Реликвии Гатчинского благочиния
Серебряное кольцо оказалось на волне новомодной тенденции открывать закрытые двери и в минувшее воскресенье организовало такой по-настоящему мощный эксклюзив, что я до сих пор мурчу от удовольствия))
Постоянно мониторю расписание туров в поисках новинок, поэтому сразу обратила внимание на экскурсию «Реликвии Гатчинского благочиния» с посещением фондов Гатчинской дворцовой церкви. Такого предложения ещё ни разу не видела! Тема может показаться очень специфичной, но для заядлого любителя проникнуть туда, куда не всем можно — это как раз то, что доктор прописал! Ведь нужно понимать, что:
1) в фондах хранятся невероятно интересные вещи, которые по тем или иным причинам не попадают в основную экспозицию,
2) фондохранилища — это рабочие помещения дворца, куда не пускают экскурсантов. А оголтелым краеведам крайне важно засунуть нос во все комнаты. Особенно в те, в которые не пускают))
Ну и, несмотря на то, что в описании жирным шрифтом подчеркивалось, что «придворный храм закрыт на реставрацию», я верила в силу своего (и не только) желания ;-)
Ещё одна причина, по которой данная поездка привлекла мое внимание — это гид Владимир Гоголев, являющийся выпускником ИНСТИТУТА ПЕТЕРБУРГА. Как выпускник и сотрудник данной организации, с трепетом слежу за успехами наших слушателей.
Что ж, пора в путь! Первая остановка (не считая обязательной бытовой) — это Гатчинский кафедральный собор святого апостола Павла, привлекающий взор своей желто-зеленой расцветкой.
Здесь хранятся Святые мощи преподобномученицы Марии Гатчинской.
Из истории мне особо запомнились три эпизода:
1. В 1938 году после ареста и расстрела гатчинских священнослужителей храм был закрыт, имущество конфисковано, а кипарисовый иконостас разобран. Жительница Гатчины Варвара Прозорова приобрела этот иконостас «на дрова» и сохранила до лучших времен. Сейчас он возвращен на своё прежнее место, а утраченные элементы воссозданы из липы и сосны.
2. В 1941 году начались работы по перестройке храма в кинотеатр. Но, как вы понимаете, начавшаяся война не дала этим планам воплотиться.
3. В 1941 г. после захвата города немцами по ходатайству верующих в соборе была возобновлена служба. Первоначально немецкие власти предложили открыть Покровскую церковь подворья Вохоновского монастыря, но староста Г.Ф. Аникин настоял на открытии Павловского собора как главного соборного храма Гатчины, т. к. собор сильно пострадал и нуждался в скорейшем восстановлении, а Покровская церковь уцелела во время боевых действий.
Следующая остановка — Гатчинский Покровский собор.
Здесь нас ждал рассказ о купце Кузьме Карпове, который отдал для подворья женского Пятогорского монастыря в Гатчине деревянный дом ипостроил на свои деньги каменный храм. Правда, денег не хватило, и достраивали, как говорится, всем миром.
Но лично я ждала встречи с Церковью Покрова Божией Матери, находящейся в Егерской слободе.
Дело в том, что на гатчинской конференции «Царские охоты и потехи»было много разговоров о егерях и о Егерской слободе в частности. И меня прям застыдили коллеги, узнав, что еще ни разу не любовалась старыми деревянными егерскими домиками. Поэтому слобода вошла в «лист ожидания», и по дороге к церкви фрагментарно была осмотрена (но это не отменяет будущую вдумчивую прогулку)).
Нельзя не отметить обративший на себя внимание факт: во всех трёх храмах, которые мы посетили в этот день, шли службы, и в церквях было огромное количество прихожан. Прям даже не войти.
И мы двинулись в Гатчинский дворец, где нас ждала невероятно гостеприимная и ангельски спокойная (для меня такой спокойствие — просто-таки недостижимая величина) Т. А. Кустова.
Пока шли в фондохранилище, зыркала по сторонам:
Раньше здесь были прицерковные помещения, а в коридорах в плохую погоду даже совершался крестный ход. Сейчас на втором этаже Кухонного каре представлены иконы, в том числе и современные. Как появлялись и меняли сюжеты, какие каноны и отступления от них существуют — об этом вела рассказ Татьяна Анатольевна.
А вот и кабинеты.
Видя наш неподдельный интерес, Татьяна Анатольевна сделала то, на что я втайне очень надеялась: она пригласила нас осмотреть закрытую (!!!) на реставрацию церковь! Вот это как раз самый цимес — побывать в храме во время реставрационных работ.
А мы, довольные донельзя, отправились к Поклонному кресту на месте Харлампиева монастыря
и в предоставленное свободное время прогулялись по территории дворцовой фермы.
В общем, по моим ощущениям, «Серебряное кольцо» в этот раз прыгнуло выше головы, ибо попасть с экскурсией на закрытый реставрируемый объект — это высший класс! Так держать!))
войдите с помощью: