Волховстрой и Графтио, главный инженер ГЭС
Недавно «Серебряное кольцо» открыло новый маршрут — на Волховскую ГЭС, одну из первых крупных строек Советского Союза. На экскурсии побывала, о чем и рассказываю.
1. До Волхова доехали быстро, город недалеко от Санкт-Петербурга.
Начинаем знакомиться с ГЭС с дома Генриха Осиповича Графтио, главного инженера стройки. Сейчас в этом доме краеведческий музей города.
2. Генрих Осипович был не только великолепным инженером-энергетиком. Он разбирался и в строительстве домов и здание это построено под его руководством.
7. В двадцатые годы строили мало и тем интереснее здание музея. Шикарная лестница, мощные балки. Стены и потолок отделаны фанерой (дом не реставрировался, отделка и сейчас во многих комнатах изначальная).
4. ГЭС на Волхове должна была дать недорогую энергию Петроградским заводам, вдохнуть жизнь в начинающуюся электрификацию промышленности молодой страны.
5. Промышленность и сама шла к ГЭС — вскоре после ее постройки тут начал работать первый в Советском Союзе алюминиевый завод.
6. Музей рассказывает о городе, индустриализации и электрификации, а я любуюсь лестницей. Настоящее украшение дома.
8. Фрагмент кабинета Генриха Осиповича Графтио.
9. Этот дом много говорит об оригинальном мышлении архитектора. Спроектирован классно! Сколько скатов у крыш? Десяток?
10. Сравнительно небольшое по площади здание меняет высоту на каждом квадратном метре. Сам музей небогат и просит ремонта. Но очень теплая атмосфера создает уют, а экскурсоводы несут любовь к родному городу и его бурному прошлому.
11. C историей познакомились, двигаемся в сторону героя сегодняшнего дня — Волховской ГЭС.
Первенец советской индустриализации работает уже более 90 лет.
13. Переезжаем через Волхов, вот мы уже на лесенке, ведущей в машинный зал.
Фотографировать внутри запрещено, поэтому, чтобы увидеть ГЭС изнутри необходимо приехать на экскурсию лично.: ))
14. В цехах первого в стране алюминиевого завода сейчас размещено производство удобрений.Цитата с сайта: "«Метахим» – единственный в России производитель триполифосфата натрия. Выпускается продукция разных спецификаций в зависимости от требований потребителей. Предприятие — крупный экспортер триполифосфата натрия, сульфата калия в страны Западной Европы, Азии, Южной Америки, Африки."
Дымы впечатляют, рождают тревогу. Странной выглядит короткая труба — дым от нее стелется прямо над городом.
15. В городе, рожденном индустриализацией, и памятники соответствующие. Одна из первых турбин ГЭС.
17. Плотина, здание ГЭС, система шлюзов. Сооружение построено на бурном пороге и использует естественный перепад высот. Графтио в царское время спроектировал целый ряд электростанций в окрестностях Петербурга. Сложные революционные годы замедлили развитие страны и завершить первую гидроэлектростанцию удалось только в 1926 году.
Очень сложным было строительство второй электростанции, Свирской ГЭС. Мощная плотина для нее была построена на мягких грунтах, что было впервые в мировой практике и потребовало целого ряда новых инженерных решений.
18. Откуда я это знаю? Гид наш рассказал! Илья Шереметьев подготовил авторскую экскурсию, связанную с именем Графтио. Человек глубоко в теме и про историю электричества, освещения; про инженерные открытия и казусы рассказывал очень интересно. Рекомендую.
После Волхова, одного из памятников индустриализации первых советских пятилеток, мы двигаемся в сторону Нового Ладожского канала.
19. Ладожские каналы — еще одно любопытное инженерное сооружение, увиденное в этот день.
Водные артерии играли большую роль в жизни Петербурга. Канал, идущий вдоль бурного и ненадежного Ладожского озера, начали строить еще при Петре. Через несколько десятков лет он обмелел, засорился и стал несудоходен и с 1861 по 1866 годы был построен Новоладожский канал.
21. Староладожский канал — уникальное инженерное сооружение. Вода поднималась в канал насосами и текла с помощью системы шлюзов. Сейчас канал заброшен, хотя отреставрировать можно — сохранились облицованные берега, места, где поток воды регулировался шлюзами.
20. Какая же связь между Графтио и ладожскими каналами, построенными еще до его рождения? Генрих Осипович не только строил электростанции. Он занимался электрификацией железных дорог страны и был разработчиком реализованного проекта электрического трамвая в Петербурге. Вот и на Новоладожском канале он предлагал организовать движение речных электрических трамваев.
Памятники старины интересны безусловно. Но не только дворцы и усадьбы достойны нашего внимания. Важна и новейшая история — первые заводы, электростанции, гидротехнические сооружения. Это всегда полет мысли, решение сложных задач. И замечательно, что «Серебряное кольцо» разрабатывает и эти направления для экскурсий.
войдите с помощью: