Веребье — Малая Вишера («Палец императора»)

Многим со школы известна байка о «пальце императора». Когда при проектировании железной дороги Петербург-Москва Николай I чертил по линейке прямую линию, но карандаш случайно задел за палец. В итоге построили по данному чертежу, т. е. с петлёй. Вот с этой легендой мы с командой единомышленников и отправились разбираться на месте.

Веребьинский обход


Но сначала заехали в деревню Селище, чтобы вспомнить эпизод истории под названием «военные поселения». Была уверена, что они стёрты с лица земли. Каково же было мое удивление, когда увидела «полусохранившиеся» здания Главного комплекса Гренадерского графа Аракчеева полка и Свято-Духовской церкви по проекту В. П. Стасова. Первый раз узнала о них в ходе прошлогодней поездки «Вдоль мстинских порогов»: Любытино — Боровичи. Но тогда у нас было очень мало времени. А сейчас гуляли по развалинам около часа.
Селищенские казармы

Селищенские казармы

Селищенские казармы

Селищенские казармы

Селищенские казармы

Селищенские казармы

Селищенские казармы

Затем посетили Маловишерский краеведческий музей, который (по предварительной заявке) специально открыли для нашей группы.

Маловишерский краеведческий музей

Маловишерский краеведческий музей

Маловишерский краеведческий музей

И вот мы прибыли к тому самому загадочному изгибу. На самом деле, изначально никакого «пальца» не было: пути проложили по прямой. Но в районе Веребье находится глубокий овраг, по которому течет речка Веребья. Для его пересечения построили мост, однако подъем в сторону Москвы оставался очень крутым и затяжным. Старые паровозы не справлялись. Приходилось расцеплять вагоны и тащить их в гору по очереди. При спуске же тормоза перегревались, а поезда порой вылетали к Мстинскому мосту со слишком большой скоростью. В итоге двухпутную дорогу сделали севернее на специальной насыпи, а реку заключили в трубу. Путь получил название «Обход Веребьинского подъема».

Обход Веребьинского подъема

Обход Веребьинского подъема

Обход Веребьинского подъема

Обход Веребьинского подъема

Шло время. Поезда совершенствовались. И в XXI веке Министерство путей сообщения приняло решение о восстановлении изначального прямого участка с последующей ликвидацией Веребьинского обхода. Что и было воплощено в жизнь. И сейчас бывшая железная дорога в районе Веребье выглядит вот так:

Обход Веребьинского подъема

А вокзал скоро разрушится окончательно.

Вокзал Веребье

Вокзал Веребье

Немного отвлеклись от железнодорожной темы, заглянув в усадьбу Подгорное. Она интересна тем, что является единственным сохранившимся местом в России, связанным с именами Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского. Они снимали этот дом летом 1911 и 1912 годов. Поэтому здесь проводятся ежегодные литературные чтения, посвященные этим блистательным представителям Серебряного века, и планируется создать музей.

Усадьба Подгорное

Усадьба Подгорное

Усадьба Подгорное

Но все-таки самым ярким впечатлением поездки стало заброшенное веерное депо в Малой Вишере, к которому прошли по старинному железному мосту.

Старый железный мост в Малой Вишере

Река Вишера

Сейчас памятник архитектуры регионального значения снят с баланса РЖД. Превращен в помойку. Но даже в таком состоянии поражает воображение.

Веерное депо в Малой Вишере

Веерное депо в Малой Вишере

Веерное депо в Малой Вишере

Депо находится рядом со станцией «Малая Вишера». При желании можно добраться и осмотреть самостоятельно.

Станция Малая Вишера

Карта:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!