Русская Финляндия: под властью Орла и Льва
Приходится признаться: все, что находится за пределами известных пригородных достопримечательностей, таких, как парки Пушкина, Ломоносова и Петергофа, для меня до сих пор остается неизведанной территорией. Впрочем, не только для меня – места, которые позволяет увидеть тур «Русская Финляндия: под властью Орла и Льва», редко упоминаются в путеводителях, да и опытные путешественники о них умалчивают. Может быть, именно поэтому этот маршрут в каждом пункте остановки радует не только красотой, но и свежестью впечатлений.
Линтула, Свято-Троицкий храм:
Музей-заповедник Ялкала:
Первым делом мы отправились на этнографическую экспозицию музея-заповедника Ялкала. Это — внешняя стена музея, которую школьная экскурсия, приехавшая чуть позже нас, моментально облюбовала для эффектных селфи.
Совершенно подкупает интерьер музея: почти все, что в нем представлено, размещено на очень привлекательном и ярком фоне:
Это не фотообои и не витрина, это огромное панорамное окно с видом на густой лес. Благодаря такому фону вся экспозиция выглядит так, словно ее ненадолго позаимствовали прямиком из финского эпоса, «Калевалы», тем более, что персонажи «Калевалы» с любопытством подглядывают за гостями в окно: позади музея создан парк деревянных скульптур.
Неподалеку расположилась старинная усадьба, жилой дом семьи Парвиайненов, где когда-то целую неделю 1917-го года прожил Владимир Ильич Ленин, замаскированный под писателя Иванова (с фальшивыми документами, само собой). Его в доме Парвиайненовукрывала старшая дочь владельца дома — и не просто так, а по партийному заданию, которое получил ее муж.
Жилой дом семьи Парвиайненов: интерьер и внешний вид:
Не случайно в этом коллаже фото с одним из гостей дома: он здесь для масштаба. Нам рассказали, что владелец дома и его семья были довольно небольшого роста, поэтому высота потолков их не смущала, да и сам дом изначально строился как летняя дача под летнюю сдачу утомленным от городского шума петербуржцам. Надо сказать, со времен Парвиайнена в технических характеристиках жилья под сдачу ничего особенного не изменилось. Трудно представить, как семья Парвиайнен решилась на то, чтобы поселить у себя еще и Ленина, места в доме было не так уж и много, а «писателю» даже выделили отдельное помещение. Правда, хозяин дома был не так уж сильно введен в заблуждение маскировкой Ленина. На фотографии ниже можно сравнить — по центру бюст нашего героя, а слева, чуть выше лба — его же фотокарточка в гриме.
Тут как по известному анекдоту: бороду-то я сбрею, а умище куда девать? Фирменный ленинский прищур остался с ним, конечно.
Следующая остановка — кирха в Терийоки (он же Зеленогорск):
На фотографии кирха выглядит почти игрушечной, хотя внутри она очень вместительная. Нам повезло: во время нашего визита играл орган, сквозь окна лился солнечный свет, и обстановка была самой подходящей для визита в храм. Неподалеку от храма — современный памятник жертвам советско-финской войны.
Природная часть экскурсии: устье Черной речки и бывшая усадьба А. А. Рейнбота
Увы, от усадьбы сохранились только воспоминания и фотографии, а вот речка, природный памятник торговому пути в Скандинавию, до сих пор прекрасно выглядит. Так она заканчивается.
А так — начинается:
исток Черной речки
По фотографии сразу видно, что речка, действительно, выглядит черной: во всем виноваты местные торфяники. Впрочем, по другой версии, здесь, неподалеку от Черной речки, смолили корабли — а другие версии стоит услышать от Ильи Кудельского, потому что они еще интереснее.
Еще один природный памятник, на этот раз совсем уж древней старине — временам, когда Карельский перешеек был покрыт трехкилометровой шапкой льда. Вместе с таянием льдов нам достались карстовые озера.
Одно из них, озеро Блюдечко
Сам по себе тур по Карельскому перешейку «Русская Финляндия: под властью Орла и Льва»не направлен на быструю смену впечатлений. Он предназначен для долгой прогулки по необычным местам, где до сих пор сохранилась история переплетения двух культур, русской и финской. Это скорее «домашний» тур, призванный в первую очередь познакомить жителей Петербурга с историей ближайшего соседства. С другой стороны, увидеть своими глазами наследие русского орла и финского льва будет интересно и тем гостям Петербурга, которые уже успели побывать в известных пригородных парках и ищут новых впечатлений.
Пожалуй, самое яркое и печальное свидетельство соединения двух культур: сохранившееся основание колокольни прихода Уусикиркко, окруженное русским кладбищем.
Но жизнь все-таки продолжается:
войдите с помощью: