"Двойной залп" по Витебскому вокзалу
У певицы Татьяны Зыкиной есть в одной из песен такие строчки:
Понятно, что мысль не нова, но от этого не становится менее верной. Вот так было и с экскурсией на Витебский вокзал от «Открытого города». Она была замечательной: великолепный рассказчик, масса сведений о появлении железных дорог в России… Но я ждала другого: интересовало само здание и возможность увидеть то, что недоступно пассажирам. Поэтому обратилась к пресс-службе вокзала с просьбой аккредитовать на экскурсию проекта «Петербург глазами инженера». И вот тут получила именно то, что хотела: перед нами раскрывались запертые двери. Восхищаюсь гидом Антоном Жирновым, который сумел все это организовать. Итак, все по порядку.
Как всегда, внимание к деталям.
Интерьеры создавались совместно с Минашем Симой Исааковичем и инженером путей сообщения Островским Николаем Степановичем.
Зал ожидания на первом этаже:
Буфет:
Роскошная лестница для пассажиров I класса. Одновременно с нашей экскурсией здесь шли съемки очередного фильма (массовка выходила из дверей на улицу).
Лифт.
Картинный или зал ожидания для пассажиров I класса на втором этаже. Кстати, многие бегут на поезда и электрички и даже не знают, что рядом такая красота — только открой дверь (вход свободный).
А вот дальше — уже только по специальному разрешению. Бывший ресторан, куда больше всего жаждала попасть, чтобы своими глазами увидеть модерновый буфет.
Еще один малодоступный зал, где сейчас размещается администрация вокзала, — бывшие великокняжеские покои.
Потолок, балясины и световой фонарь на лестнице.
Осмотрев помещения второго этажа и памятник строителю железных дорог Герстнеру,
выходим на платформы.
В 1902 г. в журнале «Зодчий» почти полгода публиковалась статья инженера В. С. Персона «Металлический навес над платформой при С.-Петербургской станции императорских поездов». В статье приводятся подробнейшие расчеты конструкций навеса и 57 рисунков. О размерах навеса написано в начале статьи: «Описываемый навес перекрывает два пути и две платформы. Ширина платформы, прилегающей к зданию станции Императорских поездов, равна 3, 54 саж.; расстояние между осями путей 2, 25 саж.; расстояние от края платформы до оси ближайшего пути 0,79 саж., и ширина второй платформы 1, 17 саж. Расчётный пролет стропильных ферм= 8,18 саж. = 17,45 м. Расстояние между наружными краями навеса 8,50 саж. = 18,135 м. Навес поддерживается 24 стропильными фермами арочной двухшарнирной системы, имеющими в ключе высоту в 0,37 саж.—0,80 м. Фермы спроектированы двойные.»
Проходим к павильону с репликой паровоза «Проворный», который открыл движение по Царскосельской железной дороге. Заводом Стефенсона было построено 2 паровоза, один из них прибыл в порт Кронштадта 12 октября 1836, другой в 1837. 3 ноября 1838 года им были присвоены имена «Проворный» и «Стрела». Паровозы проработали на дороге около 20 лет и были списаны в середине 50-х годов XIX века.
И, о чудо, нам не только можно зайти за стеклянную дверь, но и как следует исследовать макет.
Ну и на десерт — самое интересное: подъем по винтовой лестнице на чердак.
Осталась еще одна нерешенная задача: сфотографировать интерьеры Императорского павильона, который арендует очень серьезная организация.
В прошлый раз так настойчиво звонили, что нас даже пустили на порог, строго-настрого запретив фотографировать. Но чужие фото оттуда все-таки есть, поэтому будем искать пути))
Благодарю Елизавету Медвёдкину, пресс-службу «Октябрьской железной дороги», проект «Петербург глазами инженера» spb.engineer-history.ru и лично Антона Жирнова за предоставленную возможность заглянуть за закрытые двери.
Предмет для внимания — корона над входом в павильон и драконы, подпирающие крышу крыльца.
Вот один из них:
vk.com/public120398646?z=album-120398646_236958066
войдите с помощью: