Форты Кронштадта. Форт Тотлебен
В этом сезоне в однодневных поездках предпочтение отдаю путешествиям по фортам Кронштадта. В начале июля была поездка на форт Обручев, конец месяца ознаменовался экскурсией на форт Тотлебен. Оба форта строились в начале XX века в ходе модернизации Кронштадской крепости по одному проекту. После замечательного путешествия на форт Обручев очень хотелось взглянуть на его брата и сравнить оба форта.
Строительство фортов началось в 1896 году. Точнее, в 1896 году шла заготовка материалов и велась разработка проектов фортов. Проектировал форт капитан Инженерного управления А.А.Шишкин, он же являлся главным производителем работ. В феврале 1897 года под воду ушел первый ряж форта «А» (первоначальное название форта). Одновременно с формирование ряжевого обвода по периметру форта велась работа по забивке свай, отсыпка грунта в тело форта началась уже в начале XX века. К 1901 году был сформирован длинный (700м) и узкий остров, к 1909 году постройка форта была закончена, начались работы по установке орудий. В 1910 году с учетом осмысления опыта военных действий в обороне Порт-Артура началась модернизация форта.
В девять утра встречаемся у станции метро «Черная речка» и оправляемся в Кронштадт. На Ленинградской пристани нас уже ожидает знакомый водолазный бот.
Устраиваемся на борту бота.
Отшвартовываемся и посылаем прощальную волну в сторону кронштадтской пристани.
Повторяться про водолазный бот не буду, можно посмотреть и прочитать предыдущие посты. Нас ждет водная прогулка протяженностью один час 15 минут. Чем можно заняться в это время? Во-первых, обязательно надышать полной грудью морским воздухом. А дальше по интересам… Фотографировать, релаксировать, обозревать окрестности.
Можно разобраться в многочисленных оттенках голубого цвета, любуясь морскими далями и небесным сводом над ними.
Рассматривать объекты по ходу следования бота.
Пытаться поймать свое отражение через объектив фотоаппарата на водной поверхности.
А наше морское судно тем временем приближается к Морским северным воротам.
Путь от Ленинградской пристани до форта «по прямой» был бы значительно короче, но суда могут ходить по Финскому заливу строго по фарватеру.
Проходим через морские ворота.
А через некоторое время на горизонте появляются очертания форта.
И с каждой минуты размеры острова растут, очертания становятся четче.
И вот уже видны детали – бетонные бастионы, растительность, мачты пришвартованной яхты.
Заходим в гавань форта.
У главного портика форта Тотлебен пришвартована яхта, идем к дальней пристани. А проходя мимо яхты, любуемся белоснежной красавицей.
Наш гид Илья Шереметьев на правах матроса помогает капитану пришвартоваться. Виртуозная работа, не удержалась – запечатлела все этапы швартовки. Показываю Вам.
Работа сделана – бот удачно пришвартовался.
Группа «выгружается» на берег.
Экскурсия по территории форта Тотлебен была построена аналогично экскурсии по форту Обручев. Илья в течение часа водил нас по наземной части форта с рассказом и пояснениями, а потом мы самостоятельно, сбиваясь в группки, гуляли, как хотели – можно было исследовать казематы, погулять, покупаться, устроить пикник.
Форты Тотлебен и Обручев строились по одному проекту. Многое в их устройстве схоже. Главный портик форта Тотлебен внешне абсолютно повторяет портик форта Обручев. Но если на Обручеве за главным портиком скрывался сводчатый зал, в котором была гарнизонная церковь, то на Тотлебене церковь была деревянная. Стояла она недалеко от главного портика форта, к сожалению, церковь не сохранилась.
Офицерские жилые корпуса на обоих фортах располагались в отдельно стоящих кирпичных зданиях.
Кабинка туалета на форте Тотлебен один в один повторяет конструкцию туалета на форте Обручев.
Стоит отметить отличительную черту форта Тотлебен. Кроме дореволюционной туалетной модели здесь присутствует замечательная современная кабинка в ухоженном состоянии.
Со стороны моря берег островных фортов укреплен линией защитных бетонных волнорезов, которые предохраняют берег от размывов. Оказалось, что у фортов Обручев и Тотлебен есть еще одна линия волноломов, выходящая на некоторое расстояние в море. Эта линия первой встает на пути волны и уменьшает ее силу. Вокруг форта Обручев первая линия волноломов находится под водой, у Тотлебена она просматривается на всем протяжении берега форта со стороны моря.
Программа нашей наземной прогулки с Ильей включала в себя посещение двух труднодоступных мест (конечно, это было исключительно по желанию каждого из группы). Во-первых, мы осмотрели орудийные дворики на оконечности форта, которые запечатлены на фотоснимках времен Великой Отечественной войны.
Форт Тотлебен во время войны 1941-1945 годов поддерживал огнем 23-ю армию, оборонявшую Сестрорецк. В июне 1944 года гарнизон форта участвовал в артподготовке накануне наступления советских войск. В тридцатые годы XX века на форту были построены пулеметные ДОТы. Вот один из этих ДОТов мы и осмотрели. Чтобы попасть внутрь ДОТа пришлось вспомнить о ловкости наших прародителей (если следовать теории Дарвина). Сначала мастер-класс показал наш гид.
А это сам ДОТ. Амбразура, подставка для пулемета системы «Максим», ящик охлаждения (на стене). Можно также заметить выдолбленную стену – при «движении» пулемета стена в этом месте являлась препятствием, ее немного «подправили».
На территории форта установлен памятник погибшим на форте Тотлебен.
Форт Тотлебен выглядит более ухоженным по сравнению с фортом Обручев. И это не удивительно – в течение 20 лет за фортом присматривал реставратор и художник из Санкт-Петербурга Владимир Ткаченко. Он называл себя внештатным комендантом форта. В.Ткаченко вычистил, обустроил форт, создал импровизированный музей истории. В 2008 году вандалы устроили на форте погром, музей был разграблен. Многие экспонаты были утеряны безвозвратно. Мне показалось, что в той части форта, где жил Ткаченко, сохранилось больше металлических конструкций.
Кое-какая обстановка в помещениях, где жил В.Ткаченко, сохранилась. Помещения закрыты на замок, снимок сделан через разбитое окно.
Форт Тотлебен оказался более «обитаем», чем форт Обручев. В гавани форта стояли две яхты, катер. Отдыхают семьи с детьми, рыбаки, юные художники работают над морскими пейзажами, устанавливают и палатки.
Наша многочисленная группа также нарушила уединенность форта.
На фортах надо быть осторожными – на поверхности много открытых вентиляционных шахт. На форте Тотлебен значительная часть открытых люков защищена маркировочной лентой.
В разделе «Фотоальбомы» на сайте «Школы путешественника» создана целая галерея альбомов с фотографиями с поездок по форту Тотлебен. Можно ознакомиться.
Несколько лет назад на телевизионных экранах демонстрировали фильм о том, что происходит с обустроенными и обжитыми территориями, когда их покидают люди. Поэтапно показывали, как природа принимает в свое лоно объекты цивилизации. Гуляя по территории форта, я ловила себя на мысли, что нахожусь на съемочной площадке похожего фильма. Люди с форта ушли, а природа завоевывает эти территории и начинает здесь властвовать.
В орудийных двориках разместились импровизированные клумбы.
Цветы растут и на камнях, точнее на бетоне.
Просто растительные виртуозы.
По казематам скоро можно будет водить экскурсии с «пещерной» тематикой и изучать сталактиты и сталагмиты.
Сколько труда Вам надо вложить на дачных участках, чтобы достигнуть такого же эффекта?
Орудийная башня постепенно превращается в огромную и глубокую зеленую клумбу.
В жилом офицерском корпусе образовался небольшой сквер с молодыми посадками. И только отдельные сохранившиеся элементы жизнедеятельности человека нарушают зеленое пространство и напоминают, что здесь когда-то были люди.
На фронтальной стенке форта буйство полевых цветов.
«Боевая улица» больше напоминает лесную тропинку. Тем более, что и плантации лесной земляники властвую вокруг.
Время пробежало незаметно, больше двух часов провели мы на форте. Пора в обратный путь.
При отходе судна от причала форта, капитан бота решил продемонстрировать нам ручной способ отшвартовки.
Мы покидаем форт Тотлебен.
В Кронштадте у нас была часовая остановка. Желающие могли с гидом посетить Морской собор. А мы с Ирой прогулялись до Петровской пристани и оценили готовность города к морскому параду.
В преддверии дня ВМФ у нас получилась замечательная поездка с морской тематикой. Даже однодневная поездка дает почувствовать себя в небольшом отпуске. Путешествуйте и отдыхайте.
войдите с помощью: