил название «Обход Веребьинского подъема».



Шло время. Поезда совершенствовались. И в XXI веке Министерство путей сообщения приняло решение о восстановлении изначального прямого участка с последующей ликвидацией Веребьинского обхода. Что и было воплощено в жизнь. И сейчас бывшая железная дорога в районе Веребье выглядит вот так:

А вокзал скоро разрушится окончательно.


Немного отвлеклись от железнодорожной темы, заглянув в усадьбу Подгорное. Она интересна тем, что является единственным сохранившимся местом в России, связанным с именами Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского. Они снимали этот дом летом 1911 и 1912 годов. Поэтому здесь проводятся ежегодные литературные чтения, посвященные этим блистательным представителям Серебряного века, и планируется создать музей.



Но все-таки самым ярким впечатлением поездки стало заброшенное веерное депо в Малой Вишере, к которому прошли по старинному железному мосту.


Сейчас памятник архитектуры регионального значения снят с баланса РЖД. Превращен в помойку. Но даже в таком состоянии поражает воображение.



Депо находится рядом со станцией «Малая Вишера». При желании можно добраться и осмотреть самостоятельно.

войдите с помощью: