Особняк Добберта
Некоторое время назад на просторах интернета появилась информация о бесплатных экскурсиях по особняку Добберта. Конечно же, не могла остаться в стороне: деревянный (!!) дом на Большой Пушкарской давно привлекал мое внимание.
Немного истории: Во второй четверти XIX в. здесь находился участок действительного тайного советника К. К. Греффа с особняком в классическом стиле — одноэтажным на высоком подвале деревянным домом с мезонином, фасад которого был украшен угловыми пилястрами и прямыми сандриками над окнами. Усадьба занимала тогда почти весь квартал. Дом выходил торцом на Б. Пушкарскую улицу.
В 1854 году архитектор Р. Б. Бернгард пристроил со стороны сада деревянное крыльцо. К тому времени владение перешло надворному советнику И. Б. Штейнману, который вскоре оформил владение на свою жену — М. Ф. Штейнман. В 1870-х гг. она продала часть земли, оставив за собой участок на углу Большой Пушкарской и Гулярной (Лизы Чайкиной) улиц с домом и садом.
В 1877 г. арх. П. В. Алиш составил проект двухэтажного деревянного дома с башней (не осуществлен).
В конце XIX — начале XX вв. домом и участком владела жена доктора медицины Ю. К. Добберт. Для нее рижский архитектор А. Я. Рейнберг перестроил здание в романтическом стиле с иcпользование элементов неоготики: выстроил граненый эркер и башню с шатровым завершением. Увеличена высота крыши, мезонин и крыльцо разобраны. Архитектор ввел в обшивку стен элементы декоративного каркаса и детали пропильной резьбы.
Перед революцией участок принадлежал торговому дому «Отто Кирхнер». Частный дом в 1910-х гг. вошел в состав бумажной фабрики Отто Кирхнера (после национализации — НПО «Светоч»).
В советское время в особняке разместился детский сад фабрики «Светоч» В постсоветское время — администрация ОАО «Светоч».
В августе прошлого года была завершена масштабная реконструкция, удалось сохранить до 80% подлинности объекта. Отреставрированное здание город передал в состав учебного комплекса Академии танца Бориса Эйфмана. Сейчас в особняке проходит выставка, посвященная 70-летию Б. Я. Эйфмана. Регистрация на экскурсии осуществляется на сайте:
docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScTM8mcAIce0tEhLVSrrNaGh8mwQbbQwOUHQX3nmeeoZOisWA/viewform?c=0&w=1
Однако сейчас запись временно прекращена: на все выделенные для посещения выставки даты свободных мест не осталось. Администрация Академии танца решает вопрос о дальнейшем режиме работы выставки. Но я успела записаться и 25 октября в 10 утра вступила на ступени деревянной лестницы.

Сохранился интересный подъемный механизм:
Сначала в комнате с театральными костюмами сотрудник фонда фотографий и балетовед Сергей Викторович Лалетин поведал краткую историю особняка.

Затем начался рассказ о выставке,

а я сосредоточилась на фотографировании. Приятно, когда говорят, что фотографировать можно и даже нужно, и не препятствуют свободному перемещению по особняку, разрешают включать/выключать свет, открывать/закрывать двери… Душа радуется)) Благодарю за такое гостеприимство!
Единственный большой минус: ни одного камина не восстановлено(( Только предкаминные плиты на полу указывают их бывшее расположение.
Самый большой зал интересен круглым зеркалом на полу.

На светлых стенах транслируются сцены из балетных спектаклей.
Но больше всего меня привлекла третья комната.
На дверях сохранился герб.

Позволю себе небольшое замечание: для полноты картины было бы неплохо покрасить батареи в коричневый цвет ;-)
Есть еще один небольшой зал, но там только предкаминная плита и видеонарезка — не стала фотографировать.
Особнячок небольшой. Тем не менее очень примечательный. Хотя бы тем, что деревянный))
Второй вариант попасть в особняк бесплатно — ловить очередную экскурсию с Л. Ю. Сапрыкиной в Открытом городе.
Карта:
войдите с помощью: