Невская застава: берег левый, берег правый
После основание Санкт-Петербурга Петр I заложил на восточной оконечности Невского проспекта монастырь во имя Святого князя Александра Ярославича Невского – стража и покровителя невских берегов. У начала проспекта Обуховской обороны (Шлиссельбургский тракт) был контрольный пункт – застава. Вскоре «Невской заставой» стала называться вся левобережная часть Невского проспекта.
О чем могут рассказать название улиц? О многом. Вот, например, Зеркальный переулок, Хрустальная, Фаянсовая улицы, расположенные за Обводным каналом хранят немало интересных историй. Ведь здесь, как можно догадаться по названиям, в 18 веке располагался Стеклянный городок Потемкина. Работал завод до революции, в 1940-х годах возрождался под названием «Ленинградский завод Художественного стекла». А вот полюбоваться произведениями завода, выполненных с большим мастерством я отправилась самостоятельно в единственный в Санкт-Петербурге Музей Художественного стекла на Елагином острове, где можно присесть на скамейку и щурясь от яркого света, не отрываясь рассматривать удивительные произведения мастеров.
Непосредственное отношение к рабочей слободе имеет и церковь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте» с грошиками – шедевр фон Гогена.
В 1857 на Невской заставе был основан Невский литейный и механический завод. На нём выпускались паровозы и военные корабли (в том числе легендарный миноносец «Стерегущий»). А в середине 20 века у проходной завода появился первый в нашем городе памятник Ленину.
Компания «Невская Косметика» — старейшая в России, история ее насчитывает более полутора веков. В 1839 г., с высочайшего соизволения Его Величества Императора Николая I было создано «Общество для производства стеариновых свечей, олеина и мыла».
Пролетарский завод (до 1922 Александровский чугунолитейный) — один из трёх главных в Обуховской промзоне. А его история — одна из интереснейших страниц истории Петербурга.
В железнодорожную эру — главный поставщик техники для российских магистралей. Именно здесь был построен первый отечественный паровоз. Ныне основная его продукция — судовое оборудование.
На Александровском заводе были изготовлены Московские и Нарвские триумфальные ворота, квадрига Аполлона для Александрийского театра, шестерка лошадей, вознесенная над аркой Главного штаба и многие другие произведения монументальной и декоративной пластики, в том числе «сторожевые» львы, стоящие у главного корпуса завода. Львы в Санкт-Петербурге самые разные – мраморные и гипсовые, медные и чугунные, привезенные из Израиля и Китая, созданные в России. И вот одного из них мы повстречали в фирменном магазине «Императорский фарфор №1».
Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.
В начале XX века работники Императорского Фарфорового завода обратились к властям с прошением о постройке католического храма. Разрешение на строительство было получено. В 1917 году храмбыл достроен и освещен в честь Святейшего Сердца Иисуса Христа.
А вот рассматривать оригинальные вещи стекольного, фарфорового заводов, карточной и текстильной мануфактур было интересно в музее «Невская Застава». На данный момент музей закрыт на ремонт и реставрацию.
В середине XX века церковь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радосте» с грошиками была закрыта. А вот чудотворный Список Иконы «Всех Скорбящих Радости» с грошиками был передан в Троицкий храм «Кулич и Пасха», где находится и поныне.
Во время экскурсии мы оказались возле истинно маленького средневекового замка среди современных городских джунглей. Пристрельная, водонапорная башня была построена в конце 19 века. Башня использовалась для того, чтобы настраивать прицелы артиллерийских орудий, которые производились на Обуховском заводе на противоположном берегу Невы.
В конце экскурсии мы посетили Дачу Чернова. Несмотря на дождливую погоду экскурсия все же состоялась и получилась очень удачной и интересной.

Тур в расписании на даты: 15.10