На берегу пустынных волн...
Выбирая тур на свободный выходной день на сайте «Серебряного кольца», сразу обратила внимание на экскурсию «На берегу пустынных волн…». Первое, что привлекает внимание – это посещение исторической верфи «Полтава». Для меня это стало ключевым моментом в выборе этого тура — люблю места/музеи промышленной направленности. Уже накануне экскурсии стала внимательно читать аннотацию тура. Оказалось, что это обновленная версия 2017 года, и ждет нас путешествие по петровскому Петербургу. Особое внимание в поездке будет уделено морской тематике – кораблестроению, морским баталиям и, соответственно, местам города, связанным с этими историческими фактами.
Это небольшое предисловие. А теперь отправляемся в путь – вспоминать, изучать и узнавать новые факты о первых десятилетиях в истории Петербурга.
Путешествие началось от стен Александро-Невской Лавры с путевой информации об истории этих мест в допетровское время и русско-шведском противостоянии в борьбе за обладание ижорскими землями на протяжении нескольких веков.
Первая остановка — Охтинский мыс. Место первоначального строительства башни концерна «Газпром» «Охта-центр». Горожане знают, что во времена шведского владения на Охтинском мысу находилась крепость Ниеншанц и город Ниен. После серии археологических раскопок первого десятилетия нашего века это место получило название «Петербургская Троя». Во время раскопок были выявлены археологические памятники и сооружения нескольких эпох. Наша Троя выглядит так – место стоянки древнего человека эпохи неолита (около 4070 года до н.э.) – мысовое городище новгородского времени – шведская крепость Ландскрона тринадцатого века – шведская крепость Ниеншанц семнадцатого века.
Сейчас участок выглядит неприглядно — огорожен забором, местность заросла кустарником. Вопрос о создании археологического музея на Охтинском мысу остается открытым.
Наш путь лежит на Канонерский остров через Гутуевский остров. Проезжая по улице Двинской, узнала для себя новую информацию – название улицы отсылает нас к прибалтийским землям, а не к северной реке Двина. Улица получила свое название в честь города Двинск (ныне Даугавпилс).
Мы – на Канонерском острове. Вспоминаем медаль с изречением «Небываемое бывает» и событие в нашей истории, в ознаменовании которого она была изготовлена. Морское сражение в устье Невы в ходе Северной войны и взятие на абордаж двух шведских кораблей солдатами Преображенского и Семеновского полков под командованием Петра Первого и Александра Меншикова.
С места нашей остановки, слушая рассказ о Петербурге начала XVIII века, можно рассматривать современные городские объекты – магистраль Западного скоростного диаметра и станцию аэрации на острове Белый.
А мы двигаемся дальше. Следующая остановка – парк Екатерингоф. Екатерингоф – загородная усадьба, подаренная Петром I своей супруге Екатерине Алексеевне. В 1711 году был построен деревянный дворец, на протяжении своего существования он менял свое назначение от дворца и музея с личными вещами Петра I до молодежного рабочего клуба, в 1924 году дворец сгорел. Сейчас о дворце напоминает бетонная площадка – консервация фундамента дворца.
Со стороны реки к дворцу был прорыт канал, сохранившийся и сейчас.
Вид на канал от реки.
С одной и с другой стороны канала еще в петровское время были вырыты два круглых бассейна, они сохранились до нашего времени.
Сделали небольшую остановку у Молвинской колонны. Это «тренировочная» модель Александровской колонны архитектора О.Монферрана. Колонна установлена у входа в Екатерингофский парк близ Молвинского моста. Фабрикант Молво имел в этой местности сахарный завод.
С южных окраин города возвращаемся на Петербургскую сторону. Наша цель – остров Новая Голландия.
Остров Новая Голландия в петровское время принадлежал к ведомству Адмиралтейств-коллегии, использовался для хранения корабельного леса. Сейчас – это многофункциональный культурный центр. С приходом весны Новая Голландия «чистит перышки», чистота везде идеальная, посетителей пока не много.
Аптекарский огород еще в зимнем состоянии. Грядки укрыты лапником.
В центре острова – бывшая кузница. В новейшей истории острова здание именуется «Кузней». У нас было немного времени подкрепиться, заодно осмотрели, как приспособили внутренние пространства бывшей кузницы под кафе.
Переезжаем на Васильевский остров. На очередной остановке пытаемся охватить масштаб и замысел Коллежской площади Петра I. Знакомимся с чудом сохранившимся зданием Старого Гостиного двора (ул.Тифлисская д.1)
Каменное здание Гостиного двора возвели близ торгового порта. Аркады громадного здания тянулись от Стрелки Васильевского острова до Биржевой линии. В сохранившемся здании аркады застеклены.
Частичная расчистка фасада позволила выявить первоначальную отделку здания.
На Выборгской стороне делаем остановку у Сампсониевского собора. В 1710 году на месте будущего собора была возведена деревянная Сампсониевская церковь в честь победы в Полтавской битве.
Делаем последний рывок – направляемся в район Лахта. Вскоре после основания города Петр I построил близ деревни Лахта усадьбу «Дубки», а в ней – церковь, освященную во имя апостола Петра.
По преданию, именно здесь, у лахтинского берега, в ноябре 1724 года Петр I спасал рыбаков по одной версии или матросов по другой, терпящих бедствие во время бури.
Начало нашего путешествия сопровождалось непогодой – сильный ветер, дождь, переходящий в мокрый снег. Наши остановки были непродолжительными, освободившееся время решили посвятить прогулке вдоль Финского залива в поселке Лахта. Погода нас радовала, солнечные блики отражались в воде.
Чем не летний пейзаж у воды?
Правда, стоило обогнуть очередной выступ берега – и вновь уходящая зима напомнила о себе.
Веточки распустившей вербы в таком виде мне нравятся намного больше, чем на асфальте у станций метро.
Дачные виды поселка Лахта в последнее время претерпели изменения.
С любой точки Лахты видна будущая штаб-квартира концерна «Газпром» — «Лахта-центр».
А мы благополучно прибыли в последнюю точку нашего путешествия – на историческую верфь «Полтава».
Экскурсия начинается в домике корабельного мастера. Осмотрели макет возводимого 54-пушечного корабля «Полтава».
Узнали, из каких материалов и с помощью каких инструментов шьют паруса.
Увидели в разрезе бревно двухсотлетнего дуба (почти, чуть больше 190 лет). Из таких дубовых бревен строят «Полтаву» в наше время, дубы свозили со всех районов России. Во времена Петра дубы, в основном, были из Казани.
Воссоздание корабля ведется внутри специально возведенного ангара, его высота – 30м.
По своей сути – это современная верфь.
Строительство парусника идет полным ходом, сквозь деревянную оплетку каркасов-лесов можно разглядеть контуры корабля.
Мачты корабля. Виды с нижней и верхней точки осмотра. Почувствуйте разницу в размерах.
Декор носовой части парусника будет представлять фигуру льва. Сейчас существует только пластилиновая модель.
На улице установлена сборочная вайма для склейки деталей обшивки корабля.
Спустились на берег залива. После готовности корпуса корабля ангар со стороны залива будет разобран. «Полтава» будет спущена на воду для дальнейшего оснащения парусника и создания музейной экспозиции.
На береговой линии установлена палуба с пушками. Виды открывают удивительные.
Рядом с ангаром представлен полноразмерный макет грот мачты (самой высокой мачты корабля).
В завершении путешествия по верфи – цех по производству мачт.
Заготовка мачты корабля. Правда, не совсем точная, настоящая мачта внутри не полая. Внутрь устанавливается усилитель еще во время сборки конструкции.
После завершения всех работ по воссозданию парусника петровской эпохи Петербург и Балтийский флот должны стать обладателями вот такого 54-пушечного линейного корабля 4-ого ранга «Полтава».
На этом наше морское путешествие закончилось. Что могу сказать в заключение своего повествования? Мне тур понравился. Хорошо продуманный маршрут, интересные «неизбитые» городские объекты, информативный рассказ гида (в туре 08 апреля нашим гидом был Илья Кудельский). И, конечно, «вишенкой на торте» стала верфь «Полтава», которую однозначно стоит посмотреть. Замечу отдельно, что программа тура составлена так, что будет интересна как взрослым, так и детям.
войдите с помощью: