Музей телевидения
Это единственный в стране музей телевизионной науки и техники, где в хронологической последовательности отражены этапы развития различных направлений телевизионной техники в нашей стране. Он был организован в 1977 г. как музей истории Всесоюзного научно-исследовательского института телевидения. В настоящее время преобразован во Всероссийский музей телевидения. Музей находится на территории НИИ телевидения, посещение возможно только в группе по предварительной заявке, телефон для заявок 556-91-57. А вот что удалось узнать и увидеть во время экскурсии.
Начало истории электронного телевидения — 1907 год, Борис Львович Розинг изобретает принцип устройства и работы современного телевидения — систему электронной развёртки (построчной передачи) в передающем приборе и электроннолучевую трубку в приёмном аппарате.
Его ученик Владимир Козьмич Зворыкин эмигрировал в США и работал в компании RCA, к концу 20-х годов довёл идею до практической реализации, сконструировал передающую трубку (иконоскоп) и принимающую (кинескоп). Зворыкин в 30-е годы приезжал в Европу и в СССР, оказывал консультационную помощь в создании систем телевидения. По договору с компанией RCA СССР ввел в действие в 1938 году первую передающую станцию электронного ТВ в Москве, было освоено производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина. Они имели экран с почтовую марку, но музей такими экземплярами не располагает.
А вскоре началась вторая мировая война, и телевидение пришло на службу в воюющие армии. Зворыкин занимается разработкой приборов ночного видения и авиабомб с телевизионной наводкой, а в это время в блокадном Ленинграде создают радиолокационно-телевизионную систему ПВО.
Недостатком существовавшей на тот момент системы обнаружения самолётов на базе радаров РУС-2 была ручная передача данных от операторов радаров в штаб ПВО, что занимало несколько минут. Эммануил Иосифович Голованевский предложил напрямую передавать изображения с экранов радаров с помощью телевидения.
После Великой Отечественной войны в СССР началось бурное строительство телевизионных центров уже на основе разработанного в НИИТ современного европейского стандарта «625 строк» (1945 год) и организовывалось телевизионное вещание. Это стало возможным в том числе благодаря массовому производству первых отечественных телевизоров КВН-49 (по имени разработчиков — Кенигсон, Варшавский, Николаевский). Нам продемонстрировали, что они до сих пор работают и принимают два современных канала (был третий, но ныне прекратил вещание). Хотя всякое бывало, в народе аббревиатуру расшифровывали «купил — включил — не работает».
Вещание было до середины 60-х годов только региональным. С появлением Останкинского телецентра (1967 г.) и спутников связи организовано Всесоюзное вещание. Телевизионные передачи обеспечивались с помощью таких вот передающих камер.
Трёхтрубочная телекамера К-132, передавала цветное изображение и использовалась для репортажей с московской Олимпиады.
Другие телевизионные устройства 60-х годов. Видеомагнитофон «Малахит».
Счётчик-анализатор микрообъектов для гранулометрического анализа различных веществ в промышленности.
Медицинская техника — капилляроскоп.
Но основное направление работы НИИТ в 50-60-е годы в «гражданском» секторе — техника для освоения космического пространства. Система «Енисей» была установлена на АМС-3 и использовалась для съёмки обратной стороны Луны. Примечательно, что поскольку цифровой фотографии тогда не было, инженерам пришлось соорудить довольно сложного робота, который фотографировал на плёнку, проявлял её, сушил, а уже потом телекамера снимала изображение и оно передавалось на Землю.
Изображение обратной стороны Луны в результате получилось вот таким:
Бортовые устройства отображения космических кораблей, впервые были применены на спутнике с собаками Белкой и Стрелкой, далее использовались на кораблях «Восток». Экземпляр камеры «Селигер» (справа) побывал в космосе вместе с Гагариным.
Камера кругового обзора для космических станций, совершающих мягкую посадку на Луну. Велись в НИИТ и разработки репортажной камеры для экспедиции на Луну человека (им должен был стать Алексей Леонов), но когда американцы нас опередили, были свёрнуты.
А вот эта техника пошла в дело, использовалась на космических кораблях «Союз», «Союз-Т», «Прогресс» и станции «Салют». Телекамеры использовались для связи с экипажем, наблюдения за наружной аппаратурой, обеспечения стыковки и посадки.

Аппаратура «Арктур» обеспечивала совместный полёт советских космонавтов и американских астронавтов на космических кораблях «Союз" и «Аполлон". Использовалась для контроля с Земли процесса стыковки кораблей, что, учитывая их разнотипность, было непростым делом.
В залах спецтехники фотографировать не разрешали. В основном, там были представлены техника для контроля за космическим пространством (пусками ракет), морская и глубоководная аппаратура, используемые и поныне. Интересна аппаратура для глубоководной (до 6000 м) разведки железо-марганцевых конкреций. Эти сокровища океана также представлены в музее.
Один экземпляр спецтехники почему-то оказался в «гражданском» зале, и я его представляю ниже. Эта камера выдерживает чудовищные нагрузки и вставляется в артиллерийский снаряд. После разрыва снаряда в воздухе парит на парашюте над неприятельскими позициями и передаёт их изображение. Возможно, дело в том, что сейчас уже разработана для той же цели более совершенная техника.
Попасть в музей, как я уже писал, не так просто: только в группе и только по будним дням, многие, вероятно, ограничатся чтением рассказа. Но есть здесь и свои байки: например, что прикосновение к камере, видевшей Гагарина, приносит удачу, хозяева музея против этого не возражают )) Так что, может быть, стоит попробовать.
Взяла себе на заметку обязательно там побывать.
войдите с помощью: