Финский модерн и русский дух по обе стороны границы
В этот раз мы ездили на экскурсию сразу в два города и две страны. Это Выборг, который находится на территории России и Иматра, в Финляндии. Наш гидом был Юрий Бычков. Почему два этих города и что их связывает?
Всё просто — с XVIII века и до 1940-х годов Выборг и южная Финляндия составляли единую Выборгскую губернию. Это и привело к тому, что и там и там можно встретить тот самый неповторимый стиль.Выборг был основан в конце XIII века шведскими рыцарями. 400 лет – это была их крепость.
В состав Российской Империи переходит в начале XVIII века, при Петре I. Через 100 лет после этого стал российским губернским городом. В начале XIX века переходит под управление Финляндского княжества (тогда было частью России), а население становится, в основном, финским. В начале XX века в 1917 г. Финляндия получает независимость. До 1940 года это был второй по величине город Финляндии. С 2010 года — единственное историческое поселение Ленинградской области.
Круглая башня на рыночной площади
Круглая башня (Pyöreätorni), которую иногда еще величают «Толстая Екатерина», один из немногих уцелевших памятников древнего Выборга, наряду с Выборгским замком. Возведение башни понадобилось в связи с тем, что к середине XVI века, в эпоху шведского короля Густава Васы, каменные укрепления Выборга, построенные в 1470-х годах, уже частично утратили свои оборонительные качества и требовали усиления.
Была построена в 1547-1550 гг. гг. перед Скотопрогонными, или Скотными, воротами для защиты входа в укрепленный Каменный город с восточной стороны.
Руководил постройкой известный немецкий фортификатор Ханн Берген (Ганс фон Берген). Стены Круглой башни сложены из огромных валунов; толщина ее стен у основания достигает 3 и даже 4 метров, диаметр башни — около 21 м.
В дальнейшем, с появлением новых типов укреплений, Круглая башня утратила военное значение.
Ее использовали под разные нужды: арсенал, «баранья тюрьма» для арестованного скота, а также под аптечный и скобяной склад.
Из-за городских пожаров меняли несколько раз форму кровли. В XIX веке почти все утратившие оборонительное значение укрепление снесли. Осталась только Круглая башня (и башня Ратуши). Хотели снести и ее, т.к. она закрывала Банк Северных стран, но передумали.С 1880-х годов и до начала XX века башня использовалась как мучной склад компанией выборгского купца Д. Маркелова.
<p "="">В 1922 году известный финский архитектор Уно Ульберг, занимавший тогда пост главного архитектора Выборга, произвел обмеры башни, реконструировал ее и приспособил под исторический ресторан и зал заседаний «Технического клуба». В ходе реконструкции башня получила добавочные окна и рустованный портал.Рыночная площадь выложена булыжником разного цвета, среди которого есть красный.
Его плохо видно в солнечный день из-за пыли.
Здание, где раньше был банк
У дома очень прочные стены, т.е. добраться до банка не представлялось возможным – толстые стены, разные организации вокруг, охрана, а потом уже сам банк, в котором, разумеется, были свои железные засовы и охрана.
Уже в XV веке четверть населения Выборга стала богатой.
Дом из красного кирпича — это здание бывшего Выборгского отделения Банка Финляндии (Suomen Pankki), сейчас — Комитет образования. Построено в 1910 году по проекту архитектора Густава Нюстрёма. Именно с него начинается главная улица города – проспект им. Ленина.
Красно-кирпичный фасад относится к стилю модерн. В декоре использованы геральдическая выборгская и ганзейская символика.
Дом купца Маркелова
Идем дальше – в Выборге солнечно и тепло. Весь деревянный Выборг сгорел в результате большого пожара, после этого уже стали строить только каменные дома.
Дом купца Маркелова построен в стиле модерн в 1903 году по проекту Алана Шульмана. Четыре верхних этажа отделаны штукатуркой. Находится на проспекте Ленина, 6.
Кстати, медведи в Выборге на каждом шагу и не просто так.
Если долго вглядываться в медведя, то он становится похожим на кота!
Случайно, или нет?
Символы торговли по воде и суше — это паровоз и корабль
Восстановлен в ноябре 2016 года.
Скульптуры ближе
Главный вход украшают статуи девушек работы Феликса Нюлунда. У одной из них в руках букет, а у другой кадуцей, жезл. Одно из значений — жезл бога Гермеса (Меркурия); который был богом торговли. Говорят, что еще несколько лет назад в интерьерах банка стояли конторки с точно такими же девушками.
Теперь их там нет.
Все остальное в банке фотографировать нельзя, а вот потолок – пожалуйста.
А вот два дома, один примыкает к другому
Первый – двухэтажный особняк Ф. Сергеева (ул. Ленина, 14), построенный в 1882 году.
Это единственное в Выборге здание в стиле рококо, современники называли его «дворцом рококо».
Автором проекта выступил губернский архитектор Выборга Фредерик Оденвалл (Fredrik August Odenwall) (1843-1890).
Хозяином особняка стал купец Фёдор Иванович Сергеев (1840-1924), выходец из крепостных, прошедший путь от неграмотного ярославского мужика до основателя табачной фабрики, владельца пивоваренного завода, торгового советника, основателя оптовой фирмы «Сыновья Ф. Сергеева и Ко.» и щедрого мецената (значительные средства он жертвовал на повышение грамотности населения). Дом знаменит уникальными печами. К сожалению, сегодня пребывает в нелучшем состоянии и заколочен.
Примыкает к нему дом купца Конконена (пр. Ленина, 16). Здание в стиле модерн было построено в 1908 году по проекту архитектора Пааво Уотила (Paavo Uotila) (1861-1964), который также является автором жилого и доходного дома фирмы «Сыновья Ф. Сергеева и Ко.» рядом с автовокзалом.
Алвар Аальто — известный финский архитектор. Почти весь скандинавский дизайн, включая «Икею», появился благодаря нему.
Здание библиотеки было построено в 1935 году. Белый цвет и ничего лишнего – классический функционализм. Библиотека находилась в плачевном состоянии и была отреставрирована в 2011-2013 годы.
Актовый зал
Это единственная постройка Аальто в России.
Здание спроектировано архитектором в 1920-х годах и только в 1935 году было завершено строительство.
Из минусов – потолок в актовом зале из реек волной. Вроде красиво, но… рейки не подогнаны одна к другой, т.е. не симметричны. Очень сильный и неприятный запах в здании – пахнет каким-то машинным маслом и краской. Смотрительница сказала, что да, запах масла есть, которым пропитывали дерево при реставрации.
Возможно, что причина в постороннем запахе и именно это испортило впечатление, но мне пришлось уйти.
Сама библиотека – просто и аккуратно, но не больше, т.е. реставрация реставрацией, но, по моему мнению, с ней не дотянули. Если сравнивать с великолепным и просторным новым зданием Российской Национальной Библиотеки Санкт-Петербурга, то эта библиотека проигрывает.
Если нет, то библиотека понравится, все на месте, единственный минус – неприятный запах, и то, что для современной библиотеки здание небольшое. А для Выборга подходит идеально.Какой она была на самом деле можно увидеть только на старых фотографиях. Новодел после реставрации все-таки заметен.
Здание гостиницы было построено в 1929 году Уно Ульбергом для АО «Карельская типография», издававшего газету «Карьяла» («Карелия»). В дворовом крыле первоначально находились её редакция и печатный цех. Газета начала выходить в 1904 году и до сих пор печатается в Лаппеэнранте.
На нижних этажах гостиницы, которые выходят на улицу, находились офисы и торговые помещения, на верхних — отель «Кнут Поссе», названный в честь того самого коменданта Выборга, который отбился в 1495 году от воевод Ивана III и будто бы устроил «выборгский гром».
После войны этот отель первым начал принимать гостей города. Сегодня всё здание занимает гостиница «Выборг». Ресторан со сводчатыми потолками, расписанными Бруно Туукканеном, не сохранился.
Памятник мальчику с медведем
Скульптура «Лесной мальчик» находится на территории парка Эспланады. Памятник установлен в 1932 году, автор Юрьё Лийпола, финский скульптор. Первая легенда — однажды мальчик вышел из леса и стал ходить по городу и… и окаменел.Вместе с медведем.Так и стоит до сих пор.
Вторая легенда – сын скульптора как-то раз встретил в лесу мишек и был растерзан медведицей, когда хотел их приручить.
Другое название скульптуры – «Выбор пути». По мнению историков, композиция символизирует покорение природы человеком.
На центральной улице есть уютное кафе-мороженое. Ну, конечно же, с мишками. Белыми )
Дом справа – незаконная постройка, которая могла испортить облик города – бетон, сталь и стекло.
Но удалось ее остановить. Так и стоит в лесах. Разбирать никто не хочет.
Название Красная площадь получила не из-за красоты, или Ленина.
До Второй Мировой войны Красная площадь называлась Площадью Красного колодца, т.к. на ее северной стороне когда-то был колодец, который горожане называли «красным». Есть три легенды происхождения названия.Первая – в древности колодец стоял на возвышенности, а вокруг него было самое красивое место во всем городе. Вторая – колодец иногда окрашивали красной краской. Третья – в 1599 году у колодца были казнены местные жители, поддержавшие Сигизмунда III Вазу, короля Польского в междоусобной войне с герцогом Карлом Седерманландским (будущим шведским королем Карлом IX). Казненных было так много, что вода в колодце от пролитой крови стала красного цвета.
В 1949 году выходит Постановление Правительства «О переименовании». И Площадь Красного колодца становится просто Красной. Сейчас Красная площадь — центральная площадь Выборга на ней проходят массовые гуляния и торжественные мероприятия.
Пока почти все отправляются на обед, я иду гулять по городу дальше.
Памятник находится перед Выборгским Кафедральным собором Петра и Павла. Был открыт 21 июня 1908 года.
Бронзовые элементы утрачены в 1940 году во время Советско-Финской войны. Восстановлен в 1993 году – отлит заново бюст. 27 июня 2009 года памятник вернулся на свое место.
Микаэль Олави Агрикола (родился в городе Перрнаа около 1507 – ум. 9 апреля 1557 в Куолемаярви) — реформатор Церкви, создатель финской письменности и литературы. Учился в 152-е годы в Выборге в Латинской школе. Позднее был учеником Лютера и Меланхтона в Виттенберге. Агрикола входил в состав шведской делегации, которая проводила переговоры в Москве и Новгороде. На обратном пути скончался на мысе Кюрённиеми в месте Куолемаярви, похоронен в Выборге.
Автор скульптуры медведя — Ева Гюльден. Стоит медведь рядом с главным фасадом собора Св. Петра и Павла у фонтана.
Это один из тех самых гранитных медведей, которые украшали вход в здание Выборгского вокзала, построенного в стиле северного модерна в 1913 году по проекту знаменитых архитекторов Э. Сааринена и Г. Гезелиуса.
Почти весь вокзал был разрушен в 1941 году. Фонтан, к которому «подселили» медведя, построили в 1960 году и проработал совсем недолго. Сейчас — это просто чаша с гранитными глыбами, главным украшением которой и является знаменитый медведь.
Главная башня снова на реставрации.
<p "="">В Северной гавани на маленькой скале на самой середине стоит велосипед.
А еще вот такие вывески
А мы отправляемся дальше, и наш путь лежит в Иматру, Финляндия.
В нем живут священник и служители.
К сожалению, попасть в церковь нам не удалось – хранитель уже ушел.
Заглядываем внутрь и осматриваем снаружи.
Видно, что там светло и просторно. А еще – очень уютно.
Алвар Аальто работал над проектом церкви Трёх крестов в 1955 году. Так как район был промышленный, то архитектор решил, что церковь не должна выделяться среди других зданий, а наоборот должна органично их дополнять, при этом быть уникальной. В результате и появилось такое здание.
Главный зал соединяется с другими помещениями и состоит из трех частей. Две их них содержат передвижные перегородки с электромотором. Толщина перегородок 42 см и они звуконепроницаемые. Таким образом, в трех залах можно проводить разные службы и мероприятия, не мешая друг другу.
Всего в церкви около 800 посадочных мест. Орган тоже есть, сделан в 1990 году. Вместо традиционного изображения (или статуи) Христа стоят три белых креста из дерева, от которых церковь и получила свое название. Те самые, что были на Голгофе.
Окна и кресты расположены так, чтобы во время службы тени от крестов падали на стену.
Окна поближе
Всего окон 103, все, кроме двух, разные. По сравнению с библиотекой Выборга – впечатления самые положительные. Атмосферу, безусловно, задали просторные окна – дневной свет проникает внутрь и окрашивает помещение в теплые тона.
Настольная лампа в церкви Трёх крестов – это образец функционализма. У такой лампы есть выемка на круглом плафоне с одной стороны, для того, чтобы быстро включить / выключить лампу священнику во время службы.
Колокольня высотой в 34 метра и сделана из железобетона. Она в форме стрелы.
А вот так колокольня выглядит изнутри
Чтобы добраться до трёх колоколов, надо залезть по опасной лестнице на самый верх.
Сделать это не просто, поможет страховка, т.е. при подъеме один карабин пристегивается к поясу, а второй – к лестнице. И так – до самого верха. Ну, и, конечно, нужен фонарь, т.к. в башенке окон нет.
Дальше наш путь лежит к Береговому замку (Ruokolahden Rantalinna), который стоит на высоком берегу озера Сайма, будто посреди леса. Домик очень красивый и построен в стиле северного модерна.
Сейчас он в частном владении, поэтому подробно рассмотреть не удалось.
Супруги Ольденбургские
А в начале прошлого века тут было поместье представителей одного из самых знатных и аристократических родов России — принца Александра Петровича Ольденбургского (1844-1932) и его супруги Евгении Максимилиановны (1845-1925), урожденной княгини Романовской, герцогини Лейхтенбергской, принцессы Богарне.
Береговой замок был он построен в 1911–1913 гг. по заказу Фрица Вернера Виика, юриста и адвоката из Выборга. Архитектором проекта стал Клас Аксель Гюльден (1879-1916). Позднее он откроет свое архитектурное бюро в Выборге.
Незадолго до октября 1917 г. семья переезжает в Ранталинне насовсем. Потом в России произошел Октябрьский переворот, и они потеряли возможность вернуться в Россию и остались здесь. Замок был продан в 1929 г., когда Евгении Максимилиановны уже не было в живых, а Александр Петрович переехал во французский город Биарриц.
И, наконец, едем к знаменитой гостинице Иматры — «Валтионхотелли» (Valtionhotelli) у водопада.
Здание построено в 1903 году по проекту архитектора Уско Нюстрома на месте двух небольших деревянных отелей для богатых постояльцев из Санкт-Петербурга, сгоревших в пожаре в 1900 г.
Изначально гостиница носила название Grand Hôtel Cascade.
До и во время гражданской войны в гостинице располагался военный госпиталь.
В годы Второй мировой войны, в том числе и во время «войны-продолжения», в гостинице находился штаб «армии (карельского) перешейка» (фин. Kannaksen armeija) и ставка главнокомандующего.
В послевоенные годы здание отеля подверглось капитальному ремонту, выполненному под руководством Аарне Эрви, а в 1985-1987 годах зданию в ходе тщательной реставрации был возвращен оригинальный цвет.
В 1983 по проекту Илмо Вальякка (фин. Ilmo Valjakka) в гостинице открыли конгресс-зал.
В январе-феврале 2005 года в гостинице проводились работы по внутренней отделке помещений.
На реставрацию было потрачено три миллиона евро.
Отелю вернули первоначальный вид. В настоящее время гостиница принадлежит концерну Restel Оу, объединяющему 40 отелей крупнейших гостиничных сетей.
Потрясающий дом, где в каждом номере свой дизайн окон.
Перед входом на стене вот такая красота – изображение реки на камне с надписью Suomi.
В «Валтионхотелли»92 комнаты, конференц-зал на 250 человек, несколько саун, бассейн и кабинеты.
Есть два ресторана, где предлагают блюда со всего мира и местные деликатесы.
А рисунок на тарелках повторяет роспись стен главного зала ресторана.
Прихожая
Охотничья гостиная
Все очень стильно, со вкусом и дорого.
Кресла удобные.
На стенах, как ни грустно, трофеи – головы убитых зверей.
А еще ружья и картины с элементами охоты, или разделкой зверушек.
Набор богатого рыболова
И, конечно, именитые люди любили хорошие напитки – набор для открывания бутылей
Картина с охотой
Колец в цепи – 100. Каждый год добавляют по одному кольцу.
Последнее (на сегодня) – золотое, юбилейное.
Туристам рассказывают легенду о замужней женщине, деве Иматры, влюбившейся в финского солдата. Не имея возможности ни развестись, ни вернуться к мужу, она поселилась в отеле на берегу реки и однажды от отчаяния бросилась со скалы в воду.
Ее призрак до сих пор можно встретить на 4 этаже отеля, а в память о ней на крыше стоит чугунная фигурка чёрного кота.
Согласно преданию, когда душа ее упокоится в мире, кот уйдет, а пока он живет на крыше.
Чуть дальше мы увидим памятник деве Иматры.
Любоваться водопадом стало модным особенно в конце XIX века (фото тех лет)
Помимо светской жизни, путешественникам предлагались и другие занятия. Самые смелые могли переправиться через водопад на подвесной корзинке (!). Из-за технических проблем данное занятие вскоре было отменено. Над водопадом был организован поход по канату, а освещали водопад с помощью выработанной собственной гидроэнергии.
На протяжении многих лет самой известной достопримечательностью Финляндии был именно этот водопад Иматра на реке Вуоксе, недалеко от того места, где она вытекает из озера Сайма.
После строительства на порогах гидроэлектростанции в 1929 году его «включают и выключают», как фонтаны, строго по расписанию.
С 8 июня по 25 августа шоу с низвержением потока в гранитный каньон устраивают ежедневно.
Во время дневных пусков рокот воды сопровождает музыка Сибелиуса, а вечером и ночью к знаменитому композитору присоединяется еще и Пелтомяки со своими потрясающими световыми эффектами.
Сейчас идет ремонт, воду не сбрасывают.
Первой из знатных персон России на Иматре побывала в 1772 году Екатерина Великая, которая со свитой приехала полюбоваться красотами водопада, а к началу следующего века окрестности Иматры сделались популярным местом экскурсий состоятельных петербуржцев.
Этот мост прозвали Мостом самоубийств, так как именно с него бросались в Вуоксу самоубийцы.
Девушка лежит в фонтане, который символизирует реку Вуокса.
Летом, когда фонтан работает, то его бассейн полный, фигура исчезает в воде, постепенно, будто растворяясь в ней, превращаясь в нее.
В водопаде Иматры покончили с жизнью десятки человек.
Статуя «Дева Иматры» — беззвучный памятник, посвященный всем утопившимся.
Автор памятника — скульптор Тайсто Мартискайнен.
Памятник открыт в 1972 году.
Достать тела погибших из воды не всегда удавалось, поэтому имена и даты смерти самоубийц писали на ближайших скалах. Так прибрежные гранитные камни стали могильными плитами. Некоторые надписи сохранились до сих пор.
За возможность побывать в Выборге и Иматре и прикоснуться к удивительным памятникам огромное спасибо «Серебряному кольцу»
Александр Кенсин
Copyright © Фото by sunsinta, 2018
Copyright © Текст by sunsinta, 2018
Впервые как выборжанин вижу человека, который обругал оригинальный волновой потолок в библиотеке! Это шок!)) Потолок был именно так задуман и построен автором, который решил обыграть здесь свою фамилию: Аалто по-фински означает «волна».
«Какой она была на самом деле можно увидеть только на старых фотографиях».
Так вот, по поводу новодела: автор, Вы эти фотографии сами-то видели? Очевидно, нет, если так говорите. Реставрация проводилась финляндскими специалистами в полном соответствии с оригинальными чертежами Аалто. Поэтому сейчас библиотека абсолютно идентична авторскому проекту! Сравнивать её с новым зданием РНБ просто смешно!!! Тем более, что сотрудники РНБ далеко не в восторге от нового здания…
В-третьих, в своих отзывах я опираюсь на данные, которые нам предоставляют.
Вел экскурсию гид из Выборга.
Даже Википедия, например, говорит, что первое название парка — это Парк Ленина, а второе — Парк-Эспланада.
Специально для вас, чуть изменил текст, но сути это не меняет.
Вы просто не знали того названия, вот и решили, что ошибка.
И вы даже не поняли, что мне не нравится не сам волновой потолок в библиотеке, а то, что одна рейка плохо прилегает к другой на нем.
А не то, что он волной.
В-четвертых, я лично знаком с сотрудниками РНБ, поэтому вы придумываете снова то, чего нет.
Новое здание очень красивое.
И уважайте, пожалуйста, те точки зрения, которые отличаются от ваших. )
По поводу парка. Это не парк Эспланада, а парк-эспланада, вот в чём разница. Слово «эспланада» не является названием, это просто указание, что парк разбит по типу эспланады. Хотя в строгом смысле слово «эспланада» не совсем тут подходит.
Насчёт библиотеки: «рейки не подогнаны одна к другой, т.е. не симметричны» — Поясните тогда, пожалуйста, что Вы подразумеваете этими словами? Я неоднократно разглядывал этот потолок и не увидел, что «одна рейка плохо прилегает к другой на нем». Потолок очень даже гладкий, и где Вы там обнаружили неплотное прилегание их, — решительно непонятно.
Ну и по поводу РНБ. Представьте себе: я тоже знаком с сотрудниками этого заведения, причём на довольно близком уровне. Поэтому в лучшем случае — сотрудники имеют разные мнения, а не я «придумываю то, чего нет». Так что об удобстве и функциональности новой РНБ можно поспорить. Насчёт внешней красоты нового здания: сильно на любителя, но вполне признаю существование людей, которым оно может нравиться. У нас в России вообще отсутствует массовый запрос на хорошую архитектуру, поэтому удивляться не приходиться.
Спасибо )
Безусловно, Википедия не источник точных данных и никогда ею не была, это отлично, что вы тоже так к ней относитесь, как и я.
То, что нам гид именно сделал акцент, что это название парка, да, он им. Ленина, но видимо, уже уходит это в прошлое, раз такой акцент.
Опять же — как уже раньше и сказал, вношу правки в статью, всегда прислушиваюсь к тем, кто комментирует и пишет ответы.
Поэтому правки внесены )
Можете пойти и посмотреть — там действительно очень красивая волна, но рейки не симметричны, поэтому такое впечатление, как и ужасный запах, но я запахи вообще очень хорошо чувствую, там подтвердили даже работники, что запах есть, что опять же, как вы читали, могло повлиять на итоговое впечатление.
Ну, конечно, точки зрения даже среди работников РНБ могут быть разными, о чем и было выше — у всех свои.
Вы знаете тех, кому не нравится, я знаю тех — кому нравится новое здание.
Это нормально.
И я не про внешнюю красоту, а про внутреннюю РНБ, мы обсуждали внутри помещение библиотеки Ааальто и была приведена для сравнения библиотека РНБ.
По поводу общего дизайна здания: почитайте не только википедию, это здание — образец библиотеки в мировой архитектуре, ни больше ни меньше. Сравнивать его с огромным рнб, каково бы оно ни было — просто некорректно.
Живу в Выборге почти 30 лет и ни разу не видел в городе никакой реки. Вода в Выборге — это Выборгский залив, часть Финского.
Может, с Иматрой перепутали?
Более того — Северная гавань есть и на картах Яндекса, не говоря о бумажных.
Опечатка, сказали бы вы, но нет, придумали другое.
Я всегда «за» корректные вежливые замечания и вношу правки, когда они нужны.
И даже гидам на экскурсии, хотя гиды «Серебряного кольца» стараются тщательно готовиться, не всегда можно верить.
Я когда пишу посты, стараюсь сверяться с разными источниками и выбирать наилучший.
В данном случае был взят справочник по Выборгу и, как оказалось, даже в нем ошибка.
Не говоря про Википедию, и др. источники, где вообще написано, совсем другое, например, про Микаэля Агриколу.
В данном случае — взята информация из нескольких справочников для сверки + информация с памятной доски у памятника.
Насчёт же Северной гавани я Вам ни слова не сказал. Замечание моё было только про реку. Читайте внимательнее.
Просто вы написали слишком иронично и пошутили про Иматру.
Вот потому и современный, что это никакой не модерн, а типичный для Аалто модернизм-функционализм. Модерн и модернизм это две очень большие разницы.
Действительно модерн и модернизм — это разные вещи.
Больше того — именно про все это с девушкой написано на памятной табличке.
А фигура действительно исчезает в воде, превращаясь в нее.
И идеально это видно будет, когда там будет вода )
Таким образом, благодаря вам выяснили, что даже финны могут написать не совсем то, что есть на самом деле.
Еще раз спасибо вам.
Тоже внесены правки.
войдите с помощью: