Рим подземный: улицы, виллы, храмы
Несколько наших «больших прогулок» http://club.silver-ring.ru/posts/371-format-puteshestvija-bolshie-progulki.html пройдет под землей и откроет археологические пласты Рима. Мы разделим пространство первых христиан, поклонников культа Митры и римских патрициев. Архаический андеграунд — бывшие улицы и здания Рима, храмы, колодцы, акведуки, канализации, катакомбы, и тюрьмы. Человек издавна осваивал подземные пространства. Пещера и лабиринт — одни из ключевых архетипов культуры. Подземные просторы одновременно манили и пугали людей. Однако подземелье давало огромные дополнительные пространства, строительные материалы, возможности пребывать в сокрытости или сокровенности (как первые христиане). Этих причин было достаточно, чтобы развивать подземное строительство с незапамятных времен. Андеграунд был всегда неотъемлемой частью любой строительной культуры.
Рим считается колыбелью Западной культуры, и в течение многих столетий Рим был квинтессецией Римской империи. На протяжении тысячелетий Рим все более и более приобщался тайне подземного строительного наследия. В какой бы части современного Рима Вы не оказались, Вы можете почти быть уверены, что под вами еще несколько этажей подземных созданий рук человеческих.
Конструкции подземного Рима имеют различную структуру и судьбу. Со временем к ним добавились карьеры, которые возникали при извлечении туфа и иных материалов, используемых для строительства дворцов, общественных зданий и храмов. За многие столетия разрушительных землетрясений и наводнений Тибра уровень земли Рима поднялся на многие метры, похоронив под собой роскошные виллы и храмы, преобразовав их в скрытое подземное наследие.
1) Базилика Святого Клемента
Археологический комплекс Сант Клементе легко достичь пешком от Колизея. Первая базилика Сант Клементеа была построена во второй половине IV в. в пределах римского храма III в… Этот храм был построен в пределах предыдущего строительного комплекса, окруженного мощными стенами, сделанными из блоков известкового туфа с травертином из мрамора. Мы можем пройти по улицам древнего Рима. Узкий (только 80 сантиметров) переулок отделяет нас от инсулы, в которой в III в. был построен храм Митры.Мы спускаемся вниз под землю, погружаясь в истории строительства и религий. Существует по крайней мере четыре уровня Сан Клементе.
Более низкая базилика намного шире чем верхняя. Она была обнаружена в 1865. Как и верхняя базилика она имеет неф и два прохода, отделенные колоннами с единственной полукруглой апсидой. Естественно, фасад, которому предшествует атриум в противоположном конце. Левый проход более низкой церкви соответствует верхнему; но центральный неф более низкой церкви настолько широк, что он соответствует и нефу, и правому притвору верхней церкви. Более низкий правый притвор простирается вне пределов верхней церкви, и находится ниже часовен иризницы со вторичными включенными комнатами. Пол верхней церкви соответствует точно уровню капитолиев нижней церкви.
Это иерархическое представление различных сооружений, эта система использования элементов предшествующего здания для средневекового строительства, повторено в нижней церкви по отношению к предыдущим римским сооружениям.
Определенно это «архитектурное иерархическое представление» позволяет Сант Клементе лучше чем любому другому зданию показывать, как различные культурные слои Рима включались друг в друга, сохраняя собственную идентичность, создавать впечатление непрерывности. Самые древние остатки запутанной археологической структуры Сант Клементе — это римское здание ниже главной части нижней церкви. Они окружены большой стеной из блоков известкового туфа. Вероятно среди зданий находятся остатки Имперского Монетного двора (Moneta), рядом хранилище, которое использовалось для оборудования и реквизита действий на арене Колизея.
Конструкция из кирпича, в которую был помещен храм Мирты (Mithraeum) отлично сохранилось. В ценnрте стоит культовая стела с изображением Митры, сына Аполлона, убивающего быка. Змея, собака и скорпион наблюдают за божественным героем. Согласно космогоническому мифу, убитый белый бык превратился в луну, а плащ Митры в звездное небо.
Церковь была ужасно повреждена в течение нормандской оккупации Рима в 1084. На руинах в 1099-1118 строится новая церковь. Это — верхняя церковь, которая дошла без значительных изменений до сегодняшнего дня. На одной стене во внутреннем дворе есть мемориальная доска, подписанная Римским папой Клементом XI, который хвалит Базилику Сант Клементе, объявления, «Эта древняя церковь противостояла разрушительным действиям столетий.» Верхнюю церковь Сан Клементеа давали ирландским Доминиканцам, которые были высланы из Великобритании, в 1677. Верхняя церковь была восстановлена в 18-ом столетии".
Сохранились исключительные изображения: В нижней церкви находятся исключительные по художественной ценности фрески, однако не всюду хорошо сохранившиеся. Есть шедевры чистого Византийского стиля как Мадонна с ребенком VIIIв. и фрески IX в. с изображением Страшного суда и Похорон Христа.Базилика восстанавливалась в VI, VIII и IX вв., фрески добавлялись в каждый реставрационный период.
В верхней церкви можно видеть фрески Мозаччо и уникальное мозаичное панно XIIв. В апсиде — Животворящий Крест, совмещающий символы христианского креста и языческого древа мира. В центре апсиды — трон, позади которого находится могила мученика Алексия. Спустимся на пролет вниз. Здесь находятся украшенные фресками захоронения св. Кирилла, одного из Салунских братьев.
2) Базилика St. Martino ai Monti
— один из самых красивых и удивительных примеров того, что может быть найдено под одной из самых известных церквей в Риме, — «Titolo Equizio» — под базиликой St. Martino ai Monti на Colle Oppio. Церковь находится на холме Эсквилин. В этой области находились храмы посвященные Серапису и Исиде, здесь находится подземное озеро Орфея. Входя в церковь вы видите красивое художественное оформление середины 17-ого столетия.
Лестница за нефом ведет вниз к склепу под алтарем. От склепа Вы проходите через дверь слева и вступаете в «Titolo Equizio». Это — прямоугольное место в кладке, разделенной на неф и два прохода шестью колонками. Это римская постройка, сделанная около III столетия. Вероятно позже ее использовали в как складское помещение возле крытого рынка. В конце III -начале IV столетиия помещение стало использоваться для христианского вероисповедания. Римский папа Сильвестр основал «Titolo Equizio» и изменил комнату, чтобы она отвечала потребностям христианских обрядов.
Христианская община использовала это помещение для основания христианского храма, т.к. оно находилось в центре области, где пришедшие с востока языческие культы Мирты, Изиды и Сераписа еще процветали и составляли альтеративу молодой христианской вере. Скоро это здание стало важным центром христианской церкви.Мы знаем, что Синоды 499 и 595 были проведены здесь.
В 6-ом столетии помещение было расширено и включило интересный и странный амфитеатр(«cavea») III столетия (обнаруженный случайно во время реставрации 1930), хотя его использование все еще тайна. Дальнейшая работа была сделана при Серджиусе II (IX в), который заказал строительство верхней базилики и полное восстановления предыдущего помещения. В 1637 Антонайо Филиппини велел преобразовать одну из комнат помещения в часовню Святого Сильвестра.
Следуя через комнаты, можно вообразить древние христианские обряды и людей которые, в период указа Константина, (IIIв) могли открыто выражать свою веру, не рискуя заключением в тюрьму и мученической смертью.Фрагменты живописи IX столетия все еще видны в на стенах: сцены со святыми, Мадонной и Христом, в типичных позах и ярких одеждах Византийского стиля. Некоторые части настила, обнаруживают фрагменты мозаик, которые, вместе с декоративными мотивами фресок возвращают нас к III столетию, когда здание все еще использовалось в коммерческих целях.
3) Инсула Ara Coeli
обнаруженных на склонах холмов, при раскопках была обнаружена «insula» — большое жилое здание, опирающееся на скалу холма. Первый этаж был составлен из магазинов, образующих внутренний двор, окруженный галереей пилястров. Выше располагались квартиры. Эти квартиры были составлены из большого количества комнат, которые были освещены прямоугольными окнами. Эти комнаты стали более узкими, поскольку уровень пола увеличился. Это здание, IIв. столетия нашей эры — пример интенсивного городского строительства, типичного для Рима Имперской эры. Было вычислено, что это здание могли населять приблизительно 380 человек, живших очень скученно, это была буквально ночлежка для бедных людей.
Храм Митры под Circus Maximus
реструктурированый в 1931, был найден на глубине 14 метров под зданием 2-ого столетия нашей эры. Храм Митры (Mithraeum) Цирка Максимас — в зоне Форума — равнина, ограниченная Капитолийским холмом, Палантином, холмом Авентин и Тибром. Эта область известна как самый древний участок строительства, разрабатываемый даже до легендарного основания Рима (753 до н.э). Форум сделал вклад в рождение городского ядра, которое стало Римом. Важность этой области легко объясняется ее привилегированным топографическим положением.
Современные остатки Mithraeum принадлежат IIIв. нашей эры — состоят из пяти прямоугольных комнат на первом этаже здания 2-ого столетия. Маленькое прибежище составлено из вестибюля, направо от которого служебная комната. Правая сторона занята прилавком для приношений прихожан. В стенах есть ниши, некоторые из которых украшены. Пол настелен из листов мрамора.Сохранилось изображение Митры, окруженного двумя факелами, Солнцем, Луной и Вороном. Ниже и налево снова появляется Митра, на сей раз он несет на плечах мертвого быка.
Базилика Св. Иоанна и Павла (Santi Giovanni e Paolo)
расположена в квартале, частично покрывающем ряд зданий имперского Рима. Посвящена двум римским солдатам мученикам Иоанну и Павлу, которые были казнены в 362 году на сегодняшнем месте церкви во время преследований христиан при императоре Юлиане ОтступникеЗдания, которые были обнаружены в конце прошлого столетия, найдены на юго-западной стороне базилики. Спускаемся вниз и идем по улицам древнего Рима.Можно войти в комнаты первого этажа. Первоначально ком)наты пять, семь, и девять были тавернами. От комнат четыре, шесть, и восемь, можно войти и в таверны и во двор. В комнате четыре, можно рассмотреть замечательное художественное оформление — на белом фоне: Феб, окруженный павлинами и птицами, несет гирлянду. В комнатах восемь и девять, находим более поздние декоры (первая половина IV в.н.э.). Это — крашенная имитация богатых цветных мраморных инкрустаций.За исключением центральной части, художественное оформление хорошо сохранилось. Здесь ранние христианские фрески с изображением одигитрий.
Другой пример раннее христианского искусства может быть найдено внизу лестницы внутреннего двора. Это — украшенная ниша с фресками второй половины IV в.н.э., которые изображают историю христианских мучеников. Фрески покрывали три стороны ниши. Самые неотразимые сцены найдены справа: три идущих фигуры, два мужчины и женщина, сопровождаются двумя солдатами. Ниже, в другой фреске представлена их казнь. Под лестницей, ниже ниши, в туфе выдолблены три полых ниши, которые, как полагают, были могилами. Легко соединить эти изображения с историей о страстях Святых Иоанна и Павла. Они были братьями, отказавшимся принести жертву на алтарь императора.
Строительство базилики, возможно, было начато приблизительно 410 г. н.э. Неф (44.30 м. длиной, и 14.68 м. шириной) и проходы (7.40 м. шириной) были разделен на тринадцать арок, поддерживаемых двенадцатью столбами. Основания ряда колон опираются на здания предыдущего культурного слоя. Полукруглая апсида с четырьмя широкими окнами была добавлена к нефу. Маленький музей содержит экспонаты, которые были обнаружены в течение раскопок.
войдите с помощью: