Экскурсия «Немецкие кварталы Петербурга» с Ксенией Верхозиной заинтересовала меня сразу, как увидел в расписании. Язык, история и культура запали в душу ещё с детства, когда учился и закончил специализированную школу с углублённым изучением немецкого. Но в те времена не очень-то было принято говорить о роли немцев (да и вообще иностранцев) в нашей истории, многие имена и факты мы узнаём только сейчас.
Конечно, церковь Святых Петра и Павла на Невском проспекте почти напротив Казанского собора петербуржцам хорошо известна.
А вот её историю я услышал впервые. Весь квартал между нынешними Конюшенными улицами был подарен немецкой лютеранской общине в 1727 году, почти сразу была построена церковь. Нынешнее здание — второе, построено в 1833-38 годах по проекту Александра Брюллова. Как оно выглядело в то время, можно увидеть на макете.
В алтарной части находилась картина Карла Брюллова (брат архитектора), изображающая распятие (ныне в Русском музее). Фигуры апостолов Петра и Павла появились позже — при реконструкции в 1895-1897.

Но когда я впервые побывал в этом здании лет 40 назад, никакой церкви уже не было, а был плавательный бассейн. Как всё это выглядело, помню хорошо, но не снимал, конечно, на экскурсии вам покажут. А сейчас главный зал выглядит так.
Сравните с макетом — хорошо заметно, что ликвидировать последствия пребывания бассейна так и не удалось — пол приподнят на 4 м, чтобы закрыть чашу, по краям скамьи для прихожан — это бывшие трибуны. Картина «Распятие», как я говорил, в музее, вместо неё уменьшенная копия в соответствии с новой высотой пола. Связано это с тем, что демонтаж чаши создаст угрозу обрушения здания, так что он возможен только после тщательной проработки проекта и технологии работ. Но зато сейчас мы имеем интереснейший объект — «Катакомбы Петрикирхе», который со временем, может быть, исчезнет, так что — спешите видеть. Прямо у входа в подземелье обнаруживаем основание колонн (см. макет).
Стены, конструкции пола и чаши бассейна расписаны граффити кисти американского художник-неоэкспрессиониста Мэтта Лэмба и украшены инсталляциями с зонтиками — символы защищённости и надежды.



Под алтарной частью находятся росписи художника Адама Шмидта, который в советское время сам пережил депортацию и лагерь, под конец жизни создал здесь серию картин о нелёгкой судьбе российских немцев в годы репрессий. Не очень качественно получились снимки, так что обязательно нужно видеть своими глазами.


В катакомбах периодически размещаются временные выставки, сейчас здесь можно познакомиться с историей немецких общин в России.


Выходим на свет и оказываемся в расположившемся вокруг церкви «немецком» квартале. Не случайно именно здесь к 250-летию Иоганна Вольфганга Гёте был установлен памятник поэту.
А за церковью находится старейшая школа Петербурга — Петришуле. Ей почти столько же лет, сколько и немецкой общине, существует с 1709 года под покровительством общины. Тогда она располагалась на Миллионной улице, на нынешнем месте — с 1762.
В лучшие годы в школе было до 1600 учеников, принимались беспрепятственно и русские. Выпускниками были архитекторы К.Росси, К.Тон и Н.Бенуа, композитор М.Мусоргский и многие другие знаменитые люди. Кризис начался с 1914 года, когда из-за войны было запрещено преподавание на немецком языке, школу покинули многие учителя и ученики. Довершили дело революция, голод, холод и закон об отделении школы от церкви — пришлось менять учебные программы и учиться жить без серьёзной материальной поддержки. Ныне школе возвращено историческое название, она работает по программам с углублённым изучением немецкого языка и вновь считается одной из лучших в Петербурге.
Следующая часть маршрута — автобусная. Немецкий Петербург — это и скульптор Пётр Карлович Клодт, и архитекторы Юрий Матвеевич Фельтен и Константин Андреевич Тон, врачи Карл Карлович Майер и Карл Андреевич Раухфус — основатели доныне действующих больниц. Это и церковь св. Анны на Кирочной — пострадавший от пожара, но живой храм, полный мистики и своеобразной красоты (фото из личного архива с посещения выставки где-то трёхлетней давности).


Едем дальше по «самой немецкой» улице Петербурга — Миллионной, с которой начиналась история немецкой общины, и наконец добираемся до особняка на Английской набережной, 50 — здесь проживал посол Пруссии в России, будущий «железный канцлер» Отто фон Бисмарк.
А на работу он ходил в здание посольства на Исаакиевскую площадь. Но не в это, построенное позже, о котором вы на экскурсии узнаете много интересного, а в находившийся на том же месте небольшой двухэтажный особняк.
Питая особое пристрастие к политической истории, не ограничусь кратким изложением этих фактов, а предлагаю ознакомиться со статьёй
russian7.ru/post/7-russkix-sledov-otto-fon-bismarka/ о Бисмарке в России, не дожидаясь следующей экскурсии. И позволю себе полностью привести цитату, из которой в статью, к сожалению, попало только окончание.
«Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть.»
Дальше наш путь лежал на Васильевский остров, но тут уже хочется прерваться и оставить его для
отдельного рассказа.
Очень рада, что Вам понравилась экскурсия. Жду вторую часть ))
войдите с помощью: