Немецкие кварталы Петербурга - ч.2

Первая часть отчета здесь

Итак, «самый немецкий остров» в Санкт-Петербурге — Васильевский. И начинаем его осмотр с одного из первых знаковых зданий Петербурга — Двенадцати коллегий. Коллегии — новые органы управления государством, сформированные в петровскую эпоху взамен устаревшей системы приказов. И организованы они были по образцу центральных органов управления Швеции и Пруссии. Конечно, не обошлось без иностранцев — для работы приглашали специалистов из германских государств, да и строительство самого здания вместе с Доменико Трезини вёл немецкий архитектор Леонард Теодор Швертфегер.

Хоть это и не по теме экскурсии, интересно вспомнить, что само название «коллегия» происходило от коллегиального способа принятия решений. Генеральный регламент, утверждённый Петром I, гласил: «все лучшее устроение через советы бывает». Ничего не напоминает? Недаром есть мнение «Великий Пётр был первый большевик».

Следующее знаковое здание — Петербургская Академия наук на Университетской набережной.


История Академии была мне в общих чертах известна и раньше, научный труд о её основании написала моя тётя Юдифь Хаимовна Копелевич. Первым президентом с 1725 года был Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост и вплоть до 1746 года Академию возглавляли немецкие учёные. Да и первый состав Академии был полностью из иностранцев, среди которых — великий математик Леонард Эйлер, а единственный уроженец России — сам президент. Помню, как в советские времена нас учили, что в Академии-де было «засилье немцев», с которым последовательно боролся Михаил Васильевич Ломоносов. Ныне же мы понимаем, что именно приглашение иностранцев с целью не только научной деятельности, но и преподавания (этим Петербургская Академия отличалась от зарубежных) позволило осуществить прорыв и заложило основу для развития собственно российской науки. Уже через 11 лет В 1736 г. известный французский физик Жан-Жак Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда».

Следующая остановка — у аптеки Пеля на 7-й линии.


Имя это у всех на слуху, но об истории учреждения ничего раньше не слышал. А одни только надписи на здании подсказывают, что история богатая. Аптека основана в 1760 году, в 1770 переехала сюда на 7-ю линию, и все её владельцы имели немецкое происхождение. Семья Пелей вступила во владение аптекой с 1850 года, когда её приобрёл основатель династии Василий Васильевич Пель. Семейный герб Пелей.


А это самый известный владелец аптеки, его сын Александр Васильевич. Впервые в России А.В.Пель ввел в употребление таблетки и гранулы с дозированным содержанием лекарственных веществ; внедрил в практику методы асептики и антисептики; изобрел и применил на практике ампулу для дозирования и хранения стерильных инъекционных растворов. При нём к началу ХХ века аптека превратилась в целый комплекс медицинских учреждений, включая органо-терапевтический институт, фармацевтическую фабрику, биологическую, физиологическую, бактериологическую и урологическую лаборатории, амбулаторию, научно-исследовательское отделение, редакцию, научную библиотеку.


Аптека не прекращала работы и в годы блокады, именно здесь работала главная героиня романа Вадима Шефнера о войне и блокаде «Сестра печали». В 2005 г. сильно пострадала от воды при тушении пожара, в настоящее время сдана в аренду частному инвестору и полностью реставрирована, в чём легко убедиться своими глазами.

Продолжаем путешествие по линиям и проспектам Васильевского острова. Конечно, на «самом немецком острове» не могли обойтись без лютеранских храмов — это и Екатерининская церковь на Большом пр., 1А, и Михайловский собор на Среднем пр., 18Б. Дальнейший путь держим в промышленную зону, где многие предприятия были основаны немецкими предпринимателями.

Табачная фабрика «Лаферм», основанная австрийским подданным Йозефом Гоффманом, располагалась на углу Среднего просп. и 9 линии. Рождённым в СССР она больше известна как фабрика им. М.С.Урицкого, ныне сменила название и вынесена за пределы Петербурга.

Фортепианная фабрика Якоба Беккера переехала на 8 линию в 1870-е годы, ранее находилась на Итальянской улице. В СССР опять же сменила название на «Красный октябрь». В 1990-е годы название было возвращено, но сама фабрика медленно умерла — ныне фортепиано некогда знаменитой марки J.Becker производят в Германии.

Электротехнические заводы Сименса и Гальске начинали работу в России в 1853 г. с основания телеграфных мастерских и работ по созданию российской телеграфной сети. Ныне по адресу телеграфных мастерских между 5 и 6 линиями размещается завод им. Козицкого. Верный своему принципу после экскурсии изучать в сети материалы об увиденном, обратился к истории и с удивлением узнал, что на руководящих должностях в компании долгое время работал Леонид Борисович Красин. Сейчас его объявляют чуть ли не главным террористом среди большевиков, но оказывается, он прославился не только организацией боевых дружин.

А на 1-й линии проживал Генрих Шлиман — первооткрыватель Трои. Деньги на свои путешествия и археологические раскопки он заработал именно в Петербурге. Статью о его пребывании в России, как и о Бисмарке, предлагает сайт «Русская семёрка» russian7.ru/post/7-russkix-sledov-genrixa-shlimana/

Остановка у Смоленского лютеранского кладбища. Уже у входа мемориальная доска напоминает о Якове Ивановиче Эссен-Стенбок-Ферморе, основателе известного петербургского универмага «Пассаж». Но это не тот Стенбок-Фермор, у которого арендовал жильё Бисмарк, род Стенбок-Ферморов был велик.

На кладбище осматриваем могилы знаменитых граждан Санкт-Петербурга. Это и Фридрих Теодор Шуберт — математик, астроном, геодезист и популяризатор науки, действительный статский советник и академик, ...


… и министр иностранных дел Российской Империи граф Карл Васильевич Нессельроде, занимавший эту должность более 30 лет, ...


… и знаменитая балерина Мариинского театра Екатерина Оттовна Вазем, ...

… и великий педагог Карл Иванович Май, могила которого была утрачена, но найдена и восстановлена силами энтузиастов. Среди них и Никита Владимирович Благово, директор музея школы Карла Мая, встреча с ним нам ещё предстоит.


Здесь же и памятник печальной странице в «немецкой» истории Петербурга. В этой братской могиле похоронены дети, погибшие от артобстрела во время блокады.


Последний пункт нашей программы — музей школы им. Карла Мая на 14 линии. Ныне в историческом здании находится Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН, а правопреемник средняя школа № 5 располагается в здании на соседней 13 линии.


В музее встречает директор — мой старый знакомый Никита Владимирович Благово, мастер спорта СССР по туризму. Век живи, век учись — о том, что он работает директором музея я узнал только из анонса экскурсии и, конечно, сразу же поспешил принять участие. Лекцию Никиты Владимировича об истории школы пересказывать не стану — это надо слышать или хотя бы прочитать конспект, который предлагается экскурсантам. Покажу только наиболее интересные экспонаты.

Карл Иванович, его педагогические принципы и рабочее место.


Майский жук — эмблема школы.


Учебные пособия XIX и XX века.

Школьные парты XIX и XX века.

Внешкольная деятельность.

Знаменитые преподаватели и выпускники (некоторые, всех здесь не перечислить). Рерихи учились всей семьёй — и братья, и сыновья Николая Рериха.

История школы в сложном и противоречивом XX веке.

Несмотря на то, что тема немецкой культуры для меня отнюдь не новая, узнал многое ранее неизвестное. По-моему, подготовить эту экскурсию — большой труд, большое спасибо Ксении, что она на такой труд решилась. Всем очень рекомендую.


Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
Карта:
RSS
Александр, спасибо за вторую часть отчёта!
Александр, спасибо Вам большое за поддержку! Я правда очень старалась при подготовке.

В этом году экскурсия будет проходить в двух частях в разные дни. Более подробно будем рассматривать сначала центр города, потом Васильевский остров. Будет и кое-что новое в центре. Приглашаю! ))